Изменение взгляда на окружающий мир героя поэмы «Москва-Петушки» в электричке можно описать следующим образом: • в начале: почти слепота, ощупывает содержимое чемоданчика; • после половины четвертинки «Российской»: видит глаза своего народа, которые отражаются в нем и в которые он влюблен; • после «Кубанской»: видит глаза собеседников «разинутые глаза внучека», «распухшие глаза дедушки», восторженные взгляды черноусого и декабриста и т.д. (при этом на протяжении всей первой части поэмы мы не видим и герой не говорит, что происходит за окном поезда: солнце там светит или было облачно или моросил дождь или гудел ветер); • потом герой видит, что за окном тьма, чернота, из которой появляются все: сатана, сфинкс, эриннии, Митридат и в итоге четверо его преследователей-убийц.
Мне кажется, здесь уместно сравнить с изменением зрения у Акакия Акакиевича в Шинели: • в начале: почти слепота, не видит ничего кроме своих букв; • началась подготовка к приобретению шинели: «огонь порою показывался в глазах его…» • Акакий Акакиевич идет на званый вечер: он на все смотрел как на новость, увидел и даже подбежал за какою-то дамой; • после вечера он оказался в темноте у казавшейся «бесконечною площади», «которая глядела страшною пустынею» (надо заметить, что площадь - глядела, как тут не вспомнить: если ты всматриваешься в бездну, то и бездна всматривается в тебя); • «Нет, лучше и не глядеть» - подумал Акакий Акакиевич и шел, закрыв глаза, а когда открыл их, перед ним были какие-то люди с кулаками с чиновничью голову, которые забрали его шинель, что повлекло впоследствии его скорую кончину (можно сравнить с эпизодом «Вий»: «Не гляди!» - шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул. - Вот он! - закричал Вий и уставил на него железный палец»). Тема ночи навеяла: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город.»