Эсекиль (Asahel) Грант по прозвищу «Хаким» - первый американский миссионер в Иране, врач, путешественник и писатель. Автор теории о происхождении ассирийцев - несториан от потерянных десяти колен Израилевых.
Эсехиль родился 17 августа 1807 году в городке Маршалл, штат Нью - Йорк. Изучал медицину в Питтсфилде (Pittsfield), Массачусетс. После смерти в 1831 году своей первой жены он переехал в Утику, Нью - Йорк, где имел большую и хорошо оплачиваемую медицинскую практику и второй раз женился на женщине, ставшей ему поддержкой и опорой во всех его трудах и начинаниях.
Под влиянием миссионерской организации American Board of Commissioners for Foreign Missions, в 1835 году отправился для проповеди в Иран среди ассирийцев «несториан», о которых западное общество тогда только недавно узнало.
В первом же посещённом им селении горных «несториан» Лезане (Lezan) его встретили очень тепло благодаря одному из тамошних жителей, исцелённому Грантом от катаракты.
Доктор Грант считал «несториан» потомками потерянных десяти колен Израилевых, угнанных в VIII веке до Р. Х. в плен ассирийским царём и поселённых на западных и северо - западных границах Ассирийского Царства. Свою теорию со ссылками на Священное Писание он изложил в книге с длинным названием:
The Nestorians; or, The lost tribes: containing evidence of their identity; an account of their manners, customs, and ceremonies; together with sketches of travel in ancient Assyria, Armenia, Media, and Mesopotamia; and illustrations of Scripture prophecy. (Несториане; или Потерянные колена: содержащая обоснование их идентичности, описание их манер, обычаев и церемоний; вместе с зарисовками путешествия в древней Ассирии, Армении, Мидии и Месопотамии; и демонстрации Библейского пророчества).
Книга стала бестселлером среди западной публики.
Тут я вставлю свои пять копеек и выскажу своё мнение (не претендующее на истину в последней инстанции). Изо всех англосаксонских «искателей потерянных колен» Грант оказался, на мой взгляд, ближе всего к истине. Кто - то искал десять колен на Британских островах как британские израэлиты, кто - то, как те же брито-израэлиты или мормоны на просторах Северной Америки. А всё, скорее всего, гораздо проще. Потерянные колена Изральевы были ассимилированы своими завоевателями. В моём переводе статьи про Турабдин упоминалось об эффективности ассимиляторской политики Ассирии, которая за два века смогла «переварить» арамеев и сделать из них ревностных ассирийцев, сражавшихся за родину даже после падения Ниневии:
http://serg-slavorum.livejournal.com/2082972.html Допускаю, подобное же случилось и с угнанными в плен ветхозаветными евреями, которые в отличие от арамеев, живших на своей земле, были оторваны и от родной почвы, от родных пенат и от родной культуры и им оказалось гораздо проще раствориться среди ассирийцев. Разумеется, далеко не все ассирийцы потомки пленных Израэлитов, но, возможно, какая - то их часть.
Но, вернёмся к герою нашего повествования.
Перед публикацией книги от лихорадки неустановленной природы умерла его жена Джудит, женщина являвшая собой воплощение христианской веры, добродетели и любви. Которую любил и пред ней преклонялся каждый, кому довелось быть знакомым с ней. Спустя несколько месяцев их дочери - двойняшки, до того обладавшие отменным здоровьем, внезапно умерли от какой -то инфекционной болезнью, одна за другой с интервалом в неделю. Сам Грант серьёзно заболел и оказался прикованным к постели в городе Мардин. И только чудом избежал смерти - в то время как он, немного поправившись, выехал за город, его дом атаковала толпа исламских фанатиков, хотевших его убить.
Открытие Грнатом миссии в Урмии и строительство в ассирийской деревне Ашите школы (которая по своему виду очень напоминала креспость) возбудило против ассирийцев вражду и ненависть мусульман - курдов и турок, опасавшихся, что вслед за западными миссионерами придут западные армии и отнимут у них землю. Ассирийцы в глазах соседей - мусульман превратились, таким образом, в пособников колонизаторов. Вспыхнула христианско - мусульманская война, к которой ассирийцы оказались не готовы, слишкoм понадеявшись на собственные силы и не внявшие призыву Гранта заключить мир со своими врагами.
Возможно, часть вины за конфликт между курдами и ассирийцами лежит и на Гранте. Когда курдский эмир Бадрхан сообщил ему, что они собираются напасть на ассирийцев и поинтересовался тем, что он, Грант (единственный в то время представитель западных христиан в регионе!) думает по этому поводу, последний ответил: "Это сделает их более восприимчивыми к слову Божьему!" Тем самым он фактически не только спровоцировал резню, но и дал ей зеленый свет. Хотя, как представитель западных держав и христианин, он обязан был предупредить, что это будет негативно воспринято христианскими державами, что могло отрезвить курдов". Но этого, увы, он не сделал
Вызванный с Ашиты (Asheetha), где располагалась резиденция «несторианского» патриарха, для оказания медицинской помощи одному из представителей вражеского лагеря (а Грант помогал всем страждущим, вне зависимости от политических и религиозных пристрастий), он снова чудом избежал смерти - ассирийское поселение было атаковано курдами и турками. Гранту пришлось перебраться в Мосул, где он оказывал медицинскую помощь многочисленным «несторианским» беженцам, спасавшимся от боевых действий.
В следующем году он подхватил тиф от беженцев, которых он лечил. Умер 24 апреля 1844 года. Перед смертью у него была сильная лихорадка и бред. На следующий день в Мосуле состоялись его похороны, на которых присутствовали представители властей и множество простых людей.
Составлено по:
1.
https://en.wikipedia.org/wiki/Asahel_Grant2.
http://www.christianity.com/church/church-history/timeline/1801-1900/asahel-grants-romanticized-nestorians-11630469.html