Куб Зороастра в Накш-е-Рустам, на стене которого высечен текст мобеда Картира о преследованиях христиан и назареев.
Переведённый мною отрывок из статьи Dr. M Thomas Antony and Mathew Mailaparampil
The Pahlavi inscribed Processional Cross of Herat, Afghanistan and the Pahlavi Crosses of South India: A Comparative Study of Religio Cultural traditions of the Churches of India and Parthia.
(Процессионный крест с надписью на пехлеви из Герата, Афганистан и пехлевийские кресты южной Индии: сравнительное исследование религиозно-культурных традиций Церквей Индии и Парфии).
Оригинал статьи
здесь. Там же и ссылки на литературу.
В этом посте я дополнил отрывок из статьи ссылками на тексты "Надписи Картира" и "Анонимной Сирийской Хроники".
Во времена парфянского правления персидские христиане претерпевали скорби и гонения, не имевшие, однако, систематического характера. Но при Сасанидах и в поздне исламский период имели место организованные преследования.
Начало христианства в Иране можно отнести ко временам визита трёх парфянских священников (магов, волхвов) к младенцу Иисусу. По утверждениям персидских христиан Маги - Волхвы были первыми христианами. Святой Иоанн Златоуст учил: «Воплощённое Слово по пришествии Своём в мир, даровало Персии в лице магов первое свидетельство Своей милости и света, так что сами иудеи узнали из уст персов о рождении их Мессии.
Самыми ранними христианами в Персии могли быть те, кто бежал в страну, спасаясь от гонений в Римской империи уже 68 году нашей эры и те, кто прибыл в Персию в качестве миссионеров для проповеди еврейским общинам и обращённые из числа евреев. Во времена Сасанидов, христиане, придерживавшиеся диофизитской доктрины предположительно бежали в Персию, спасаясь от преследований в Римской империи.
Шапур I в 250 году во время войны с Римом восстановил большую часть древнего Ахеменидского царства, уничтоженного Александром Македонским. В результате чего большое число римских пленников было уведено в Персию и поселено в Бет Армайе (Beth Aramaye), Майшане (Maishan), Бет Хузайе (Beth Huzae) и Фарсе. Многие из них являлись христианами. Они говорили на греческом, и их церковные службы отличались от служб Церкви Востока. Греко - говорящие христиане создали Римскую Церковь в изгнании и имели епископов антиохийского поставления. Имена епископов: Деметриус, Ардак (Ardaq), Андрей и т.д.. В свою очередь Хроника Сиирта сообщает о двух различных Церквях, основанных в Рев Ардашире (Rev Ardashir), Церкви римлян, где служили по гречески и Церкви кирманиан (kirmanians, христианских торговцев из города Кирман, поселившихся в Рев Ардашире), где в литургии использовали сирийский язык.
В III веке
зороастрийский священник Картир инициировал преследование других религий. На Кубе - Заратустры (Каба - е - Зардушт) сохранилась надпись, сделанная по повелению Картира, где сказано о низвержении общин Насрайе (назореев) и Кристиане (христиан), точно также как и общин манихеев и буддистов, иудеев и брахманов, утвердив Зороастризм как главную религию в Персии. Насрайе - сиро-говорящее иудео - христианское сообщество Восточно - сирийской Церкви, а «Кристиани» - греко говорящие христиане, депортированные в Персию из восточных провинций Римской империи во время войны.
и брамины, и назареи, и христиане и мандеи и зиндики (- манихеи - С. К.) в стране были разбиты, и (их) идолы разбиты, убежища дэвов разрушены, обители богов (!Храмы) воздвигнуты. Спустя столетие, Деяния мучеников содержат различные истории о пострадавших за веру при шахе Шапуре II христианах, носивших иранские имена и бывших новообращёнными из числа зороастрийцев. Это означает, что в начали IV столетия в Персии жили ирано (персо) говорящие христиане. Таким образом в начале V столетия в Персидской империи существовало христианское сообщество, включавшее в себя сирийев, греков и персов.
В ранние века Церковь Востока распространялась по Великому Шёлковому пути в Бактрию. Церковные провинции митрополитов Мерва и Герата Хорасанского - свидетельство распространения миссионерской активности на восток. Хорасан был центром миссионерской активности в восточном направлении. Анонимная Сирийская хроника повествует под 680 годом об Илии (Элии), митрополите Мерва, активно проповедовавшем христианство тюркам и другим народам. Описывается неожиданная встреча во время путешествия митрополита с вождём этой местности. Митрополит крестным знамением усмирил шторм, и, став свидетелем чуда, вождь и его народ обратились в христианство.
Илия, митрополит Мервский, обратил много народа из тюрок и из других народов. Мерв - это река, по имени которой называется город и область. Говорят, что внутри он имеет двенадцать парасангов и внутри внешней стены находится город и много крепостей, пшеничные и ячменные [поля], сады и парадазы. Построил его Александр, сын Филиппа, и назвал его Александрией. Когда он подчинил и победил многие народы на востоке, он выступил, чтобы вернуться в свою землю, но был убит смертельным ядом своими рабами у реки Евфрата, в месте, называемом Багникия [Бет Никия], в области Вавилона. Он царствовал двенадцать лет и шесть месяцев. Относительно же этого Илии, митрополита мервского, рассказывают, что когда он обходил области у внешней границы, внутри одной из них он встретил некоего царька, который отправлялся воевать с другим царем. Когда Илия усиленно просил его воздержаться от войны, он сказал ему: «Если ты мне покажешь знаменье, как их показывают жрецы богов, я поверю в твоего бога». И приказал царёк служившим демонам жрецам, которые были с ним, и они призвали демонов, которым служили, и тотчас затянулся воздух облаками, ветрами, громами и молниями, которые затем последовали. Тогда был подвигнут божественной силой Илия, он сделал знак небесного креста и прогнал навождение, которое напустили восставшие демоны, и оно тотчас совершенно пропало. Когда увидал царек то, что сделал блаженный Илия, он упал перед ним и почтил его; уверовали он и весь его лагерь. [Илия] свел их к одной реке, окрестил их всех, поставил им священников, дьяконов и вернулся в свою землю. Житие
Мар Абы упоминает о посвящении в 549 году епископа для эфталитов. Его епархией быть епископство Бадгис-Кадистан, представленное на Синоде Ишояба в 585 году нашей эры. Это могло привести к возвышению Герата как митрополитства, поскольку Герат традиционно ассоциировался с регионами Пусан (Pusang), Бадгис (Badghis) и Кадистан (Qadistan).