Рассмотрение первой части поэмы "Москва-Петушки" как волшебной сказки.

Dec 13, 2012 21:51

[Введение]

Поэму Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки» условно можно разделить на две части:
• от Москвы до Воиново. 
• от Воиново до Петушков. 
Если их сравнивать, то в первой части поэмы мы видим определенный порядок, гармонию, жизнь и даже благость, а во второй беспорядок, тьму, хаос и смерть.

Рассмотрение первой части поэмы как волшебной сказки основано на фундаментальном труде В.Я.Проппа «Морфология волшебной сказки». 
Согласно Проппу во всех сказках можно выделить типовые функции (действия), на основе которых строится все бесконечное многообразие сюжетов. Он выделял 31 функцию волшебных сказок, среди которых в качестве примера можно привести следующие:
• один из действующих лиц сказки отлучается из дома;
• к герою обращаются с запретом;
• запрет нарушается;
• беда или недостача обнаруживаются, к герою обращаются с просьбой или приказанием или отсылают его;
• герой покидает дом;
• герой испытывается;
и т.д. 
Попробуем приложить эти принципы к первой части поэмы "Москва-Петушки".

[Герой]

Героем поэмы является некий Веничка Ерофеев. В сказках ему наиболее соответствуют такие распространенные герои как Иванушка-дурачок и Иван-царевич.
В подтверждении одной из характеристик герой сам задает себе вопрос в ходе внутреннего диалога: «А когда ты в первый раз заметил, Веничка, что ты дурак? А вот когда. Когда я услышал, одновременно, сразу два полярных упрека: и в скучности, и в легкомыслии. Потому что если человек умен и скучен, он не опустится до легкомыслия. А если он легкомыслен да умен - он скучным быть себе не позволит. А вот я, рохля, как-то сумел сочетать».
Если говорить о характеристике героя как Ивана-царевича, то в Советском Союзе, конечно, не могло быть царевичей, но герой был некоторое время бригадиром и считал себя «маленьким принцем», так что и здесь есть соответствие.   
Часто в сказках подчеркивается особость, избранность героя.  
Для подтверждения избранности в сказке герою обычно даются какие-то предметы (шкатулки, перстни, амулеты, крестики и пр.) или на его тело наносятся какие-то знаки (шрамы, ожоги и т.п.), по которым потом узнается истинный герой. В поэме этого не происходит, но здесь отметка избранности лежит во взгляде героя, буквально в его глазах, по которым, как мы увидим далее, окружающие видят его замутненность и особость. Если глаза считать зеркалом души, то отметка лежит в душе героя. 
Тема «избранности» героя описывается в эпизоде о проживании в Орехово-Зуево в комнате с другими четырьмя жильцами (тут также необходимо обратить внимание на формулу мужского коллектива: герой плюс 4 человека, она является своего рода константой и в других эпизодах поэмы). По мнению героя, его особость в его деликатности или, как говорил сам герой, скорее не деликатность, а то, что он «безгранично расширил сферу интимного».
Эти четверо обвинили его в том, что он считает себя «лилией», «Каином и Манфредом», а они ощущают себя рядом с ним как «грязные животные», «плевки у него под ногами». В завершении разговора один из этих четверых сказал герою: «с такими позорными взглядами ты вечно будешь одиноким и несчастным».
В дальнейшем в сказках для подтверждения своей избранности и силы герой проходит обряд инициации в форме различных испытаний. После завершения обряда, герой мог жениться на царевне с получением полцарства (царства) в наследство, стать царем отдельного народа и т.д. Подобное произойдет и в конце первой части поэмы.

[Исходная ситуация. Завязка сюжета.]

По структуре поэмы ее начало немного смещено в середину, это не совсем типично, но иногда встречается и в сказках. Поэтому рассмотрение сюжета поэмы начинается не буквально по тексту, а с разбора исходной ситуации как это описано ниже.  
Развитие текущего сюжета начинается с того что герой назначается бригадиром бригады монтажников ПТУРС. 
В соответствии с указанной выше формулой мужского коллектива (герой+4 человека) в бригаде 5 человек, включая бригадира:
• Веничка Ерофеев - бригадир.
• Алексей Блиндяев - старый хрен, член партии с 1936 года.
• Виктор Тотошкин - комсомолец. 
• Стасик - возможно, тот который пил одеколон «Свежесть».
• Неизвестный - в поэме имя не приводится, возможно, это тот умный с претензией, который пил коньяк в а/п «Шереметьево».
Герой считает себя «маленьким принцем» этого «некоторого царства - некоторого государства», заботящегося о судьбе вверенного ему народа. 
В начале, как и в любой сказке, рисуется исключительно благостная картина жизни: 
«Отбросив стыд и дальние заботы, мы жили исключительно духовной жизнью».

«Барабана (с кабелем) мы, конечно, и пальцем не трогали, - да если бы я и предложил тронуть, они все рассмеялись бы, как боги, а потом били бы меня кулаками по лицу, ну, а потом разошлись бы: кто в сику играть, на деньги, кто вермут пить, а кто «свежесть».
Герой пытается постичь душу вверенного ему народа и задается вопросами: «Где же твоя забота о судьбе твоих народов? Да смотрел ли ты в души этих паразитов, в потемки душ этих паразитов? Диалектика сердца этих четверых мудаков - известна ли тебе?»
В поисках ответов на мучившие его вопросы герой вводит систему индивидуальных графиков учета алкоголя, выпитого на производстве и до него. Выпитое вечером не учитывалось, поскольку это - «величина для всех более или менее постоянная и для серьезного исследователя не может представить интереса». 
Рисуются соответствующие графики, подготавливается наступление беды. В сказке беда всегда начинается с нарушения запрета: не ходить в сад, вернуться до определенного времени, не пить из колодца, выполнить приказ царя и т.п.

[Нарушение запрета (внешнее)]

В то время когда герой отсутствовал, Блиндяев отослал соцобязательство в управление и вложил в пакет («сдуру или спьяну») индивидуальные графики об употреблении алкоголя. Они попадают к вышестоящему начальству.
Вот как это описывает герой: «Я, как только заметил пропажу, выпил и схватился за голову. А там, в управлении, тоже - получили пакет, схватились за голову, выпили и в тот же день въехали на москвиче в расположение нашего участка». Героя поперли из бригадиров.

[Нарушение запрета (внутреннее)]

После увольнения из бригадиров в душе героя тоже шла борьба. Сердечное влечение героя боролось с разумом. 
«Сердце мне говорило: «тебя обидели, тебя сравняли с говном. Поди, Веничка, и напейся. Встань и поди напейся, как сука». Так говорило мое прекрасное сердце. А мой рассудок? - он брюзжал и упорствовал: «ты не встанешь, Ерофеев, ты никуда не пойдешь и ни капли не выпьешь».
Нарушается запрет разума, чтобы не пить водку. Герой пьет по 1500 граммов в день и все равно не может усидеть дома. Герой осознает, что его спасение в Петушках (в образном тридевятом царстве - тридесятом государстве), где его ждет девушка и младенец. 

[Герой покидает дом (оправляется в путешествие). Курский вокзал - первый этап испытаний.]

Герой отправляется в путешествие в образное тридевятое царство - Петушки.  С этого момента начинается повествование в поэме, когда герой приезжает на Савеловский вокзал, идет, куда глаза глядят, ночует в неведомом подъезде и на следующий день продолжает свой путь. Долго ли - коротко ли идет герой, далеко ли - близко ли, направо, прямо или налево, в конце пути он всегда видит свою первую цель -  Курский вокзал. 
«Долго ли коротко ли шел Иван-царевич вдруг видит, стоит у леса избушка на курьих ножках». 
Курьи ножки легко рифмуются с Кур-ским вокзалом и далее указывают на Петушки. 
Здесь перед героем встает первая задача, пройти испытание (инициацию) или ее первый этап - пережить «время от восхода до открытия магазинов» и достать алкоголь (волшебные дары), необходимый для путешествия. По теме алкоголя, конечно, напрашивается ассоциации с мертвой и живой водой, однако, контекст данной поэмы позволяет обойтись без этого, поскольку употребление алкоголя будет происходить исключительно в электричке, а чем будет сказано отдельно. 
В начале этого предприятия, как обычно бывает и в сказках, возникает добрый помощник в виде ангелов, которые даю ему два совета.  Первый совет - это совет-испытание: посетить ресторан, где вчера вечером был херес, второй совет-испытание и решение: посетить магазин, где водка с девяти, а красненького так сразу дадут.
Как и положено в сказке, в избушке на курьих ножках (ресторане Курского вокзала) героя встречают не ласково и подвергают суровым испытаниям. На входе в ресторан вышибала сразу сообщает герою, что из спиртного ничего нет. Тем не менее, герой проходит внутрь. Там его ждет, во-первых, испытание музыкой. Если точнее, то музыка в сказке используется для испытания сном - нельзя спать, когда звучит музыка. Баба-яга говорит: «… как стану я гусли настраивать, чтоб никто не спал». Тут также вспоминается Одиссей затыкающий уши от сирен. В ресторане нет условия испытания сном, но от этого испытание не становится менее тяжелым и мучительным: «А теперь - только музыка, да и музыка-то с какими-то песьими модуляциями. Это ведь и в самом деле Иван Козловский поет, я сразу узнал, мерзее этого голоса нет. Все голоса у всех певцов одинаково мерзкие, но мерзкие у каждого по своему. Я поэтому их легко на слух различаю...»
Второе испытание - испытание тяжелыми мыслями о люстре: «А ты бы согласился, если бы тебе предложили такое: мы тебе, мол, принесем сейчас 800 граммов хереса, а за это мы у тебя над головой отцепим люстру и…»  
Герой не сдается под тяжестью выпавших испытаний и настойчиво пытается добиться, чтобы его напоили-накормили, главным образом, конечно, напоили. Но потусторонние (относительно героя) силы вокзального ресторана не дают ему херес и выталкивают его вон. Интересно, что переломным моментом, когда его решают выгнать является встреча глаз героя с глазами работников ресторана. В соответсвующем рассказе Гоголя только Вий, когда ему подняли веки смог увидеть живого человека и указать на него мертвякам и остальной нечистой силе. Вышибала смотрел на героя как «на дохлую птичку или грязный лютик», но потом: «Надо мной - две женщины и один мужчина, все трое в белом. Я поднял глаза на них - о, сколько, должно быть, в моих глазах сейчас всякого безобразия и смутности - я это понял по ним, по их глазам, потому что в их глазах отразилась эта смутность и это безобразие... Я весь как-то сник и растерял душу». Героя выталкивают из ресторана. 
Важность и специфичность зрения героя мы еще сможем рассмотреть в других эпизодах поэмы.  
Герой отправляется во второй пункт - в магазин. «Что было потом - от ресторана до магазина и от магазина до поезда - человеческий язык не повернется выразить. Я тоже не берусь. А если за это возьмутся ангелы - они просто расплачутся, а сказать от слез ничего не сумеют.  Давайте лучше так - давайте почтим минутой молчания два этих смертных часа. Помни, Веничка, об этих часах. В самые восторженные, в самые искрометные дни своей жизни - помни о них. В минуты блаженства и упоений - не забывай о них. Это не должно повториться.»
Автор не показывает нам картину в магазине по вышеуказанной уважительной причине, но, в итоге, по всей видимости, герою сопутствует удача, т.к. он покупает водку, кубанскую и розовое крепкое, не смотря на то, что еще нет девяти часов. Как мы знаем, электричка отправляется от Курского вокзала в 8-16.  

[Путешествие внутри тотемного животного. Электричка - второй этап испытаний.]

После прохождения первого этапа испытаний в избушке (ресторан+магазин) и получения волшебных даров герой отправляется собственно в путешествие. Начинается второй этап испытаний (инициации). В волшебной сказке герой перемещается в пространстве, как правило, с помощью волшебных животных: едет на коне, волке, летит на орле. Это подтверждает его особую силу. Но также есть категория сказок, в которых герой путешествует в чреве какого-то большого животного (пример - большая рыба, рыба-кит). В чреве животного герой может встречать ранее проглоченных людей, а конце путешествия чудовище изрыгает героя или герой разрубает туловище и выходил на свободу сам. На этом испытания (обряд инициации) завершается.
Поскольку в поэме путешествие происходит на суше, то рыба-кит для путешествия не подходит, и ее нужно заменить. Наиболее адекватной заменой для путешествия по земле можно считать змея (змия). Пропп полагал, что идея змея или дракона, развилась из общего понятия тотемных животных, которым поклонялись племена охотников. По мере перехода к оседлому земледельческому образу жизни, значение и влияние тотемных животных на жизнь людей терялось и их реальные образы заменялись на условные, воплощающие для земледельца силу леса. Одним из наиболее знаковых воплощений такой силы стал собирательный образ мифического змея.
В поэме тему змея воплощает тотемная электричка, которая поглощает героя и несет его в своем чреве в Петушки. Как отмечают этнологи, в отдельных сохранившихся обрядах символизирующих прохождение через чрево тотемного животного сопровождалось реальным или символическим поглощением его плоти. Целью обряда было обретение человеком силы тотемного животного.
В нашей поэме, находясь в чреве тотемного зверя, герой начинает выпивать. Если употребляемый алкоголь назвать «зеленым змием» и вспомнить, что тотемная электричка - змей, зеленого цвета, то ритуал инициации становится полным. 
После завершения обряда инициации и выхода из чрева тотемного животного, участвующий в обряде становился избранным - шаманом, вождем племени, царем и т.п. Это же развитие событий мы увидим и в поэме. 

[Слепота в вагоне]

Интересно отметить, что оказавшись в электричке, герой как бы слепнет: «Я вынул из чемоданчика все, что имею, и все ощупал: от бутерброда до розового крепкого за рупь тридцать семь. Ощупал - и вдруг затомился я весь и поблек...». Герой как бы не видит, а ощупывает, и зрение начинает возвращаться к нему только после выпитой половины четвертинки. 
Возвращаясь в вагон, он уже видит других пассажиров и описывает их глаза знаменитой фазой: 
«Зато у моего народа - какие глаза! Они постоянно навыкате, но - никакого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла - но зато какая мощь! (какая духовная мощь!) эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Что бы не случилось с моей страной, во дни сомнений, во дни тягостных раздумий, в годину любых испытаний и бедствий - эти глаза не сморгнут. Им все божья роса...»

[Компания пассажиров]
Постепенно вокруг героя собирается компания пассажиров, также поглощенных электричкой-змеем. Опять собирается компания по уже известной формуле: герой + 4 человека (герой + дедушка и внучек, черноусый, декабрист).
Правда, в середине разговора к ним присоединяется усатая женщина в жакетке и берете с историей про Пушкина-Евтюшкина, но она появляется, по сути, только на этот эпизод, потом засыпает и больше не нарушает упомянутой формулы. 

[Сказка в сказке]

Одним из интереснейших типов сказок является так называемая кумулятивная сказка, когда сюжет накручивается за счет повторяющихся действий героев. Типичные примеры таких сказок: Колобок (я от бабушки ушел и т.д.), Репка (дедка за репку, бабка за дедку и т.д.), Теремок (Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет и т.д.) и т.п. 
В электричке герой рассказывает своим собеседникам-собутыльникам подобие такой кумулятивной сказки о своих путешествиях по Европе. 
Получается своеобразная сказка в сказке. 
«Я, например, был в Италии, там на русского человека никакого внимания. Они только поют и рисуют. Один, допустим, стоит и поет. А другой рядом с ним сидит и рисует того, кто поет. А третий - поодаль - поет про того, кто рисует...

Махнул я рукой и подался во Францию. Иду, иду, подхожу уже к линии Мажино, и вдруг вспомнил: дай, думаю, вернусь, поживу немного у Луиджи Лонго, койку у него сниму, книжки буду читать, чтобы зря не мотаться.

Короче, они совсем заебали мне мозги. Так что я плюнул, сжег свои рукописи вместе с мансардой и антресолями и через Верден попер к Ла-Маншу. Я пел, думал и шел - к Альбиону. Я шел и думал: «почему я все-таки не остался жить на квартире у Луиджи Лонго?» я шел и пел: «королева Британии тяжко больна, дни и ночи ее сочтены...» а в окрестностях Лондона...»
Только появление контроллеров поставило точку в этой кумулятивной сказке. 

[Выход из ]

Старший ревизор поезда Москва-Петушки Семеныч прямо называет героя «Шехерезадой» за его умение рассказывать сказки, используя приемы сказок 1001 ночи. Это косвенно подтверждает, на мой взгляд, логику построения первой части поэмы как волшебной сказки. 
На станции Орехово-Зуево создается впечатление, что герой выходит из чрева поезда вместе с ревизором Семенычем. 
«Старшего ревизора Семеныча, заинтригованного в тысячу первый раз, полуживого, расстегнутого - вынесло на перрон и ударило головой о перила. Мгновения два или три он еще постоял, колеблясь, как мыслящий тростник, а потом уже рухнул под ноги выходящей публике, и все штрафы за безбилетный проезд хлынули у него из чрева, растекаясь по перрону...
Все это я видел совершенно отчетливо и свидетельствую об этом миру. Но вот всего остального - я уже не видел, и ни о чем не могу свидетельствовать. Краешком сознания, самым-самым краешком, я запомнил, как выходящая в Орехово лавина публики запуталась во мне и вбирала меня, чтобы накопить меня в себе, как паршивую слюну, - и выплюнуть на ореховский перрон. Но плевок все не получался, потому что входящая в вагон публика затыкала рот выходящей. Я мотался, как говно в проруби.»
Таким образом, формально завершается инициация и герой готов к своей роли избранного государственного и/или духовного вождя, герой обычной волшебной сказки воцаряется или получает за свои подвиги жену и полцарства в придачу.  
В поэме сразу после эпизода «выхода из чрева электрички» идет описание того, как герой, являясь одним из лидеров революции в Петушинском районе, становится президентом территорий охваченных революцией, т.е. личностью над законом и пророками. 
Можно сказать на этом классическая волшебная сказка заканчивается.

Далее стройная ткань повествования расползается и герой из светлого сказочного мира, попадает в какой-то  другой темный мир. Герой опять оказывается в электричке, где встречается с сатаной, сфинксом, эринниями и другими чередующимися странными персонажами и движется к своему неизбежному концу. После ряда метафизических приключений, в уже привычной для поэмы мужской компании (герой + 4 человека) Веничка заканчивает свой рассказ.

Веничка Ерофеев, Москва-Петушки

Previous post Next post
Up