О переводе интуиции в знание

Sep 27, 2023 09:25


Один из главных инструментов стратегов, да и наверное самый популярный продукт от стратегистов - это сессия стратегического планирования, она же инсайт воркшоп, она же углубленный брифинг, рабочая группа, глубинное интервью со стейкхолдерами, формирование дорожной карты и т.д. и т.п.

Суть у всех этих терминов одна и та же - перевести имеющуюся у клиента интуицию в понятные и осязаемые модели.

Как это работает?

Спрос зависит от предложения не меньше чем предложения от спроса. Это курица и яйцо. Одно неразличимое отражение и продолжение другого.  Человек, который производит и продает продукт, знает рынок и потребность куда лучше, чем ему кажется. Просто 99,9% этого знания - интуитивное - т.е. вообще не оформленное в слова и уж тем более какие-либо модели. В этом собственно главная беда интуиции - она не формализована. Формализация - вот что отличает интуитивное (опытное) знание от знания, пригодного к трансляции и перевариванию другими обезьянами.

Первое, что вы должны сделать на пути перевода интуиции в откровения - это отсечь финальное видение коммуникации.

Главный враг любого семинара - фоновое знание с его стереотипами. Вместо рефлексии своего опыта, участники начинают воспроизводить чужие мнения и шаблоны по теме. Тут бизнесмены, топ и мидл менеджеры ничем не отличаются от студентов на семинарах по литературе или диванных экспертов в комментариях.



Обрывочном и бессистемном потреблении всякой чепухи по теме дает целый ворох готовых, но абсолютно не пригодных к работе ответов. Блуждать в этом болоте мнений можно бесконечно. Поэтому сразу делаем обманный манёвр и уводим разговор туда куда обычно вообще не ожидают. В сценарий потребления.

Говорим не о мнениях, а о личном опыте. И постепенно, от специфики дистрибуции, до специфики проектирования, начнет вырисовываться картинка этапов и тригеров потребления. Производство и продажи всегда опираются на сигналы рынка, которые в свою очередь, лишь отражение поведенческих сценариев имеющихся в обществе (или имеющих потенциал к появлению).

Общество это не сумма людей, а структура отношений между людьми и вещами. Как только мы примем эту аксиому - воспоминания об опыте существования в этой структуре сами собой, оформляются в сценарии.

Второе - это выявление устойчивых паттернов интуиции.

Один и тот же вопрос должен задаваться под разными углами атаки. Только убедившись, что при самых разных и непохожих друг на друга формулировках, все участники процесса сходятся в единстве своего опыта - вы можете констатировать, что шурфовка удалась и пошла руда.

Уже писал об этом.

Третье - помочь оформить интуицию в слова.

Опыт социального есть у всех, только за отсутствием языка его выражения - он не выражен. Мы же понимаем, что к примеру в вопросах любви отсутствие словарного запаса не говорит об отсутствии биохимии процессов стоящих за этими словами.

Нужно лишь дать человеку слова, через описания схожих кейсов. Так он сам начнет понимать, что созвучно его опыту и сам оформит в смыслы то, что раньше было лишь на кончике пальцев. Порой даже не понимая этого.

Обретя слова для того, что было внутри, но не имело формы для высказывания, человек испытывает такой эмоциональный подъем, что ни в сказке сказать ни пером описать. Это же Чудо - вот было что-то бессловесное и неосознаваемое, а стало ословленно!

Инфоцигане и прочие шарлатаны работают точно так же. Отличие лишь в том, что для них этот эмоциональный пик от обретения слова выражающего то что было лишь интуитивно - это финал. А для нас - только начало работы.

Собственно вот и все.

PS

Бложик почти с концами переехал сюда https://t.me/mono_inside

Стараюсь копировать тексты, но не всегда получается

Инсайт, Руководство, Социология и мысли, Стратегия и планирование, О рекламе и маркетинге, стратегия коммуникации

Previous post Next post
Up