Пленным освобождение

Oct 11, 2020 00:04

«И пришел [Иисус] в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то́, что́, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился». (Лк. 4:16-28)


Открыв Писание, Господь зачитывает известный мессианский фрагмент из книги Исайи, где говорится следующее: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк.4:18-19). Блаженный Феофилакт подчеркивает, что это не случайное место, а именно то, которое хотел прочитать Иисус. В этой цитате устами Исайи говорит ожидаемый всеми Мессия о наступлении Царства Божия для всех страждущих. Присутсвующие были наслышаны о том, что Господь совершил ряд соответствующих мессианских чудес, которые докажут, что именно Он есть Спаситель. Посему, являя Себя, Христос начал Свою проповедь словами: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». Некоторые слушающие его иудеи готовы были признать Его достоинство и прославить Его мудрость, но другие пытались слить тему, перейдя на Личность Иисуса - сына плотника, простого мужика, Который мог удивлять их слухами о сотворенных Им чудесами, но меньше всего был способен напомнить им о величии Престола Давида в том виде, в котором они себе его представляли.
По-видимому, объявленной причиной неверия вторых стало то, что они сами своими глазами не видели никаких чудес: Христос «якобы» творил их в разных местах, но не у себя в Назарете - может, вообще люди «просто болтают», как это уже было много раз до этого. Поэтому Господь, иронизируя над Своими противниками и предвосхищая их аргумент, произносит пословицу, репрезентирующую его суть: «Врач! исцели самого себя!» - т.е., сначала яви Свои способности и силу здесь, у Себя на родине, где тебя все знают сызмала, а потом рассказывай за жизнь нам дальше.

Господь дал однозначно понять, что ему понятны все ходы наперёд, но все равно отказывается сотворить какое-либо чудо - по той же причине, по которой его не дождался и Ирод Антиппа (см.: Лк. 23:6-12), за одним лишь отличием: Он не молчит в ответ, а еще достаточно хлестко дает сдачи: в Израиле повелось так с давних времен, что посылаемые Богом пророки были побиваемы, а чудеса доставались их врагам (во времена пророка Илии Сарепта была под властью финикийского Сидона, где поклонялись Ваалу и Астарте, а Нееман был военноначальником сирийского Дамаска, где поклонялись Риммону или Рамману). «Никакой пророк не принимается в своем отечестве» - к этому Матфей и Марк добавляют еще «и в доме своем» (см.: Мф.13:57, Мк.6:4), что подмечает Златоуст и говорит, что здесь Господь имеет ввиду некоторых из Своих сводных братьев. В таком ответе неверующие евреи легко могли увидеть то, что Господь их духовное и догматическое состояние определяет, как более худшее, чем языческое, а значит, и не их языками требовать чуда от Него.
Разговор выдался достаточно эмоциональным. В результате иудеи просто захотели убить Иисуса: они начали оттеснять Его к обрыву - возможно даже для того, чтобы сымитировать несчастный случай. Традиционно это место называют «Горой Свержения». Но где оно находится? Вопрос, конечно интересный!

Католики определют свое место. Согласно памятной записке о домах Божиих, составленной по указу Карла Великого в 808 году, на горе Свержения находился монастырь, посвященный Деве Марии. По легенде, теснимый Иисус Христос спрыгнул горы Свержения вниз в Изреельскую долину и приземлился невредимым. Поэтому крестоносцы назвали это место «Прыжок Господа». Об этом «прыжке» упоминают католические паломники в XIII и XIV веках.
Согласно православному преданию это место находится ближе к Назарету, на расстояние примерно 1 км на юг от базилики Благовещения. Это гора имеет крутой обрыв глубиной около 40 метров.
Ну, а Протестанты тоже должны были придумать что-то свое, поэтому в качестве альтернативного варианта они предлагают место около маронитской церкви Благовещения на северной окраине Назарета. Там имеется обрыв глубиной около 15 метров. В качестве обоснования такого выбора приводится значительное расстояние от Назарета до горы Свержения, в то время как неподалеку были у другие возвышенности, которые также подходили для этого преступления.

Заметьте и эту параллель: в девятом стихе этой же главы говорилось о дьявольском предложении Христу сброситься с высоты крыши Храма. Дьявол, как мы знаем, ушел от Господа ни с чем, но вскоре вернулся с этой же идеей…

В общем, друзья, не время расслабляться - даже тогда, когда ваши дела идут в гору.

логотея, суббота

Previous post Next post
Up