Любите врагов ваших

Jul 14, 2019 23:42

  • "Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Мф.8:5.13).


Христос сотворил множество чудес. Но далеко не о всех его чудесах написано в Евангелиях - если бы писать обо всем, то, по слову апостола, и самому миру не вместить бы написанных книг (см.: Ин. 21:25). В Писание попали только самые известные случаи, или самые… необычные. Исцеление слуги сотника - именно из таких.
Что же такого «необычного» в нашем чуде? Во-первых, его «дистанционность»: то, как Иисус сотворил его (заочно, на расстоянии, не видя больного). А во-вторых, его «объектность»: то, на кого оно было направленно - на вражеского римского офицера-язычника и его прихвостня еврея-коллаборанта.
Сегодня у меня для вас два вопроса.

1. Была ли вера сотника «православной» - т.е., наполненной правильными мессианскими смыслами, основанными на Законе и Пророках? Нет. Однако помимо качества вера обладает еще и количеством, которое тоже может удивлять, делать ее достойным примером чужого преимущества. А вам, правильно верующим, так слабо?
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры» - Это говорится о современных [Ему], а не о древних патриархах и пророках; по крайней мере, в лице сотника, может быть, вера язычников ставится впереди [веры] Израиля». Ну а что можно сказать о вере современного нам Израиля - т.е., о нашей с вами вере? Почему Господь говорит о многих имеющих прийти только с востока и запада, а не еще и с севера и юга? Потому, что мы, чьи предки в свое время и пришли с запада и востока, должны сегодня, по аналогии, сами озадачиться перспективой быть замещенными пришедшими с севера и юга.
Апостол Павел вопрошает о судьбе иудеев: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. … Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их (Рим. 11:1-12)». Может, и от нашей тупости, наглости, гордости, лицемерия и прочего падения есть кому-то спасение, богатство и польза? Это говорится не о древних святых и праведных, а о нас и тех, кто лучше нас, но не наш.
Ребята, ну разве это не дурдом: пришли люди с востока и запада и начали драться между собой за лоно Авраамово. Я не удивлюсь, если Господь однажды посмотрит на весь этот цирк и решит вывести на поле «новый состав», а мы отправимся вслед за евреями на скамейку запасных, ожидая последнего краткого выхода перед самым концом матча - «отцов ради наших», как западных, так и восточных…

2. Было ли в чуде Христа что-то оправдывающее оккупацию и предательство? Нет. Господь не оправдывает язычества, агрессии, римского империализма и пособничества врагу. Здесь речь о другом. Бог отличает не только грех от грешника, но и грех от всего доброго, оставшегося в грешнике. Все доброе - от Бога, пренебрежение добрым - пренебрежение Богом, которое от сатаны. И еще.
Мы должны быть в мире со всеми, если это возможно (см.: Рим.12:18) но, к сожалению, иногда война неизбежна, и мы оказываемся в строю...
Все участники войн склонны считать, что линия фронта и есть граница между добром и злом. Разумеется, это упрощение. На самом деле, такая граница проходит лишь по сердцу человека. Но даже если, условно, над твоей головой развиваются знамена абсолютного добра, и суд истории и суд Бога признает этот факт, то это еще не значит, что ты сам лично есть персонифицированное добро. И на стороне белых оказывается множество негодяев, и на стороне черных - порядочных людей. Матери, жены и дети гитлеровских солдат тоже молились о своих сыновьях, мужьях и отцах, и неужели вы думаете, что Бог не услышал их всех?
Христос, приводя в пример «чужого», говорит нам, что враг может оказаться достоин божественного внимания еще побольше нашего, лично нашего. А раз так, то не значит ли это, что и мы лично тоже должны научиться по-другому смотреть на своего врага, завидев в нем не только острие его меча, но и то, что он - человек: чей-то брат, кум, сват, коллекционер марок, поклонник Валерия Леонтьева, тромбонист, астроном-любитель, слесарь пятого разряда и - минуточку! -  образ Божий.
Наша ненависть и военная пропаганда сначала создают образ врага (иногда там, где его нет), а потом деантропологизируют его, лишая его всех позитивных человеческоих черт: враг становится уже «не таким» человеком, как мы, а то и вовсе нелюдем - так его проще, а со временем, и радостнее убивать. Раввинистическая традиция, как минимум, в лице некоторых своих представителей тоже расчеловечивала нееврея, а отдельные талмудисты и сейчас только еврея считают тем, кого Библия называет человеком по преимуществу или в собственном смысле. Но Христос учит иному: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших...» (Мф.5:43,44). Он сам любит врагов  - ваших и Своих: «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45).
Сложно, не умея любить любящих, понять, что значит любить ненавидящих. Но уверен, что начать нужно просто с попыток признать врага человеком, а потом - с попыток распознать в нем добродетель и право на спасение. Прочитанный нами фрагмент - и об этом тоже.

воскресное, политика, логотея, 7-40

Previous post Next post
Up