Библейская зоология

Jan 10, 2023 11:02


В Западной Беларуси, а сегодня уже не только в Западной, получила широкое распространение традмция сооружения «Рождественских вертепов» - художественных инсталляций, воспроизводящий события Вифлеемской ночи. В центре композиции находится положенный в ясли Младенец Христос, рядом с яслями помещают изображение Девы Марии, Иосифа Обручника - это главное. Дополнительных персонажей может быть много: три волхва (короля), пастухи и ангелы (те и другие - в разных количествах) - все они упоминаются в евангельских историях и потому появление их в этих сценах понятно и логично.

Но иногда в композицию попадают и животные: ослик, вол, овцы, верблюды, лошади, собаки, разная птица и пр. Во-первых, это красиво и умилительно. Но не только! Есть еще и «во-вторых».

О животных в Евангелиях не говорится ничего, но о них упоминается в апокрифической «Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» - там сказано, что вол и осел поклонились Иисусу, лежащему в яслях, и это ознаменовало собой исполнение пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» (Ис.1:3).

Этот источник также содержит ссылку и на пророчества Аввакума: «среди двух животных узнан будешь». Но если Вы откроете Синодальный перевод, то там не найдете этих слов - зато они  имеются в Септуагинте в Авм. 3:2, а также в церковнославянской Библии. С этими словами толкуют пророка Аввакума свт. Кирилл Александрийский, прп. Симеон Новый Богослов, блж. Феодорит, но все они делают это вне всякой связи с Рождественской сценой. Четкая связь толкования образа двух животных с Рождеством можно найти у блаженного Августина: «В лице пастухов и волхвов начал вол познавать владетеля своего, и осел - ясли господина своего. От лица иудеев - животное рогатое, ибо они готовили Христу рога креста. От лица язычников - животное длинноухое, ибо предсказано было: Народ, которого я не знал, послужил мне, по слуху уха повиновался мне (Пс 17:44- 45). Ведь Сам Владетель вола и Господин осла возлег в яслях, и обоим предоставил общую пищу. Вол - это об иудеях, осел - о язычниках; те и другие пришли к одним яслям и обрели там корм Слова».

Апокриф апокрифом, но «Книгу о рождестве…» с еврейского на латынь переводит сам блж. Иероним - конечно, не в качестве канонической книги, но, тем не менее, в качестве несомненного для него творения ев. Матфея, у которого, якобы, были свои мотивы не писать в Евангелии всё, что он знает. Делает этот перевод блж. Иероним с полемической целью противостояния какой-то там ереси - https://studopedia.org/7-86664.html).

Образ осла и вола достаточно четко обосновался в Предании Церкви. Он вдохновлял святых и «в наших широтах». Например, свт. Димитрий Ростовский предполагает, что осел и вол принадлежали Святому Семейству и были приведены сюда из Назарета своими святыми хозяевами: один в качестве транспорта, а второй - «чтобы продать его и отдать должную дань, взимавшуюся по повелению кесаря, а также и для себя купить все нужное», «Оба эти бессловесные животные, стоя у яслей, своим дыханием согревали Младенца, по случаю тогдашнего зимнего времени, и таким образом служили своему Владыке и Творцу» - как говорится, а что сделал ты для Христа?

Образ других животных понять проще: кони, верблюд, слоны - транспорт волхвов, собаки - помощники пастухов, все другие животные взяты из представлений художников о том, какая животинка встречается в хлевах того народа, которому они сами принадлежат. Особенный интерес может представлять собой образ овцы - он словно фиксирует передачу роли жертвенного Агнца от животных к самому Богомладенцу, что вносит в сюжет изрядную долю трагичности.

Рождественские мистерии начали появляться уже к V веку - как на Востоке, так и на Западе, как в границах богослужений, так и в паралитургической жизни Церкви. Символизм Рождества (Боговоплощения) начал закладываться в литургические тексты намного раньше. Однако традиция делать «пещеры» в качестве иллюстрации событий Рождества появились намного позже и связана она со святым Франциском Ассизским: в 1223 году он размышлял о скитаниях Святой Марии и Иосифа, и его осенила эта замечательная и перспективная идея: он соорудил в итальянском Греччо первый Рождественский вертеп - наглядное представление сюжета Рождества для бедных неграмотных жителей депрессивной провинции.

Стараясь воссоздать библейское повествование, он нашел небольшой грот, установил ясли, устлал их соломой, привел туда осла и быка, сделал куклу, изображающую маленького Иисуса Христа, и отслужил в этих декорациях рождественскую мессу. Биографы св. Франциска Фома из Челано и св.Бонавентура подтверждают это. Успех был феноменальным, и традиция стала быстро распространяться по католической Европе.

Мне приходилось сталкиваться с мнением, что Франциск мог подсмотреть идею вертепов на Святой Земле или в другом месте на Востоке (во время своих путешествий), где эти традиции почти исчезли после падения Константинополя и прочих исламских завоеваний.

Однако, однажды эта традиция под влиянием разных факторов (в том числе, распространения протестантизма) начала забываться в Европе, сохраняясь только в некоторых регионах (таких как Польша и ее приграничье). Забыли эту традицию даже в Ватикане, и только папа Иоанн-Павел II вернул ее столицу католического мира в 80-х годах прошлого столетия: по его просьбе фигурки Младенца Иисуса в яслях, Св.Девы Марии, прав. Иосифа и пастухов вернулись сначала в базилику Святого Петра, а затем и в другие храмы - как это неотступно соблюдалось у него на родине, в Польше.

Минимум с XVI века эта традиция присутствует в православных храмах Литвы, Беларуси, Украины, Подляшья.

В России с Рождественскими вертепами боролись в русле имперской унификации церковной жизни - виноватыми были назначены сами вертепы: дескать, они начали включать в себя «светские элементы», но на самом деле, как мне видится, это неприятие было заимствовано было российскими элитами у всяких «голландских моряков» с их протестантским антикатоличеством - как известно, Реформация запретила такую форму прославления Боговоплощения. Большевики тоже запретили, но это и так понятноЗапретили установку вертепов и власти Франции - во времена Великой Французской Революции.Вместе с празднованием Рождества это было запрещено в Великобритании во времена Оливера Кромвеля.

Не поощрялась, мягко скажем, эта традиция и в новообразованных США, потому что «В США долгое время Рождество не считалось праздничным днем», а «В некоторых штатах празднование Рождества даже считалось нарушением закона от 1659 г., принятого колонистами-пуританами». Даже сегодня в США у рождественских инсталляций возникают проблемы, но во всем виноваты уже не протестанты (некоторые из них сами рады инсталляциям), а идеологи толерастии (не путать с толерантностью): типа, внешние проявления христианского Рождества в лице вертепов, статуэток Иисуса и даже крестов, могут оскорбить представителей других религий и атеистов. Уже не только в США, но и по всему миру там-сям проявляющаяся борьба против установки Рождественских вертепов являет собой симптоматику антихристианства, «антиклерикализма», либерофашизма и порой исходит от противоположных и взаимоисключающих сил. И, видимо, эта борьба будет только нарастать.

В этом году у нас на приходе стараниями прихожан появилась новая инсталляция - в дополнение к той, старинной (но маленькой), что у нас уже есть. Может быть когда-нибудь, найдется мастер, который нам сделает объемные деревянные изображения подходящих размеров - будет здорово.



Это наша новая Рождественская инсталляция



А эту инсталляцию слепили дети из воскресной школы. Я не знаю, кто\что это - няхай будзе. Надеюсь, оно из мха, но я не проверял.

праздничное, политика

Previous post Next post
Up