Позитивизм - это гуманизм (анти-Альтюссер)

Jul 08, 2011 17:04


Спасибо переводчикам.

Итак, какие тезисы, характеризующие идеологию, можно отсюда вычленить?

1. Общественная функция идеологии - воспроизводство производственных отношений

2. Идеология материальна, она представляет собой совокупность неких общественных практик

3. Идеология доктринальна, т.е. она соответствует к той части содержимого человеческого сознания, которую можно выразить императивными предложениями ("люби ближнего своего как самого себя" etc)

4. Идеология не имеет истории, идеология как таковая вечна и есть часть человеческой природы.

Марксистское понятие воспроизводства предполагает цикличность, качественную идентичность исходной и конечной точек, разница между которыми может быть количественной. Так что 1 и 3 значат, что идеология представляет собой некий самореализующийся план, задачу, реализация которой опять ставит ту же задачу, и так до бесконечности.

Причем для идеального соответствия идеологии своей функции (1) нужно, чтобы этот план был абсолютно выполнимым. Но в том-то и дело, что в реальной общественной практике абсолютно реализуемых проектов и планов не бывает. Реальная общественная практика - это игра с материальными объектами, а значит - игра с не вполне предсказуемым исходом.

Поэтому и существует различие между идеологией и наукой, которое Альтюссер фиксирует: если идеология стремится к замкнутому кругу самовоспроизводства, то наука - это созерцательная открытость по отношению к непредсказуемости материального объекта.

Наука происходит от "профанной" рациональности непосредственных производителей, имеющих дело с не до конца предсказуемым материальным объектом - отсюда эмпирический примат непосредственного опыта над доктриной и постоянная корректировка доктрины опытом.

Идеология, в противовес этому, тяготеет к метафизике, приоритету доктринальных тезисов, объявляемых абсолютными априорными истинами, над практическим опытом и поэтому - к неподвижности и догматизму.

Отсюда следует, что 4 неверно, поскольку планы, хоть сколько-нибудь приближающиеся к идеалу абсолютной реализуемости, возможны только в практиках, более-менее обособленных от материального производства. Но такие практики существуют только в условиях разделения труда в классовом обществе, связаны всецело с классовым господством и должны упасть вместе с последним.

Поэтому, я думаю, нужно согласиться с точкой зрения Маркса в "Немецкой идеологии" (которую Альтюссер объявляет "немарксистской" и "позитивистской"):

I. Идеология - патологическая, "ложная" форма сознания и общественной практики, обусловленная классовым господством и угнетением

А также

II. Хотя всякая идеология доктринальна, но не всякая доктрина и доктринальная практика идеологична (например, инструкция по эксплуатации чего-либо - доктрина, но не идеология)

Кроме того, я думаю, что идеологические аппараты принадлежат скорее не к государству, а к обществу, но это, по сути, вопрос о том, насколько широко трактовать термин "государство".

Что же касается того, зачем Альтюссеру понадобилось 4, то здесь дело вполне ясное. Альтюссер принадлежал к ФКП, которая к тому времени несомненно была частью системы господства буржуазии во Франции. Интеллектуальная честность требовала от него апологии собственной политической практики и практики партии.

Это привело его к провозглашению "вечности" такого атрибута классового общества как идеология. Альтюссеровская "вечность и естественность" идеологии - сродни "вечности и естественности" капитализма у других теоретиков.
Previous post Next post
Up