Монастырь Мор Габриэль. Современный вид.
Святой Шмуиэль (Самуил) - ассирийский монах - подвижник, основатель
монастыря Мор Габриэль, который, правда, нынешнее своё название носит в честь другого святого -
Габриэля (Гавриила), епископа Тур Абдина.
Святой Шмуиэль родился в начале IV века в деревне Эштин (Eshtan) в области
Савур, на северо - востоке современной Турции. Его отца звали Юханон (Иоанн). Юханон был богат, уважаем в обществе и очень религиозен. Одна беда - не имел он наследника. Но Юханон возложил свою надежду на Бога, и, творя милостыню, верил, что Господь за это смилуется над ним и дарует ему сына.
Однажды праведный богач шёл по деревне и внезапно услышал, как ученики местной школы пели гимн
св. Ефрема Сирина «Дай нам помнить наших родителей». Слова гимна так тронули сердце Юханона, что он тотчас же кинулся в церковь и провёл там три дня и три ночи в посте и молитве. Вскоре его жена родила сына. В то время как ребёнок появился на свет, Юханон имел видение свыше о великом будущем своего сына. Родители назвали новорождённого именем Шмуиэль (Самуил) - на древнееврейском оно означает «имя Господа».
Шмуиэль подрос, выучился грамоте - чтению и письму и начал подражать в своей жизни
библейскому пророку Самуилу, в честь которого получил своё имя. Он желал посвятить себя всецело служению Богу и построил рядом с родной деревней монастырь, в котором вместе с ним подвизалось ещё 8 человек. У его родителей родился ещё и младший сын по имени Шомир, который, возмужав, помогал брату в устроении обители.
Через какое - то время Шмуиэль, желая пустынножительства, покинул монастырь и ушёл в дикие горы Морин рядом с Низибином (сейчас турецкий
Нусайбин). Но и здесь он не остался в одиночестве. Слава о его равноангельском житии привлекала к нему многих последователей.
А в то время страна, где жил святой, принадлежала римлянам, но примыкала к владениям персов. В Империи происходили внутренние неурядицы, и граница осталась неохраняемой. Воспользовавшись этим, персидские войска вторглись в Савур. Вторжение сопровождалось грабежами и уничтожением мирных поселений. Пострадал и новоустроенный монастырь Шмуэля. Епископ Савура св. Карп, много помогавший Шмуэлю в организации монашеской жизни, попал в плен к врагам. За отказ отречься от Христа персы - зороастрийцы обезглавили святого старца. Шмуиэль за большой выкуп упросил их отдать ему мощи священномученика. Он оставил свой монастырь (пообещав, правда своим монахам, что вернётся и не оставит их своей молитвой и участием) и, взяв мощи св. Карпа перебрался в деревню Картмин, которая не была под властью персидских захватчиков.
У Салибы, старосты Картмина, в то время очень болел маленький (4 года и 7 месяцев) сын Шемун (Симон). Любящий отец горячо просил Шмуэля помолиться об исцелении ребёнка, пообещав раздать щедрую милостыню беднякам, а самого Шемуна отдать в ученики подвижнику. Шмуиэль 4 часа горячо молился о здоровье малыша у мощей св. Карпа. И Господь услышал молитву, Шемун выздоровел. Придя в сознание, мальчик поведал о своём видении - ему предстали Шмуиэль и некий епископ «великой силы» (это был св. Карп), которые вернули его домой. Услышав об этом, благодарный отец, как и обещал, не поскупился на милостыню, и более того, построил в честь святого мученика церковь, в которой каждый год совершалось празднование в память о св. епископе.
Сын старосты подрос, став очень умным и смышлёным юношей и был по обету отца отдан в ученики Шмуэлю, который наставив его в Священном Писании постриг в монахи.
Однако, хотя Шемун и ревностно следовал своему учителю в иноческих подвигах, его порой смущали песни деревенских девушек, и влекло к мирской жизни и земным радостям.
Шемун выполнял послушание старца Шмуэля - возил в монастырь воду из колодца в плетёной корзине. И вода чудесным образом не вытекала. А как -то в один из дней Шемун вот также вёз воду, а юные девушки стирали свою одежду возле колодца и пели по обыкновению. Лукавый дух внушил Шемуну, посмотревшему на девушек, блудные помыслы, и тогда же по дороге обратно вся вода из плетёной корзины вылилась на землю. Он рассказал обо всём своему учителю и был пристыжен.
Св. Шмуиэль решил уйти из деревни, дабы избежать таких искушений для юного монаха. Они вдвоём решили так - выдвинуться из селения с пением псалмов, и где пение своё окончат, там и устроят иноческое жилище - пусть, таким образом, Cам Господь укажет место. Закончили они чтение псалмов, достигнув руин древнего ассирийского храма в честь языческого божества
Шамаша. Утомлённые оба монаха тут же уснули. По прошествии некоторого времени Шемуна разбудил Ангел в образе Мор Шмуиэля и сказал: «Шемун, мой сын, вставай. Давай положим основание монастырю». Шемун встал и последовал за Ангелом. Ангел показал камни, которые должны были стать западными, северными и южными воротами монастыря. Пространство между камнями оказалось огромным, и на недоуменный вопрос Шемуна, зачем столько места для двух подвижников, Ангел ответил, что в будущем здесь будет подвизаться множество монахов. Тогда Шемун спросил: «Кто будет строить такой большой монастырь?» В ответ на это Ангел поднял в воздух на высоту приблизительно один метр большой камень и сказал: «Сила, которая удерживает этот камень в воздухе, будет обустраивать это место». Утром Мор Шмуиэль разбудил Шемуна и позвал его собирать камни для обители. На это Шемун с недоумением ответил: «Но учитель, всю ночь мы трудились, закладывая основание монастыря». Тогда они поняли, что произошло чудо, и Сам Бог послал Своего Ангела с тем, чтобы он заложил основание новой обители. Когда монастырь завершили, к ним присоединилось ещё около 400 монахов. Римские императоры
Гонорий (395 - 423) и
Аркадий (395 - 408) очень благоволили к обители Шмуэля, по их приказу в монастыре появился водопровод, а рядом были выкопаны большие колодцы.
Но, как известно, ни одно доброе дело не обходится без искушений злых сил. Сатана сильно ополчился на святую обитель за праведность её настоятеля. Враг рода человеческого вселился в Феодору, дочь императора Аркадия. Во время приступов беснования девушка выкрикивала имя св. Шмуэля, и император повелел Шмуэлю прибыть во дворец. Дьявол таким образом замыслил выманить настоятеля из монастыря, а сам тем временем, пользуясь отсутствием святого, внести смуту и раздоры и погубить монашеское общежитие. Святой же Шмуиэль разгадал дьявольский замысел и категорически отказывался покидать монастырь, отправив вместо себя троих монахов. Те, прибыв к царю, три дня и три ночи молились у постели болящей, но безрезультатно. В то время Шмуэлю в видении явился ангел и повелел сделать следующее - написать письмо с заклятием нечистого духа, подписанное именем Шмуэля и 400 иноков и отдать посланникам императора. Святой так и поступил. Письмо гласило: «О, враг нашего человеческого рода. Ты не имеешь никакой власти от Бога оставаться в этой девушке и, да не позволено тебе будет мучить её». Посланники с письмом вернулись к Аркадию. Император, узнав о том, что святой ослушался его повеления, пришёл в ярость. В злости он ударил себя по лицу, повредил правый глаз и потерял сознание. Находясь в бессознательном состоянии, Аркадий увидел в видении св. Шмуэля, сообщившего об исцелении принцессы. Очнувшись, император прочёл письмо, принесённое посланником, и в тот же момент злой дух вышел из царской дочери. В благодарность за своё выздоровление, принцесса Феодора спонсировала возведение для здания монастыря большого купола, сохранившегося и по сей день и носящего название «купол Феодоры». Посрамлённые же злые духи, не успокоились а обратились в волков и какое - то время терроризировали монастырских насельников. Св. Шмуиэль осенил злых духов в образе волков крестным знамением и те исчезли без следа.
В 407 году по молитве св. Шмуиэля, его ученика Шемуна и ещё 5 монахов, жители деревни Хах (Hah) избавились от страшной эпидемии. В благодарность они возвели в честь св. Шмуэля великолепный монастырь.
Св. император Феодосий II, как и его отец Аркадий, благоволил к обители св. Шмуэля, делал богатые пожертвования, финансировал возведение монастырских зданий.
Св. Шмуиэль предчувствуя свою скорую смерть, вручил управление монастырём своему преданному ученику Шемуну.
15 мая 409 года св. Шмуиэль отошёл в лучший мир. В этот день
Сирийская Яковитская Церковь празднует его память (о почитании в других Христианских Церквях сведений не имею). На его погребении присутствовало множество священников, диаконов и мирян, в течение недели после его отшествия, молившихся на могиле святого. Шемун из Картмина, руководивший монашеской общиной после св. Шмуиэля, также как и его учитель был прославлен в лике святых.
Могила святого Шемуна в монастыре Мор Габриэль.
Первоначально монастырь св. Шмуиэля, основанный по повелению Ангела, именовался Картмин. Но потом, как было сказано выше, стал называться Мор Габриэль, в честь другого великого святого, просиявшего здесь.
До наших дней Мор Габриэль важный духовный центр Яковитской Церкви.
Вход в монастырь Мор Габриэль.
Составлено по:
1.
http://syrorthodoxchurch.com/english-Dateien/st_shmuyel.html2.
http://serg-slavorum.livejournal.com/1713837.html3.
https://en.wikipedia.org/wiki/Mor_Gabriel_Monastery