КИЕВСКИЙ ВОЕВОДА АДАМ КИСЕЛЬ - ЗАЩИТНИК ПРАВОСЛАВИЯ И МИРОТВОРЕЦ.

Feb 04, 2012 18:52




Адам Григорьевич Кисель (Кисиль), знаменитый  киевский воевода, видный политический деятель Речи Посполитой XVII века, полководец, меценат, защитник и покровитель Православия, а также миротворец, немало сделавшего для успокоения смуты на Украине и установления мирных отношений Речи Посполитой и Московского государства. Далеко не всем замыслам Адама Григорьевича суждено было осуществиться, но его подвижнические труды на благо Православия и славянства достойны того, чтобы остаться в памяти потомков.

Родился Адам Кисель в 1600 году в родовом селе Низкиничи, Владимирского повета, Волынского воеводства. Происходил из мелкопоместной литовско - русской (овручско-житомирской) шляхты. Волынь некогда входила в состав Великого княжества Литовского, но после Люблинской унии между ВКЛ и Польшей, заключённой в 1569 году, по прихоти последнего Ягеллона - Сигизмунда - Августа стала землёй Короны. По преданию, перешедшему и в малороссийские хроники и в геральдические сочинения XVIII века, и нашедшему своё отражение в королевской грамоте 1646 года, род Киселя восходил к славному киевскому воеводе Святолду (или Свентолдичу), погибшему при обороне Киева от войск польского короля Болеслава Храброго в 1018 году. Однако первый представитель рода, существование которого подтверждено документально - шляхтич Олехно (Александр) Кисель, живший в середине XV века.

Отцом Адама был Григорий Гнишович Кисель - Низкиницкий, мать - Тереза Иваницкая.

Первые известия об Адаме Григорьевиче относятся к 1617 году, когда он, окончив Замойскую академию, участвовал боевых действиях в составе южной армии великого коронного гетмана Станислава Жолкевского (уроженца Червонной Руси, прославившегося своими победами над московскими войсками во время польско - литовской интервенции 1609 - 1612 годов). В 1620 году Адам Григорьевич участвовал в несчастливой для войск Речи Посполитой битвы под Цецорой, где пал смертью храбрых Станислав Жолкевский, а гетман польный коронный Станислав Конецпольский попал в плен (между прочим, в этой битве принимал участие и также попал в плен будущий гетман Украины и предводитель крестьянской войны Богдан Зиновий Хмельницкий, в этой же битве погиб отец Богдана). В 1620 - 1621 годах принимал участие в легендарном Хотинском походе под командованием Яна - Кароля Ходкевича, одного из величайших полководцев Литовской земли. В 1626 году Адам Кисель принимал участие в войне Речи Посполитой со Швецией (в Пруссии). В этих компаниях он сперва, как человек небогатый, занимал низшие должности, но через 6 лет благодаря своим способностям стал начальником хоругви, где служили его родственники. Вскоре после этого смерть отца заставила Адама вернуться в родовое поместье, где он пробыл до самой смерти короля Сигизмунда III Вазы (30 апреля 1632 года). С 1630 года Адам Григорьевич - депутат от шляхты волынского воеводства на Сейме в Варшаве.

Как известно в 1620 году константинопольский патриарх Феофан восстановил автокефальную Православную Церковь на Украине, в Литве и Белой Руси. Адам Кисель, рождённый и воспитанный в униатстве, в 1632 году отрёкся от унии и стал православным, за что всю оставшуюся жизнь католики и униаты клеймили и поносили его как вероотступника. На открывшемся вслед за смертью Сигизмунда коронационном сейме (13 февраля 1633 года) Адам Кисель активно выступал в защиту Православия. В то время Кисель был единственным православным сенатором в парламенте польско - литовского государства. Во многом благодаря именно Адаму Григорьевичу на сейме был утверждён акт, предоставлявший православному населению польско - литовского государства полную свободу вероисповедания. В начале 1633 года новый король Речи Посполитой Владислав IV Ваза, сын Сигизмунда, известный своей веротерпимостью и неприязненным отношением к своевольным католическим магнатам, в благодарность за поддержку, оказанную на сейме, оставил Адама Григорьевича при дворе в звании «дворянина королевского». Так назывались те из придворных, которые не занимали определенных должностей, а состояли для особых более важных поручений. На первых порах Адаму Киселю поручено было отобрать от униатского епископа почаповского жидичинскую архимандрию с ее богатым монастырем, имениями и церковью и передать православному сицкому епископу Александру Пузыне.

В 1631 - 1634 годах вспыхнула война между Речью Посполитой и Московским государством, получившая в исторической литературе наименование «Смоленской» (так как основной театр боевых действий находился под стенами города Смоленска). Король поручил своему верному помощнику важное дело - охрану Северской земли (Северской Украйны, отошедшей к Речи Посполитой по условиям Деулинского перемирия 1619 года) со стороны Путивля от вторжения московских войск. Адам Григорьевич быстро набрал в Запорожской Сечи около 20 тысяч казаков. С этими силами он заставил московские войска снять осаду Чернигова, а затем совместно с польскими войсками под командованием Лукаша Жолкевского и руського князя Иеремии Вишневецкого вторгся в пределы Московского государства, имея целью воспрепятствовать сбору в пограничных областях ополчения против главной армии короля Владислава, подступавшей к Смоленску. Со своими казаками Кисель очень помог королю. За это ему был пожалован на ленном праве город Кобыц и Козаргрод в черниговском воеводстве, даны староство носовское и должность черниговского подкомория, и поручена ближайшая административная власть над казаками, под верховенством краковского каштеляна Станислава Конецпольского. Запорожские казаки, которые в основной своей массе терпеть не могли польско - литовских магнатов, души не чаяли в своём командире, ибо он был предан Православной вере и относился к своим воинам как отец к родным детям.

Однако между Киселём и казачеством вскоре наступил серьёзный разлад. Последние обязанности Киселя, как главного комиссара над казаками, державшего более сторону правительства, продолжались только до 1638 года. В этом году на сейме, по случаю подавления восстания Павлюка, главным образом, при посредстве Киселя, было нарушено данное им Павлюку слово о помиловании; этим было сильно поколеблено к нему доверие казаков, и он оставил свое место.

С этого времени в деятельности Киселя наступает новый период, посвященный преимущественно участию в разного рода дипломатических переговорах. Так в 1638-1641 годах он участвовал в комиссии по разграничению воеводств киевского и черниговского, в 1641-1645 гг. в комиссии для установления "вечных" границ с Московским государством, для окончательных переговоров о которых он был даже послан в Москву в 1646 г. Перед отъездом в Москву Киселю и было дано звание киевского каштеляна; как человек православный, притом хорошо владевший письменною речью того времени, он отлично ладил с московскими боярами и договорился с ними до полного соглашения об определении границ обоих государств и удовлетворения порубежных претензий той и другой стороны, об обмене пограничных властей вестями и об оборонительном союзе против татар. Но далеко не всему этому суждено было впоследствии осуществиться. Самым точным образом исполнялось условие о пограничных отношениях, так как исполнителем его явился сам Кисель, весьма аккуратно извещавший московских бояр о набегах крымцев, ногайцев и других басурман.

В награду за свои труды в Москве, он был возведен, вернувшись оттуда в начале 1648 года, в достоинство брацлавского воеводы, что было весьма высокою наградою и свидетельствовало о большой признательности к нему короля.

Когда вспыхнула Освободительная война на Украине под предводительством Богдана Хмельницкого, Адам Григорьевич возглавлял комиссаров короны, ведших переговоры с восставшими. Эта междоусобная война была личной трагедией для Киселя, ибо душа его разрывалась между преданностью короне и шляхетскому сословию с одной стороны и осознанием своего духовного и кровного родства с восставшим народом Украины с другой стороны. Суровый воин, он на переговорах со слезами на глазах умолял Богдана Хмельницкого прекратить войну. Вот что он писал в 1651 году мятежному гетману: «Я майже зів’ялий, весь умучений і на здоров’ї скалічений, - три роки ганяю... від сойму почавши, досі постійно зношуся з королем, щоб кров християнська не лилася, щоб остання частина народу нашого не загинула».

Переговоры эти, как известно, были довольно продолжительны, несколько раз прекращались, опять возобновлялись, но результатов не имели почти никаких.

Во-первых, потому, что обещания Киселя, например, об уничтожении унии, встречали яростное сопротивление в польском сейме.

Во-вторых, потому, что он совершенно расходился с Хмельницким во взгляде на настоящее движение казаков, приравнивая его к прежним восстаниям XVI века. Дело шло об освобождении хлопов от панской неволи; между тем Кисель слёзно просил Хмельницкого, чтобы он отступился от черни: пусть воюют одни казаки, а мужики пашут землю. Казачество Кисель признавал (и в этом его отличие от таких крайних фанатиков польского шляхетства, как князь Иеремия Вишневецкий), но только как сословие, которое было бы покорным орудием государства.

В-третьих, много мешала медленность ведения переговоров.

Новый король Ян - Казимир, однако, высоко ценил и эти труды Киселя и назначил его в 1650 году киевским воеводой. Но современники со стороны польской и казацкой обвиняли его в измене. Поляки, кроме того, приписывали ему намерение вместе с королем произвести государственный переворот. Все это, конечно, причиняло Киселю большие страдания; он захворал и, после заключения Белоцерковского договора (18 сентября 1651 года), которое было последним актом его служебной деятельности, известным по источникам, поселился в Киеве. Память его в Киеве сохранилась и до сих пор в наименовании "Киселевкою" бывшей замковой горы между Подолом, Андреевским спуском, Воздвиженскою улицей и урочищем Гончарами.

В Киеве он, удручаемый болезнью и разочарованный, прожил несколько лет, вдали от всех общественных дел, но затем принял участие в Брестском походе, во время которого и скончался 3 мая 1653 года на 53 году жизни.
Адам Григорьевич был одним из богатейших магнатов Речи Посполитой. Унаследовав от своего отца только селение Низкиничи, он под конец жизни владел 65 населёнными пунктами, из них 37 - на Волыне, 18 - на Киевщине. Своё богатство он употреблял на помощь Православной Церкви, строя церкви, щедро одаривая монастыри (он основал в 1642 году Максаковский Спасский монастырь), покровительствуя знаменитой Киевской Могилянской духовной академии.

Адам Григорьевич Кисель был погребён в своём родовом селе Низкиничи на Волыни в крипте Свято-Успенской церкви.



Надгробие Адама Григорьевича Киселя

На надгробии вдова Адама - Анастасия, дочь киевского шляхтича Филона Гулковича приказала выбить следующие слова на латыни:
«Прохожий, остановись, читай. Этот мрамор говорит про славного потомка рода Святолда, славу и опору державы, Адама из Брусилова Киселя, который был каштеляном черниговским, потом воеводой брацлавским и киевским, мужа, отличавшегося в боях твёрдостью и дальновидностью, которого оплакиваю вместе с достойными гражданами, пусть будет памятником тебе. 3 мая 1653 года. Смерть пришла на 53 году жизни. Прощай…».

В совдеповские времена церковь и усыпальница были разгромлены и осквернены воинствующими атеистами. Советские школьники играли черепом Адама Григорьевича в футбол…

В наши дни церковь и усыпальница отреставрированы.

История России, Хмельницкий, панславизм, Речь Посполитая, Православие, Литва, Украина, монархизм, братья-славяне, слава героям, Польша, католицизм

Previous post Next post
Up