Остатки крепостной стены города Кеннешрин (античной
Халкиды), в котором епископом был св. Север.
Север (Севир, Северус) Себохт (также известный как Север Математик) - ассирийский церковный деятель и учёный, один из образованнейших людей своего времени. По широте и объёму его энциклопедических знаний его можно сравнить со знаменитым
Бар Эбреем. Почитается святым в
Сиро - православной (яковитской) Церкви.
Родился в Нисибине в последней четверти VI века. Принял монашество и получил образование в знаменитом монастыре Кеннешрин [1] (Qinnesrin, в переводе «Орлиное гнездо»). С Кеннешрином была связана вся жизнь Севера. Здесь он изучал философию, теологию, математику, другие науки, греческий, классический сирийский и персидский языки, проштудировал труды всех известных в те времена учёных. Здесь же он преподавал. Из его учеников наибольшую известность получили яковитский патриарх Афанасий II и
Иаков Эдесский.
В 638 году рукоположен в епископы города Кеннешрин (видимо, епископская кафедра находилась в монастыре, сам город - это античная Халкида, в 25 километрах к юго - западу от нынешнего Алеппо). Умер в 667 году в преклонных годах.
Из многочисленных научных трудов св. Севера в области теологии, математики, астрономии, философии до наших дней сохранилась лишь небольшая часть.
Теологические труды.
- Трактат в неделю Даниила.
- Сведения о рождестве Господа нашего во плоти в какой год по греческому летоисчислению он родился.
- Два письма на семи страницах, адресованные Сергию, настоятелю монастыря Ханушия (Khanushia) в Сингаре (Синджаре) [2] и содержащие комментарии на две речи св. Григория Назианзина. Ранее эти письма ошибочно приписывались тёзке св. Севера Себохта, Северу, епископу Низибина.
Философские работы.
- Короткий трактат (сохранилось только три страницы), посвящённый «Второй аналитике» Analytica Posteriora Аристотеля. Время написания - 638 год.
- Письмо к его другу, клирику Ионе, с объяснением некоторых мест из «Риторики» (Rhetorica) Аристотеля.
- Трактат, подробно раскрывающий вопросы, поднятые в письме к Ионе.
- Письмо к священнику Айталахе, епископу Ниневии (Мосула), в котором Север раскрывает термины и определения из «Иcтолкований» Аристотеля, а также касается вопросов из области арифметики, астрономии, топографии и музыки. Также в письме Север упоминает о более раннем своём письме к Айталахе, содержавшем толкования канонов св. отцов и благодарит того за присылку ему копий писем свв. Григория и Василия.
- Самый известный его трактат о приборе астролябия на 52 страницах. Труд переведён на французский и опубликован в Париже в 1899. Значение этого трактата прежде всего в том, что он позволил определить время изобретения астролябии, которую латинский Запад получил из рук арабов. Север Себохт считает изобретателем астролябии Пталома, которого он называет философом. Он указывает, что изобретение Пталома предшествовало работам Птолемея (II в. н. э.). По словам Севера, если астролябия действует правильно, то ее результаты должны совпадать с данными таблиц Птолемея, которые были составлены последним с помощью астролябии.
Описывая астролябию, Север Себохт перечисляет ее составные части, а затем объясняет значение того "сплетения", на котором в астролябии изображены знаки Зодиака. Во втором разделе трактата предлагается решить 25 задач, дающих возможность проверить астролябию и научиться пользоваться ей. В число этих заданий входят следующие: определить положение солнца (4 задача ), луны (5 задача), их "восход" и "закат", апогей какой-либо из звезд (9 задача), найти различие во времени полудня в двух разных городах (15 задача), установить по солнцу и одной из неподвижных звезд, в каком "климате" находится сам наблюдатель (17 задача), рассчитать относительное расстояние между отдельными зонами (24 задача) Для каждой из составленных 25 задач Север Себохт дает подробное объяснение ее решения. Так, например, по условию четвертой задачи следует выяснить положение солнца в одном из созвездий Зодиака. Для этого требуется прежде всего точно определить полдень, что устанавливается путем фиксации того момента, когда луч солнца попадает в соответствующие два отверстия астролябии. Затем определяется зона зодиакальной фигуры и нахождение в ней солнца.
Совершенно очевидно, что астроном имел в своем распоряжении астролябию, умел ее применять и что этот инструмент в раннем средневековье был распространен в областях Средиземного моря. [4]
- Трактат о знаках Зодиака (написан между 659 и 660 годами), от которого сохранилось только 18 глав. Эти главы были опубликованы в 1870 году. Некоторые из этих глав (о движении Солнца по небесной сфере, об измерении расстояния между небом и землей, об обитаемых и необитаемых районах Земли) в виде манускриптов хранятся в Британском музее. Свой трактат Север в 665 году по просьбе клирика Василия из Кипра дополнил письменными ответами на 19 - 27 вопросов по астрономии, космогонии и математике. Возможно, это тот самый трактат, на который ссылается Бар Эбрей в своей книге «Восхождение разума».
- Письмо на 18 страницах к тому же Василию, с информацией о лунных месяцах и определении точной даты празднования Пасхи.
- Три письма к вышеупомянутому Василию по историческим вопросам.
- Перевод с персидского на сирийский сокращённого изложения «Об истолкованиях» Аристотеля, к которому Север добавил 5 трактат Аристотеля по логике.
- Перевод «Четверокнижья» (Terrapillon) Птолемея.
Кроме того, благодаря Северу, на Ближнем Востоке становится известно об индийской системе счисления. В 662 г., полемизируя с теми, кто презрительно относился к научным достижениям других народов, он вспоминал об индийских цифрах и индийских способах вычислений, указывал, что открытия индийских ученых в астрономической науке более оригинальны, нежели греков или вавилонян, а их исчисление с помощью девяти знаков стоит выше всяких похвал. Это свидетельствует о том, что именно в это время индийская нумерация проникала через Сирию на запад, в частности в европейские страны.
А теперь внимание. Начало деятельности Севера приходится примерно на время (с разницей в 10 - 13 лет) бегства погонщика верблюдов по имени Мухаммед из Мекки в Медину. Умер св. Север тогда, когда фанатичные бедуины только только - только завоёвывали Африку и не думали ни о каком занятии науками. Примерно в то же самое время (641 год) согласно благочестивой исламской легенде «праведный халиф» Омар повелел спалить остатки Александрийской библиотеки [3] со словами: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь». А (ас)сирийские книжники в это время вовсю переводят Аристотеля. Это к поднимавшемуся уже вопросу об «
исламско - мусульманской цивилизации».
День памяти св. Севера Себохта в яковитском церковном календаре 12 июля, согласно другому - 11 сентября. В последнем он именуется Север Математик.
Составлено по "История сирийской литературы и наук"
Патриарха Мор Игнатия Апрема I Барсума (мой перевод на русский язык с добавлениями):
http://www.soc-wus.org/ourchurch/St.%20Severus%20Sabukht.htm Примечания:
- По другим данным получил образование в знаменитой школе в Нисибине, но по своей причине приверженности миафизитству покинул её в 612 году. Школу в Нисибине, напомню, контролировали «несториане».
- Город в нынешнем Ираке, известный как центр езидов, в котором в 2014 году произошла печально известная резня Синджарская езидов боевиками ИГИЛ.
- Да - да, вопреки распространённому убеждению, копты под предводительством патриарха Феофила при разорении храма Сераписа сожгли далеко не все фонды знаменитой библиотеки.
- Пигулевская Н. В. Н. В. ПИГУЛЕВСКАЯ КУЛЬТУРА СИРИЙЦЕВ В СРЕДНИЕ ВЕКА. Издательство «Наука» Главная редакция восточной литературы Москва 1979. Страницы 181 - 182