Юстиниан I и Феодора. Кадры из Кадр из франко-итальянского фильма 1954 года "
Теодора, императрица Византии".
В связи со вчерашним
"набросом на вентилятор" дьяка Кураева, вспомнившего про почитание Юстиниана II Безносого в греко-православных церквях в лике святых, чуть ли не единственным основанием коего является созыв этим императором Пято-Шестого Трулльского собора. И которое (почитание в лике святых) находится в вопиющем противоречии с "житием-моем" этого несвятого святого. Так вот, в связи с этим вспомнилось, что подобное возвеличивание "до небес" правителя только за "правую веру", вне зависимости от его жизненного поведения, характерно не только для греческой (халкидонской, "мелкитской", ага) традиции.
Ниже приведён фрагмент из коптского Жития
св. Севира Антиохийского, известнейшего противника Халкидонского собора. Севир почитается как величайший святой в Сиро-православной (яковитской) и Коптской Церквях. Мне показалось особенно интересным упоминание там царицы Феодоры, жены императора Юстиниана (не Второго а Первого). Кто хоть поверхностно знаком с историей Византии, с похождениями Феодоры также знаком. Для более подробного ознакомления отсылаю к
"Тайной истории" Прокопия Кесарийского (сие произведение конечно с элементами "чёрного пиара", но о художествах Феодоры известно не только благодаря Прокопию). Но тут она "православная царица", "защитница веры" и проч. Я не знаю, канонизирована ли она у коптов, яковитов или армян (имею ввиду ААЦ), но елейных дифирамбов ей спели ой как много, лестных эпитетов не жалели. Интересно, а когда Севир и прочие миафизитские иерархи просили и принимали её помощь и поддержку, они "ставили ей на вид" её не совсем христианское поведение? Бо когда они впервые начали к ней обращаться (ещё во времена правления Юстина I), она, будучи ещё женой наследника престола, уже имела устойчивое прозвище "Феодора из борделя".
Скрин взят из ВК одного русскоязычного копта, которого усиленно "окучивают" на предмет борьбы с "халкидонизмом" его армянские товарисчи (это так, к слову):
UPD1:
Антиохийский патриарх Севир (VI век) называл её «царицей, которая чтит Христа»;
Историк и епископ-миафизит Иоанн Эфесский (VI век) считал её правоверной царицей;
Яковитский летописец Михаил Сириец (XII век) сообщает, что она заботилась о мире церквей больше, чем её муж, и побуждала его работать в этом направлении.
Армянский историк Киракос Гандзакеци (XIII век) повторяет утвердившуюся точку зрения на Феодору: «
Православная по вере, она умоляла мужа утвердить православие. А он хоть и очень хотел, но не осмелился [сделать это] от страха перед двуестественниками [диофизитами], которые грозили ему смертью»
UPD2:
Подробнее о Феодоре:
https://serg-slavorum.livejournal.com/1152689.html UPD3: Кстати, да. Императрица Феодора, несмотря на своё покровительство миафизитам удостоилась канонизации в халкидонских Церквях. Наверное только за то, что была супругой благоверного Юстиниана (больше то не за что. Не за покровительство же миафизитам, низложение и убийство римского папы Сильверия в самом же деле? Не за то, что подбивала своего мужа устроить резню 30000 человек на ипподроме во время восстания "Ника"?).