Границы -3

Nov 03, 2023 00:41


(продолжение, часть 1, часть 2)

Как мы уже об этом вспоминали, «единство не создают, а обнаруживают». Но заметить общность взглядов сложнее, чем предположить их разницу - особенно если речь идет о религии (своей и еще чьей-то). Я здесь даже готов сформулировать принцип (пусть это будет принцип Лепина): чем ближе конфессии и толки, тем больше они антагонистичны и непримиримы друг с другом. Католиков принимаем в сущем сане, зато ПЦУ-шников перекрещиваем; мусульман приглашаем на мероприятия, а униатов ни в коем случае...

В истории этот принцип тоже не раз себя показал. Пример: власть поганых ордынцев оказывалась более предпочтительной, чем власть всяких «папежников» - в том числе и потому, что поражения, обиды и унижения от братьев (пусть и не родных, а двоюродных) понести всегда сложнее, чем от радикально чужих людей. Но не только поэтому.



Сегодня парадоксальным образом мусульмане для некоторых православных оказываются ближе, чем, скажем, католики... Никита Михалков, которого потом цитировали куда более высокие лица, так и говорил: «Я считаю, что ислам, особенно российский ислам, намного ближе к православию, чем католицизм. По духу - горячему и искреннему - мы намного ближе друг к другу, так это сложилось исторически. Поскреби русского - увидишь татарина. Это замечательные слова, это правда. Именно эта восточная кровь и создала совершенно уникальный русский характер, который до сих пор для многих остается загадкой»… Давайте отнесемся снисходительно к этой несуразице. Если я решу снять фильм, то мой кинематографический результат может оказаться хуже, чем у Михалкова получились опыты в богословской компаративистике...

Итак. На самом деле никакой загадки здесь нет. Если оставить за скобками патриотических паѲос сентенции, то можно заметить, что в ней мы имеем неотрефлексированный принцип милосердного самаритянина «наоборот»: уже не католик в Бургундии, а мусульманин из Казани оказывается ближним для русского, в то время как казанский католик, если и есть, то сам едва живой лежит на обочине и претендует на те же два динария и место в гостинице, что и православные. Да и с мусульманином из Казани не только бесполезнее, но опаснее враждовать, чем с католиком из Бургундии, а враждовать-то хоть с кем-то да нужно - деды\отцы же воевали! Это создает иллюзию сопричастности к чему-то святоотеческому и великому. И ладно, если б еще воевать умели (и не с со своими собственными страшилками, а с оппонентом as is) , так нет же!..

логотея

Previous post Next post
Up