Прощаются тебе грехи твои

Jul 22, 2020 14:25

  • «Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой» (Мф.9:1-7).

Грех есть оскорбление Бога. Поэтому простить грех может только Бог - именно по этой причине неверующие в богочеловечество Иисуса и не завидевшие в Нем Божественного достоинства, ошибочно восприняли Его слова как богохульство. И в самом деле: выглядело бы очень странным, если бы Петя обидел Васю, но за это Петю простил Вова, а не сам обиженный Вася. Если бы Иисус не был Воплощенным Богом, то Его претензия действительно была бы кощунственной.
Никто прямо не обличил Иисуса - Писание говорит, что книжники обвинили Его «сами в себе», т.е., в своих помыслах. Каждый из них рад был бы показать, какой он умный, но… они понимали, что с сим Назаретянином лучше не связываться: желание публично блеснуть за Его счет может обернуться глобальным посрамлением.

В общем, и Христос, несмотря на то, что «прочитал» мысли книжников, мог просто не подать виду и пойди Свой дорогой. Но нет. «Что вы там про меня подумали, а?»…

Смотрите. Я тоже могу заявить, что я вчера вечером в честном ментальном поединке победил императора туманности Андромеды, и он, поверженный, слезливо обещал в ближайшее время не нападать на Землю. Как проверить мои слова? Никак! Поэтому я ни о чем таком вам и не рассказываю. Но как действительно убедиться в том, что Бог простил грехи парализованному по заявлению Иисуса? Тем более, что речь идет не об абстрактном человеке с абстрактной греховностью, а о конкретном человеке, инвалидность которого для горожан вполне очевидно могла быть связана с его всем известным греховным прошлым (в своем акме население Капернаума не составляло более 1500 жителей - здесь все о всех знали всё).

По-видимому, наличие неоспоримой связи болезни и греха в этом человеке было несомненным для каждого свидетеля разворачивающихся событий. Поэтому Христос не просто прощает грехи паралитику, но и исцеляет его: устранив причину, Он делает ничтожными и последствия. Это своего рода «строгая импликация» или эквиваленция: «из A следует B, притом B следует только из A», следовательно, если не Б, то и не А. Христос, как бы спрашивает: «если человек встал и пошел, то как вы будете теперь оспаривать то, что его грех прощен? Всем спасибо, все свободны!».

Казалось бы, эта история на этом и заканчивается, но нет… Победа Христа над грехом и смертью была настолько убедительна, что, явившись Своим ученикам после Воскресения, Он «Дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:22-23). Да что апостолы! Даже я, не фонтанирующий добродетелью священник, через апостольское преемство получил право прощать грехи - не в силу моих заслуг, а в силу бесконечной славы Божественной Победы. И в той ситуации, которую мы сейчас имеем благодаря Искуплению, нужно еще умудриться не простить и не быть прощеным! Для этого нужно просто не иметь веры и воли вообще -- либо священнику, либо грешнику, но разница между первым и вторым условна и контекстуальна.

---------------------
На иллюстрации: Исцеление расслабленного в Капернауме. Суслова Елена, 2017.

воскресное, логотея

Previous post Next post
Up