Поезд в никуда

Dec 28, 2023 14:32


Этим воскресением мы слышали притчу Брачном пире. Она приводится в Новом Завете дважды: евангелистами Матфеем и Лукой. В общем сюжете эти два изложения совпадают, но существенно отличаются некоторыми деталями - мы сейчас не будем говорить о них. Однако заканчиваются эта притча одинаково, слово в слово в двух Евангелиях: «Много званых, но мало избранных».

Эти слова Господа часто вызывают недоумение: неужели избранными были те трое, что отказались, а все остальные, званые - лишь их безличные заменители-статисты? Давайте поразмышляем нам максимой Христа!



1.
Те трое неявившихся прообразуют еврейский народ, который на самом деле был избран: для определенной миссии, а не потому, что он лучше всех. В некотором смысле все было даже наоборот: Господь призывает к особенному служению неписьменный, отсталый, забитый народ - в том числе и для того, чтобы никто не подумал, что спасение Израиля не от Господа, а от многочисленности популяции, культуры, науки, научно-технического, гуманитарного развития и военного гения евреев (см.: Втор. 7:7).

Притом «спрыгивает» этот народ в самый неожиданный момент - когда «все трудности подготовки» позади и нужно просто прийти на заключительный Пир: войти в радость пришедшего Мессии, чаемого от создания века, и в служении приближению прихода Которого, собственно, и заключалось их избранничество.

Если кого-то Господь избирает лидером этой Миссии, то из этого не следует, что все остальные, кроме лидера, его не интересуют.

Поскольку в лице израильского народа всем народам земли дано было благословение и обетование о Спасении (см.: Быт.12:1-3), то можно было был бы подумать, что раз иудеи в своем большинстве «ушли в отказ», то праздник отменяется - и для евреев, и для всех остальных. Однако, все случилось иначе: праздник не только не отменяется, но еще и происходит при превалирующем участии как обитателей духовных трущоб самого Израиля, так и прочих גויים - «гойим», т.е., неевреев, проживающих во всяких «хлябях» за пределами нашего метафоричного города, люди с догматических окраин. Святой Израиль пустым не бывает!

Этот неожиданный поворот в притче является ответом Господа на вопрос о роли неевреев в Царствии Божьем: подлинным сыном Израиля является не тот, кто родился по плоти евреем, а тот, кто откликнулся на Божественный призыв войти в Его Радость. Не тот, кто, не будучи евреем по рождению, стал прозелитом, пристав к еврейскому народу (в этом был смысл лишь во время ожидания Мессии), а тот, кто «прилепился напрямую» к именно Мессии, уже явившемуся.

Так же, как и в нашем случае: важно не только внешне присоединиться к Церкви (к людям, традициям, атмосфере, времяпрепровождению и пр.), но и иметь реальное внутреннее единство с Богом; опасно подменять вопрос спасения вопросом членства в Церкви как «организации» - как некогда Бог из камней воздвиг себе сынов Авраама, так и из того же материала он может сделать Себе и христиан. Как тогда, так и сегодня на Лоне Авраама могут возлечь всякие «не пойми кто», пришедшие от Востока и Запада (т.е., не пойми откуда), а сыны Царствия могут оказаться все там же: в большой глубокой неприятности.

Евреи думали, что Господь не может остаться без Израиля - и это правда, поскольку Израиль и Бог были и остаются связанными многими обетованиями. Но границы Израиля отныне вписывают в себя всех тех евреев по плоти, кого сами «порядочные иудеи» считали отщепенцами, изгоями - духовными инвалидами (теми, чья вера, якобы, увечна и несостоятельна - вспомним, что однажды всех верующих в Иисуса отлучили от синагоги) и, возможно, неевреями вовсе, а даже тех, кто не имел прямого отношения к еврейской религии, народности и государственности.

Библия говорит, что иудей - это тот, кто находится с исключительно важном положении относительно Яхве, и эта позиция зависит не от наличия определённого рода генов, а исключительно от соблюдения заповедей Яхве.

Помните, как в известном фильме: «Если вы слышите меня - вы и есть Сопротивление»? Так и здесь: если человек пришел на зов Господа, то он и есть избранный, и на его месте может быть каждый, но не каждый в действительности оказывается на нём. Митохондриальная ДНК здесь не при чем. Вопрос избранничества - не вопрос родословных, чай же не о выставке собак идет речь!

Не все выполняют одинаковые роли на борту корабля: кто-то капитан, кто-то матрос, кто-то пассажир первого класса, кто-то второго, но все одинаково следуют к порту назначения. Если не прыгают за борт, конечно. И не все народы выполняли одинаковые функции в приготовлении к пришествию Мессии, но все народы важны. Евреи не царствовали над другими народами, а служили им в свидетельстве о грядущем Спасении.

Израиль - не только не может быть пустым множеством, но не может не быть и множеством открытым.

2.
Есть один из таких методов в герменевтике, который предлагает нам помнить, что Христос не говорил по-гречески, и Писание Он не цитировал на церковнославянском или латыни. Поэтому всегда нужно мысленно задавать вопрос «а как разбираемая нами фраза звучала в устах Господа непосредственно, и какие бы аллюзии и на какие библейские тексты или раввинистические споры у нас возникли, если бы мы слушали Его непосредственно?» - т.е., речь идет об арамейском и иврите.

Я не знаю, делал ли кто-нибудь это раньше, но мне кажется, что для понимания разбираемого нами афоризма Христа нужно привлечь некоторые места Пятикнижья и выстраиваемую на их базе в иудейской проповеди «диалектику» между понятиями «кадош» (святой) и «сегула» (собственный, драгоценный добродетелный, подходящий для коллекционирования и пр.), например:

«Ибо ты народ святый (קָדוֹשׁ) у Господа, Бога твоего: тебя избрал (בָּחַר ) Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным (סְגֻלָּה) Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор.7:6). Категория святости в Библии так или иначе раскрывает себя как избранность, обособленность и призвание и имеет свою цель: сделать человека драгоценным достоянием Божьим. Но иногда этого не происходит: святое имя на себя приняли, а как были, так и остались мусором, и уже не просто мусором, но уже и неподлежащим дальнейшей переработке - только утилизации на свалке токсичных отходов.

«Сегула» - очень сложное понятие, сложно перевести одним каким-то словом на другие языки. Русских перевод не раскрывает всей глубины оригинала и делает незаметным для нас совершенно очевидную реминисценцию в словах Господа: тех, кто считает себя кодеш много, но тех, кто стал сегула, маловато.

3.
Важно избегать и другой крайности в понимании этой притчи. Когда мы говорим об «отвержении иудеев», так же нельзя переходить на национальности, поскольку, как мы выяснили, принадлежность к Народу Божьему - это не вопрос национальности. Раз так, то и не вопросом национальности является и тема «непринадлежности» к нему. Это отчетливо видно на примере человека, пришедшего не в брачных одеждах (см.: Мф.22:10-14) - он явно был одним из тех самых «инвалидов», заявившимся на Праздник с перекрестков и окраин, но оказался вышвырнутым взашей в то самое место, где в итоге оказались три наших «очень занятых» иудея: в кромешную тьму.

Примечательно еще и то, что разбираемая нами максима Христа используется Им и в моралите другой притчи - о Талантах, где она звучит так: «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных». В принципе, и об иудеях не сказано, что их не станет «вообще», а сказано, что они станут последними - поменяются местами с неевреями. Как некогда иудейский народ был ледоколом веры, в фарватере которого следовали другие племена к своему Спасению, так теперь «гойим» должны не отвергнуть, а влечь за собой иудеев, ставшими теперь ведомыми. Наша очередь свидетельствовать иудеям.

Наши отцы некоторые время много боролись с «иудейством» в Церкви (иногда по делу, а иногда нет, да еще так, что нам должно быть теперь стыдно) - но не будем о практике, а остановимся на теории. Все это не иначе как для того, чтобы никто не подумал, что Спасение в Церкви есть только потому, что в ней осталось хоть что-то от еврейских обычаев. Только Христос! Его одного достаточно, и все остальное только мешает. В результате этой борьбы (но не только) мы сегодня парадоксально имеем латинские, греческие, сирийские, армянские, коптские и другие исторические формы христианства, а иудейскую… нет, такую не имеем. Не имеем в плотском смысле, конечно. А с духовным «жидовством» у нас все в порядке: слишком многие считают свою нацию богоизбранной… Даже тогда, когда кто-то свой колхозный междусобойчик, взятый вне этнических определений, считает единственно богоизбранным, то… сущностно ведь тоже ничего не меняется…

Я закончу свой скетч анекдотом. Останавливается поезд и стоит очень долго. Одессит с нетерпением интересуется у проводницы: где стоим, чего стоим? Та отвечает, что стоим в Бобруйске и меняем паровоз. Одессит не унимается: как меняем, на что? «Как на что?! На паровоз!» - отвечает проводница. «Паровоз на паровоз? Хм! Нет, тогда это не Бобруйск!». Так вот, друзья, когда мне вместо одной богоизбранности пытаются втюхать другую, которая также «понад усё», то я, как выходец из Бобруйска, чувствую, что меня хотят обмануть.

воскресное, политика, логотея, 7-40

Previous post Next post
Up