Амарас. Нагорный Карабах. Монастырь, усыпальница, а также школа, крепость и таможня.

Apr 05, 2016 00:35

В Карабахе-Арцахе в Мартунинском районе расположен монастырь, где покоятся мощи святого, с именем которого связана первая проповедь христианства на территории нашей страны ( путешествия апостола Андрея - всё же апокрифичны), а именно в нынешнем южном Дагестане - в районе Дербента (в те края вера Христова пришла на 300 лет раньше ислама). Этого святого звали Григорис, он был внуком святого равноапостольного Григория Просветителя, крестителя Армении, Грузии и Кавказской Албании (частично сегодняшний Азербайджан).

См. о нём ролик:

image Click to view



Святой Григорис - старший сын патриарха всех армян Вртанеса Парфянина. Григорис был рожден в 295 году в Кесарии. Он воспитывется и получает образование в армянской царской палате. Но он в своей жизни мечтал служить в Церкви, поэтому в раннем возрасте рукополагается в монаха. И несмотря на его молодой возраст, Григорис за свой целомудренный образ жизни становится епископом Грузии и Кавказской Албании. Это случилось так: албанский царь Урнайр, принявший христианство, попросил у святого царя Тиридата III прислать епископа из рода Григория Просветителя для проповеди христианского вероучения в северо-восточных странах, поскольку его народ слышал о ней, но у них не было доброго духовного пастыря. На эту просьбу откликнулся 25 летний внук Григория Просветителя - сын Вртанеса Григорис. Его рукополагают и отправляют в эти края для пастырства. Он прибыл в город Чора (современный Дербент) и основал там церковь. Для всех слушающих он, подобно своему деду, оставлял удивительное впечатление. А его благочестивая жизнь была полна ночных молитв, постов и отшельничества. После того, как Григорис проповедует в Албании, он отправляется в лагерь царя массагетов (маскутов) Санесана, где сначала варвары принимают веру Христову, но потом когда понимают, что с этой верой они не могут заниматься разбоем, кражей, гребежом, тогда сердятся на Григориса, говоря:

если мы будем слушать тебя, как же мы будем жить?

После этих слов они решают убить блаженного Григориса: мазкуты схватывают его, привязывают к хвосту дикой лошади, и отпустив лошадь в Ватнянское поле близ побережья Каспийского моря, умертвляюь Григориса.

Друзья Григориса привозят его останки в Армению и хоронят в селе Амарас, которое находится в Арцахе. А на месте его мученичества воздвигают часовню Святого Григориса. Сейчас эта часовня находится в селе Нюгди Республики Дагестан.

Его память отмечается в Армянской Апостольской Церкви во первых в праздник Сыновей и Внуков, во вторых, в следующий понедельник после пятого воскресенья Святого Креста, вместе с 12 армянскими отшельниками.

Замечательный рассказ об святом месте в Амарасе с прекрасными фотографиями читайте ниже:

Оригинал взят у p_krysa в Амарас. Нагорный Карабах. Монастырь, усыпальница, а также школа, крепость и таможня.
Последним из монастрырей, в которых мы успели побывать, был Амарас, расположенный в Мартунинском районе, не слишком привлекательный на первый взгляд внешне, но очень интересный исторически.





Прежде всего, Амарас является одиним из первых монастырей, появившихся в период распространения христианства в Арцахе. Основан он был в IV-ом веке Григорием Просветителем, а завершено строительство монастыря было его внуком епископом Григорисом.




Сам Григорис, которого убили в 338 г., был похоронен в Амарасе. Его усыпальницу можно найти, спустившись с помощью священника под церковный алтарь.




Заперли в подвале в качестве заложников:




Усыпальница построена из тесаных камней, добытых в карьере на горе Хазаз. Она представляет собой прямоугольное помещение. Стена напротив лестниц, ведущих вниз, украшена типичными для армянского декоративного искусства раннего средневековья геометрическими и растительными орнаментами. В усыпальнице находится надгробие св. Григориса, которое считается основной святыней монастыря. На плите изображены епископская корона, посох, крест и высечена надпись: «Усыпальница святого Григориса, Католикоса Алуанка и внука святого Григора Просветителя Партева. Родился в лето 322, помазан в лето 340 и предан мученической смерти в лето 348 в Дербенте царем маскутов Санесаном, святые мощи (его) были привезены в Амарас его питомцами-дьяконами из Арцаха».




Изобретатель армянского алфавита Месроп Маштоц в начале V века основал в Амарасе первую армянскую школу, отсюда же началось распространение новой армянской письменности. До сих пор, приглядевшись, можно увидеть на потолке бывших помещений монастырской школы изображенные там буквы армянского алфавита.




Являясь крупным религиозным и культурным центром, Амарас неоднократно подвергался разрушению. Тем не менее школа продолжала функционировать и в XV--XVI вв., в тяжелых условиях, здесь были созданы многочисленные ценные рукописи.

Во второй половине XIX в., после присоединения Восточной Армении к России, монастырский комплекс Амарас, уже имеющий довольно сильно укрепленные оборонительные сооружения, использовался в качестве приграничной крепости, а в 1832-1844 гг. - русско-персидской таможни. В 1848 г. царские власти вернули Амарасский монастырский комплекс, находящийся в плачевном состоянии Церкви, и спустя десять лет, в 1858 году монастырь был вновь восстановлен и перестроен.




Естественно, во время многочисленных разрушений, этой и предыдущих перестроек и восстановительных работ, значительная часть древних надписей, архитектурных деталей и первоначальная композиция монастыря были утрачены.




В конце XIX в. монастырь владел поместьями, пахотными землями, садами, мельницей. Южнее монастыря, на высоком склоне правого берега речки Амарас, прослеживаются следы строений, встречаются гончарные трубы, надгробные камни. Предполагается, что это развалины поселения Амарас. Комплекс обведен прямоугольной в плане оградой с круглыми башнями по четырем углам. По всему периметру крепостных стен построены многочисленные жилые и подсобные помещения.
Естественно были и совершенно незаменимые пристройки:




В 1992 году, в ходе Арцахской освободительной войны, Амарасский монастырь, так же как и многие другие армянские исторические памятники края, целенаправленно подвергался обстрелам дальнобойной артиллерии азербайджанцев.
Использованы материалы отсюда и отсюда

начало
продолжение

Кавказская Албания, Армения, Армянская Апостольская Церковь, Азербайджан, святые, миссионеры, гонения на христиан, Арцах

Previous post Next post
Up