Освободительница Освободителя.

Sep 04, 2014 00:44




История любви Симона Боливара и Мануэлы Саенс.

История Мануэлы и Симона - не просто любовная драма. Жили рядом два одаренных человека, чей талант проявился и в любви...






"ДЖУЛЬЕТТА УРАГАНОВ" - назвал ее поэт Пабло Неруда. В этом образе две грозные стихии - любовь и буря освободительного восстания. Они-то определили прекрасную, горькую судьбу женщины. Женщины, ставшей легендой и умершей в безвестности.

...Двадцатые годы XIX века. Народы Южной Америки поднялись на свержение испанского колониального ига. На весь мир гремит имя ее вождя - Симона Боливара.

Вспомним хотя бы пушкинские строки: "Надев широкий боливар,/Онегин едет на бульвар" - широкополая шляпа, названная, хоть и на французский лад, в честь героя далекой революции, была и в российской столице знаком политических симпатий. Потому-то носил ее и сам молодой Пушкин.

Уроженец Венесуэлы, идеолог, политик, гениальный стратег, Боливар был и художественно одарен, легко привлекал к себе людские сердца. За его плечами остались уже освобожденная родина и свободная Колумбия, когда в знойный июльский день 1822 года победоносное войско Боливара входило в столицу Эквадора - Кито. Ликующие жители пели, плясали, осыпали цветами запыленных солдат. Сам Боливар, к этому времени прозванный Освободителем, ехал на белом коне, в мундире, расшитом золотом. Главная площадь бурлила, все взоры - и в особенности женские - были устремлены на знаменитого всадника. Вдруг с балкона прямо в руки Боливара упал лавровый венок. Он поднял голову и - встретил огненный взгляд чернокудрой красавицы.

Вечером на балу, что был дан в честь победителей, Симон и Мануэла рванулись друг к другу, танцевали всю ночь и не разлучались до утра. Словно предчувствовали, сколько разлук еще ждет их впереди. Так началась их любовь, страстная, тревожная, воистину романтическая. Любовь, которую в испаноязычной Америке помнят даже те, кто позабыл названия и даты прославленных сражений.

Мануэла Саэнс, Мануэлита, - дочь почтенных обывателей Кито, с детства удивляла, беспокоила независимым характером, непокорностью, отчаянными и рискованными поступками. Смеясь над предрассудками, сомневаясь в догматах католической религии, она рано восприняла и усвоила идеи борьбы за свободу испанской Америки. Мечтала о бурях. Жила в ожидании великой любви. Ее тяготил брак с респектабельным, добрым, но ужас каким скучным доктором Торном. Ей исполнилось двадцать пять, когда в ее жизнь вошел Боливар. И перевернул эту жизнь. Симон и Мануэла не смели и думать о том, чтобы соединить свои судьбы перед богом и людьми. Оба были связаны: один - клятвой верности покойной жене, другая - замужеством. Не став супругой Боливара, Мануэлита навсегда осталась его возлюбленной. Но не просто любовницей - этого ей, да и ему было мало, - а соратником, помощником, секретарем, конфидентом.

Как только Освободитель со своим войском покинул Кито, устремившись в новый поход, Мануэле пришлось выдержать первое испытание. За спиною Боливара созревал заговор: враги готовились свергнуть его власть. Женская хитрость помогла Мануэле проведать об этом. Неженская отвага - собрать верных людей. Они подавили мятеж в самом зародыше.

Новые встречи, недели и месяцы упоительного любовного содружества, которое вовсе не стало идиллическим, - слишком горячим и взрывчатым был темперамент обоих. Случались и сцены ревности, и взаимные обвинения, и ссоры, но разлюбить друг друга они не могли.

Местное общество взирало на Мануэлу с удивлением, переходившим в негодование. Она эпатировала обывателей не только тем, что не желала скрывать свою связь, но и тем, как гарцевала по улицам на коне в гусарском мундире. "Безумная амазонка" - так ее называли. Но ведь и сам Боливар говорил о ней: "Моя сумасшедшая возлюбленная".

...ГОД 1824-й. На высокогорном плато Андского хребта развертывается великая битва при Хунине. Войска Боливара ломают сопротивление испанской армии. Лошади скользят и падают на обледенелых дорогах, холодный ветер насквозь пронизывает плащи, накидки, шинели. За наступающими следуют сестры милосердия. Среди них - Мануэла Саэнс. Она перебегает от одного раненого к другому. Перетаскивает их в безопасное место. Перевязывает раны. Наскоро оплакивает убитых. Только потом она узнает, что сражение при Хунине предрешило окончательную победу солдат свободы над войсками испанского короля.

Но так всегда бывает с победившими революциями. Едва война окончилась, в стане победителей начались внутренние распри. Недавние соратники стали врагами. После провозглашения независимости Колумбии Боливар был избран президентом. И опять - заговор, участники которого подготовили вооруженное нападение на Освободителя. Ночью они проникли во дворец Сан-Карлос, его резиденцию. Они ломились в дверь, за которой находились Симон с Мануэлой. Боливар изготовился к бою, но тут Мануэла, поняв, что силы неравны, умолила его выпрыгнуть в окно и скрыться. Так он и сделал - наивный, легкомысленный заговор испаноязычной Америки XIX века. Никто не позаботился поставить стражу под окнами.

Мануэла между тем вступила в переговоры с незваными гостями, всячески их морочила, даже кокетничала. Когда, потеряв терпение, они все-таки ворвались в покои, президент был уже далеко. Вот тогда Мануэлу Саэнс и наименовали: "Освободительница Освободителя". Но наступил закат славной эпохи Боливара. Он потерпел поражение не в честном бою - интриганы вынудили его отказаться от президентского поста, сойти с политической сцены. Глубоко подавленный, терзаемый болезнью, не имея ни сил, ни воли к сопротивлению, Освободитель покорился судьбе и отправился в последнее свое путешествие - по реке Магдалене к границам Колумбии. Мануэлу он с собою не взял - почему? Потому ли, что не хотел подвергать ее новым лишениям? Потому ли, что страшился: подруга, его славы, его побед станет свидетельницей жалкого конца?..

Как бы то ни было, возлюбленная Освободителя осталась в Боготе, откуда еще сообщала ему в письмах невеселые вести о политических интригах, что плелись в его отсутствие.

Это похоронное странствие - о нем прекрасно рассказано в романе Габриэля Гарсия Маркеса "Генерал в своем лабиринте", - завершилось в декабре 1830 года, в местечке Сан Педро де Алехандрино. Там Боливара настигла смерть. Узнав об этом, Мануэла попыталась покончить с собой, прибегнув к способу Клеопатры - укусу ядовитой змеи. Но "безумную" спасли. Тут начало личной драмы Мануэлы. Ей предстояло прожить еще четверть века в невыносимой разлуке с любимым, да еще подвергаться злобным преследованиям.

Оставаться в Колумбии она не хотела. И не могла. Проделав долгий путь по странам Америки, Мануэла нашла наконец пристанище в Пайте, рыбацком поселке на перуанском берегу Тихого океана. Здесь никто не интересовался политикой, никто не докучал расспросами. Оставшись без средств к существованию, она вместе с двумя преданными ей негритянками поселилась в убогом домишке. Зарабатывала изготовлением сладостей. Она стойко отказывалась принять помощь, которую настойчиво предлагал бывший муж. Не согласилась и вернуться к нему. Непреклонная верность памяти Боливара, скорбное одиночество - она сама избрала свой удел. Убогую нищету переносила с величавым достоинством. Казалось, она не обращает на это внимания, живет в ином измерении:

О любимая без предела
Коронованная на царство
Не одной великой любовью...
Коронованная на царство
Нашей кровью, нашей войной.

Тем временем колесо истории начало поворачиваться. В 1842 году парламент Венесуэлы принял решение - вернуть останки Боливара на родину. Страна словно бы опомнилась, принесла запоздалое воз даяние подвигам Освободителя. Адъютант Боливара О'Лири начинает готовить собрание его сочинений и едет в Пайту, к Мануэлите с просьбой предоставить для публикации его письма. Они бережно хранились в ее коричневом кожаном чемоданчике. Но далее случилось то, что Мануэлита и предвидела, - власти не допустили публикации: национальный герой не имеет права на свободную любовь, не освященную церковью. Чемоданчик был возвращен. Мануэлита поняла: в приукрашенной официальной истории ей нет и не будет места рядом с Боливаром.

Подступавшая старость, перелом ноги, инвалидное кресло отнимали последние силы.

Только однажды в жалкое ее жилище проник луч света. В дверь постучали: "Здесь живет Освободительница?" Это был Джузеппе Гарибальди, революционер, борец за освобождение Италии от австрийского господства. Надо ли говорить, с каким восхищением смотрел он на легендарную спутницу своего кумира? И с какой благодарностью рассказывала она ему о Боливаре, о себе!

В 1856 году заезжий моряк занес в Пайту вирус смертельного дифтерита. Людей охватила паника; они едва успевали хоронить мертвых. Вместе с другими тело Мануэлиты сбросили в общую могильную яму. Боясь заразы, люди сжигали и все вещи покойников. В огне сгорел и сундучок, в котором хранились письма Боливара. Случайно найденный кусок обгорелой бумаги с несколькими словами - все, что осталось: "Я вижу тебя, хотя я от тебя и далек. Приди же. Приди. Приди".

Столетие спустя в Пайту является поэт. Удивительная, горестная судьба отважной подруги Боливара не дает покоя Пабло Неруде. Он ищет ее могилу на старом заброшенном кладбище и, разумеется, не находит. И понимает - никаких следов жизни Мануэлиты не существует. И тогда рождается элегия "Непогребенная". Вызов забвению:

Свободная! Нет у тебя могилы, -
Прими ж к ногам венок кровоточащий
И поцелуй, осиливший забвенье.
Прощай, прощай, Джульетта ураганов!

Автор - Вера Кутейщикова.

Отсюда.

Ещё некоторые изображения Мануэлиты:



Портрет начала 19 века.





















Бюст в Каракасе.



А это фантазии современного хужожника - (слева направо) Фидель Кастро, Мануэлита, Боливар, Фрида Кало и Че Гевара пьют пиво. На том свете?

И напоследок небольшой фильм о героине САБЖА:

image Click to view



P. S. В 2010 году произошло посмертное символическое воссоединение двух влюблённых. Стараниями президента Венесуэлы Уго Чавеса 5 июля 2010 года в честь 199-й годовщины подписания Акта независимости Венесуэлы в Национальный Пантеон доставили ларец с землёй Пайты. Символическую реликвию пронесли по землям Перу, Эквадора, Колумбии и Венесуэлы. В Каракасе ковчег установили в саркофаге рядом с Главным алтарём, где покоятся останки Симона Боливара.


Боливар, Пушкин, женская красота, Латинская Америка, Пабло Неруда, Эквадор, Ибероамерика, Чавес, еру, Каракас, любовные истории, Венесуэла, Чили, поэзия, Колумбия

Previous post Next post
Up