Я не пристально слежу за сочинениями популярного блоггера Дмитрия Галковского, но, изредка заходя, прочитываю всю его ленту до самого того места, которое уже читал в прошлый раз, - не в силах оторваться. Настолько вкусно и оригинально пишет. Причём, с доброй третью его выводов я не согласен, а ещё четверть принимаю в штыки. Однако ж, читать всё равно люблю. Форма побеждает содержание, а эстетика этику.
Галковский - это, по моему скромному мнению, злой грустный умный русский клоун. Этакий Энгибаров русской вольной публицистики. Поэтому ему как клоуну прощается очень многое, включая перегибы и ляпы.
Недавно он
выдал такое:
Все русские города, если они не основаны немцами, шведами или поляками,
это города, созданные по заранее утверждённому типовому плану (эпоха
Екатерины) либо «что выросло - то выросло». У русских нет городского
вкуса и вообще вкуса к жилищу и обустройству прилегающего участка.
Русские деревни поражают своей убогостью и полным отсутствием эстетики.
В 19 веке много и, в общем, по делу было сделано для создания некоторой
стилизации «русской архитектуры» - всё это имело весьма малое отношение к
подлинным национальным традициям. В области архитектуры их и не было.
Не было также традиции русского градостроительства.
Что тут сказать. Ошибку злого клоуна можно опровергнуть всего несколькими картинками.
Русские привыкли жить в просторных бревенчатых домах, чьи окна были украшены изразцами (виноват, это оказывается не "изразцы", а просто резьба, резные наличники, ободверья, полотенца и коньки - как справедливо заметили камрады
potapovgv и
zaslany_kazak.). Русская архитектура узнаётся без труда, любому человеку, воспитанному в русской культуре, легко узнать русский стиль среди сотен аналогичных картинок других народов.
Это дом, жилой дом. Не храм и не управа. В нём жили люди в 19 веке. "Типичный заонежский дом построенный на рубеже веков, в
котором старинные конструктивные приемы сочетаются с новыми тенденциями деревянного зодчества. Прекрасный образец народного строительного искусства"
ОТСЮДА
Надвратная башня Николо-Карельского монастыря, 17-й век.
ОТСЮДА
Русские любят украшать свои дома изразцами. В Ивановской области, где я прописан, до сих пор каждая вторая постройка - с резными наличниками. И это уже не старинные постройки, а 1990-е годы. Перестали делать и вешать резные наличники только с десяток лет назад. Особенно - когда появились пластиковые окна.
И всё это - не реконструкции или картинки, а фотографии реальных строений.
Тут можно возразить, что это, мол, сельские, а не городские постройки. Но во-первых, раньше все гоорода состояли в основном из частных построек разной величины. А во-вторых русский стиль одинаков во всех проявлениях. И доказательство его наличия в сельских строениях уже опровергает тезис злого клоуна об "отсутствии русской традиции" в архитектуре.
Кстати, в Европе термином "Рустика" обозначается весьма популярный ныне сельский стиль. Дома с большими бесхитростными каминами, большими деревянными балками и плетёной мебелью. Я не специалист, но предполагаю термин этот имеет прямое родство с нашим этнонимом.