Границы - 2

Oct 27, 2023 14:29


(продолжение)

  • «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе… Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. Неужели Бог [есть Бог] Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру. Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим.3:21-31)

Есть вера, а есть закон. И «законы веры» - на самом деле просто законы. Здесь говорится о Законе Моисея, но можем ли мы говорить о законе в более широком смысле - например, о Правилах Св. Отцов? Конечно! Если мы не спасаемся даже Моисеевым Законом, то что уже говорить про все другие законы (например, про правила Василия Великого), которые тем или иным образом или наследуют ему, или заменяют его? Никто никогда не спасётся никакими правилами - просто потому, что никто никогда не спсётСЯ, не спасёт себя сам (опосредованно или непосредственно). Разоблачение смысла возвратной частицы здесь является ключевым для понимания! Никто не спасётСЯ, не спасет себя никакими законами, потому что законы (любые!) - не Христос, а спасти может только Он.
Просто правила и законы - это просто правила и законы, которые, будучи соблюденными без любви к Богу и человеку, превращаются в свою противоположность - в беззаконие по отношению к Правде Божий, на которую нет нашего закона и которая вообще не нашего собачьего дела.

Иудействующие христиане использовали Закон, чтобы обязать язычников, желающих стать христианами или уже ставших ими. Из-за этого многие из нежелающих присоединяться к еврейскому миру оказались вне Церкви, и эту потерю апостол считает неоправданной и неизвинительной. Использовать Правила для того, чтоб разваливать Церковь, раскалывать, соглашаться на любые потери (даже не одной какой-то паршивой овцы «ради» девяносто девяти) чтобы потом сказать себе перед зеркалом «я смог, я выдержал» - ну такоэ, простите. Когда ты один такой весь из себя правый и в белом пальто, а все остальные вокруг - еретики, раскольники или просто еще «не достигли», то «это фиаско, братан», и не факт, что торжество православия.



Законничество - оно есть признак торжества формального над содержательным, а значит - признак деградации и вырождения системы. Оно есть симптом аутоиммунного заболевания личного или коллективного церковного сознания, когда его «защитительная» реакция не столько спасает Организм, сколько вредит ему и себе пусть и по самым благородным поводам. Я бы очень хотел здесь привести мысль, которую приписывают проф. В. Болотову: «канонично - это то, что полезно Церкви», но… при таком раскладе мы рискуем вдариться в определение через еще более неопределенное и туманное. Ведь в понимании «каноничного» сойтись проще, чем в понимании «полезного»: в первом случае мы будет судить по логике о формальном, а во втором - оценочно и по существу. Видимо, (не)правильность чего-либо мы способны (если способны) обнаружить только задним числом. Как говорил Хомяков, единство не создают - его обнаруживают. Правда, это еще если обнаруживают - но это дополнение уже от меня, и мы об этом поговорим позже.

Итак, заканчивая, спрошу! Другой ли Бог у католиков? Нет! Мы все согрешили. Отменяет ли это как-то Правила Святых Отец? Нет! Нет, мы правила ТОЛЬКО утверждаем! Утверждаю закон - КАК?
Вспомним «коммюнике» Апостольского собора в Иерусалиме, когда ученики Господа собрались для того, чтобы решить, нужно ли навязывать язычникам Закон Моисея. Нет, не нужно. «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» - т.е., обращенным из язычников нужно соблюдать какой-то «минимум миниума»: объективное (отказ от идолопоклонства и неразборчевых половых связей и кровосмесительных браков) и субъективное (помочь евреям принять их, бывших язычников, как братьев через воздержание от всего того, что делало язычников похожими в глазах евреев на животных, а так же на тех, кто посягает на ветхозаветное таинство жертвы, поедая кровь, в «которой душа», принадлежащая только Богу, - «Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян.15:19-22). Что мы имеем в итоге? Христиане из язычников не должны быть «как евреи», но при этом обязаны помнить про имеющиеся у евреев пунктики на счет Закона. А что касается самих евреев, то в чем вопрос? Хотите Закон - берите, он читается на каждом синагоге, но не смейте навязываться с ним каждому встречному.

Хочешь быть православным - правильно делаешь! Будь! Это не должно мешать тебе быть деликатным и чутким...

Продолжение следует. Но вы пока отлайкате это, хотя бы))

логотея

Previous post Next post
Up