Когда-то в древности не было отдельного праздника Крещения. О событиях этого святого дня вспоминали в рамках Рождества Христова - одного из самых главных торжеств, посвященных Богоявлению: как воплощению Христа, Который явил нам Бога Отца (см.: Ин.1:18, 14:9), так и собственно событиям на Иордане, когда Три Ипостаси явили Себя доступным для человеческих чувств образом. Праздник так и назывался: Богоявление.
«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф.3:16,17)».
Если Вы внимательно слушали
сегодняшний отрывок из послания апостола Павла, то должны были заметить, что он содержал в себе напоминание о еще одном богоявлении - уже третьем, в нашем исчислении!
Напомню, о чем шла речь. Там говорилось, во-первых, что когда-то в прошлом, нам «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (это относится к Рождеству, Крещению и всей земной жизни Господа вообще); а во-вторых, там говорилось о «явлении славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа», ожидаемом в неопределенном будущем (см.: Тит. 2:11-13).
Поскольку все
древние нехалкидонские церкви и по сей день празднуют события этих двух праздников единовременно, то, вероятно, у нас есть все основания, предположить что окончательное разделение праздников Рождества и Крещения произошло после 451 года. Кстати, уже Иоанн Златоуст (+407) пишет о Богоявлении исключительно как о празднике Крещения, а не Рождества.
Дата не так важна. Важно другое. Не только Крещение «произошло» от «Рождества» (или наоборот)! В принципе, все церковные праздники разделены друг от друга лишь условно-календарно, но не сущностно. Все они «происходят» от одного Праздника: Воскресной Литургии, посвященной празднованию ВСЕЙ истории нашего Спасения от ее начала и до Судного дня. Сегодня не только каждое воскресение, но и всякий иной день, когда вы присутсвуете на Литургии, может и должен стать для вас и Рождеством, и Крещением, и Пасхой, и всем-всем-всем.
Жизнь коротка, а Литургия бесконечна.