С одной стороны, хочется согласиться с некоторыми авторами и сказать, что у Православия в том виде, в котором оно есть, нет будущего. А с другой стороны, так можно было сказать еще полторы тысячи (с лишним) лет назад… Разве не так?
И не то, чтобы совсем ничего делать не надо, но… просто то, что уже делали все эти полторы тысячи (с лишним) лет, только уменьшало искомые шансы…
С середины XX века там-сям частенько прибегают к понятию «внутренней эмиграции» как метафоре бегства от действительности и неучастия, проистекающего от осознания бессилия и отсутствия возможностей… Я думаю, что иногда есть смысл поговорить и о «Внутренней Церкви» - но уже не как о метафоре, а как о чем-то реально соответствующем понятию Царствия Божьего, которое «внутрь нас есть» (Лк.17:21), т.е., не просто находится внутри, а в процессе разворачивает себя во времени не вовне нас, а в нашу глубину. Царство Божье имеет векторнорное измерение, оно есть «Бытие в»...
И это всё - не столько разочарование во «внешнем Царстве», сколько осознанная реакция на последствия разочарования, проистекающего от некогда неосознанных попыток внешним полностью заменить внутреннее в условиях, которые требовали лишь согласования первого и второго.
Вот, кажется, громче всех орешь «Утверди, Боже, святую Православную Веру» и «Вера вечная, вера славна, наша вера Православна!», а свой дом оказывается непостроенным даже на песке.
Внутренняя Церковь - это не бегство от невозможностей реальности. Это попытка прибегания к утерянной реальности и непостигнутым возможностям. Это путь не «от» а «к». Да, о чем-то похожем иногда говорили некоторые сектанты, но некоторые секстанты и о Христе говорят, и о Пресвятой Троице - что ж нам теперь из-за этого молчать об этом?
Мне кажется, что Господь прекрасно понимал, с кем имеет дело и среди кого основывает Свою Святую Церковь. А раз так, то «всё вот это» и даже более этого (с лишним запасом) учтено Им в Его архитектурном проекте. «Врата ада ее [Церковь] не одолеют» (Мф.16:18), «аминь!» (40 раз) - в том числе и потому, что ее несущие опоры недоступны для нас и нашего разрушительного воздействия… Нет, правильнее будет так: «ДАЖЕ для НАС...» - опускающих свои шаловливые ручки с Ним в блюдо... При том, если апостолы в известной ситуации боялись сами оказаться предателями и со страхом и трепетом спрашивали Господа «не я ли?», то мы уже не спрашиваем, а бодро утверждаем о других, что «это они»…
Здесь еще можно порассуждать и о условной «Глубинной Церкви» (по аналогии с глубинным государством) - единство которой совсем не в причудливых диптихах и не во власти епископа какого-нибудь в прошлом великого города. А в связи или параллельно с этим можно порассуждать и о «граждаеской церкви» (в аналогии с гражданским обществом)... Но сделаем это в другой раз.