Если Вы обратили внимание, как за Рождественской, так и за Крещенской литургией вместо «Трисвятого» пелся «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…» - крещальный стих, являющийся парафразом к известному месту из послания Павла к Галатам (Гал 3. 27). Почему? Потому что на Рождество-Крещение в древности были приняты «массовые» крещения. Общины организовывали разной длительности подготовку (духовную и телесную) для неофитов и организованно крестили преуспевающих в особые дни.
Click to view
Даже простому прохожему легко понять логику, по которой Рождество-Крещение стало этим особым днем. Для справки «Елицы…» поется еще в Лазареву субботу и Великую субботу на Страстной седмице - накануне Пасхи. Тогда тоже было принято крестить неофитов, и этому событию тоже предшествовала организованная централизованная подготовка.
Я предполагаю, что нынешняя практика Рождественского и Великого поста была сформирована не без влияния тех идей, которые вкладывала Церковь в подготовку крещаемых. Не только оглашенные готовились к самому важному событию в их жизни, но и Церковь вместе с ними - накануне этих величайших праздников.
Традиция освящать воду в этот день тоже связана с этим - с крещением новых членов общины. Мне странно слышать суждения, ранжирующие святость: крещенская - «самая святая», а освященная в иной день - получается, «менее святая» или святая «как-то по-другому». А вода, освященная при таинстве Крещения - она какая в этом табеле о рангах?
И вообще: зачем тогда пользоваться «менее святой» и зачем ее вообще освящать, если можно пользоваться «самой святой», разбавляя ее в течение всего года хоть в промышленных объемах или даже в
планетарных масштабах. Даешь освящение воды на Марсе!
Если посмотреть чин великого и малого освящения воды, а также чин освящения воды в последовании таинства Крещения, то нельзя не заметить, что они похожи и, как мне думается, все произошли от одного и того же источника, имеющего отношения к таинству Крещения.
Разведение освящения воды и таинства Крещения - достаточно рано установившаяся практика. Сегодня «Елицы во Христа крестистеся» поют, воду освящают, а никого не крестят… Как ложная беременность: и пузо есть, и молоко, только нет самого главного. Притом само отсутствие крещаемых становится нормой - сегодня Уставом не предусматривается никаких крещальных литургий (но реконструкции, по крайне мере,
на бумаге, возможны).
Хотите крестить кого-то? Требник -- в руки! Крещение и Миропомазание там - будничная, частная треба. Крещение теперь - личное дело каждого.
Мы много работаем с журналистами, и сегодня даже они уже пишут в своих репортажах, что окунание в прорубях не омывает нас от грехов. Так и есть! Мы исповедуем «едино крещение» и веру в то, что только воды таинства Крещения нас омывают от греха, и никакие иные.
Но, отцы, а вы внимательно сами читаете молитвы чинопоследований великого и малого освящения? Вы там ничего не слышали про «очистительное Пресущныя Троицы действо» воды? О том, что она обладает не только «даром освящения», но и «грехов избавлением»? А о том, что она есть «очищение душ и телес»? Не, не слышали? А народ слышит - и кому он должен верить? Журналистам или текстам, которые мы читаем?
ИМХО, авторы, адаптирующие крещальные тексты согласно изменившейся повестке дня, отработали не очень хорошо: в некрещальном водосвятии (великом и малом) осталось много того, чего в нем никак не должно было остаться.