Государь император Павел Петрович и Мальтийский орден.

Mar 28, 2011 22:40



Сейчас читаю очень интересную книгу «Божий Царь. Павел I Петрович Романов» (выпущена в Санкт -Петербурге издательством «Царское Дело» в 2010 году, автор Елена Карасёва), посвящённую жизнеописанию императора - мученика. В этой книге предпринята попытка рассмотреть образ Государя Павла Петровича с православной точки зрения, понять мотивы его Царственных деяний, проистекавших из его понимания Монаршего служения - как служения Богу.
И в частности, рассмотрен один из, на первый взгляд, противоречивых периодов его царствования - тот, когда он принял сан Великого Магистра католического рыцарского ордена Иоанна Иерусалимского (другие названия - Мальтийский орден, госпитальеры). Именно этот эпизод из жизни Павла Петровича служит для многих ревностных не по разуму православных препятствием для почитания царственного страстотерпца. Частный пример этих сомнений можно видеть в комментариях к посту о. Алексия Лебедева.

Так вот. Автор вышеупомянутой книги, Елена Карасёва, утверждает следующее:
«Изначально Мальтийский орден возник в лоне Единой Соборной и Апостольской Церкви и даже после отпадения от неё латинской ветви более полувека продолжал служить под омофором Иерусалимского Патриарха. Поэтому утверждения, будто император возглавил католический орден, несостоятельны. Государь вернул Мальтийский орден к его истокам и воссоздал его православную ветвь. (стр. 340).

И вот какие исторические аргументы приводятся:
«Некоторые историки относят истоки его (т.е. ордена - прим.) возникновения к рубежу VI-VII веков и связывают со святыми Григорием Двоесловом и Иоанном Милостивым. В то время многие христиане желали поклониться местам, освящённым стопами Самого Христа, и потому направлялись в Палестинские земли. Но предпринятые ими путешествия часто были сопряжены с опасностью для жизни, не говоря уже о том, что в благословенной земле им негде было голову преклонить, а незнание языка затрудняло поиски святынь. Поэтому Церковь озаботилась тем, чтобы обеспечить паломникам приют и защиту. Во всяком случае известно, что Св. Григорий Двоеслов направлял в Палестину некоего аббата Пробуса (Проба) для того, чтобы он основал там паломнический приют. Возможно, именно тогда и было основано братство (орден) в честь Св. Иоанна Иерусалимского.
Однако большинство исследователей склоняются к мнению, что это случилось гораздо позднее, в 1048 году. В то время Святая Земля находилась под властью арабских халифов Фатимидов, которые были достаточно терпимы к христианам. Тогда-то, при Иерусалимском Патриархе Никифоре, близ только что восстановленного Храма Гроба Господня была построена странноприимница для паломников, которая могла принять до 2000 человек, в то время как обслуживающие её сотни рыцарей заполнили помещения на улице Давида. И поныне это место в Иерусалиме, где теперь расположен греческий базар, именуется кварталом «Муристан», что значит «Госпиталь».

Заметим, что согласно установлениям Вселенских Соборов, все церковные постройки могли быть возведены только с благословения того первоиерарха, в чьих пределах они находились. Из этого следует, что страннопримница появилась на свет с благословения Иерусалимского Патриарха, и потому утверждать об изначальном происхождении ордена как католического не приходится. Окатоличивание ордена произошло гораздо позднее отпадения латинян от Церковной полноты. Более полувека иоанниты - госпитальеры пребывали под омофором Иерусалимского Патрарха. При этом часть рыцарей слушала богослужения на привычном им латинском языке (позднее они причащались в церкви Св. Марии Латинской), а так называемая ромейская часть - на греческом (она посещала богослужения в церкви Св. Иоанна Предтечи).

Известно свидетельство игумена Даниила, совершившего паломничество в Иерусалим между 1104 и 1107 годами, что в Великую Субботу, когда на Гроб Господень сходит Благодатный огонь, восточные и западные христиане совместно присутствовали в храме Воскресения Христова. Восточное священство молилось «над Гробом», а западное «в великом алтаре стояху». При этом служба велась на двух языках. Однако получилось так, что в братство рыцарей - госпитальеров поступали в основном жители западных стран, и потому полвека спустя они обратились за покровительством к Папе Римскому. Булла Папы Пасхалия II, в которой он благословил первого приора Жерара и его наследников «на вечные времена», относится уже к 1113 году.» (Стр. 332)

Романовы, читательский дневник, Мальтийский орден, рыцарство, Павел I

Previous post Next post
Up