После
поста на тему «самая неизвестная страна» случился интересный разговоров на тему: «Почему так? Кто виноват? Что делать? Да и вообще - зачем?». Появился ответ и даже советы о том, что почитать из современной англоязычной классики мировидения. Этот «ответ-совет» прям зацепил. Хочется поделиться.
Отсутствие интереса к себе как всегда можно сваливать на «жуликов, воров и англо-саксов», но на самом деле причина в нас самих. У нас просто нет запроса на «Внутреннею Россию».
Если в силу работы или службы-бизнеса нам не приходится «летать по стране», то шанс побывать, где то кроме «соседнего города и Столицы» - стремится к нулю. Есть, конечно, Крым, Сочи, Алтай, Байкал, Камчатка, но они нам интересны как раз по тому, что это «почти, как и не Россия вовсе».
Мы с вами даже не задумываемся о том, что мыслим и потребляем свою страну лишь под соусом «геополитики». Ни популярной истории, ни публицистики, ни даже «бестселлеров» о «России самой по себе» - не существует. А Россия «сама для себя» - вообще сказка о граде-Китеже.
Нам интересно только два разреза страны - «заоконная, правда каждого дня» и «переживание империи». Мы с вами не интересуемся страной самой по себе - она нам не важна, не значима, не актуальна. «Своя страна» нам тупо не интересна. Если не сказать больше - она нам не нужна…
Один умный японец говорит, что это не очередная «русская беда», а общее место современности: Зачем человеку глобального мира своя страна? В постиндустриальном обществе в принципе нет национальных государств - только ключевые «гиперполисы», процветающие на фоне пост-политической возни территориальных союзов и вне территориальных корпораций.
После прочтения рецензий и пары глав, фраза «За МКАДом жизни нет» совершенно перестает быть хоть в чем-то смешной. А наличие таких же фраз про Нью-Йорк и Гонконг - работает еще одним «фактом» в пользу автора.
Современному миру не нужны ни национальные государства, ни национальные культуры, ни национальная интеллигенция. У глобального мира есть только запрос на регионы и региональные центры. Только глобальным регионам уместно говорить о человеке вообще оставаясь при этом собой.
Вместо национальных культур не придет «единый интернационал» - придет культура глобальных регионов. И вот в таком ключе на грани паранойи видится новая возможность для «многострадальной» и её авторов.
Опыт мышления «новыми регионами», а не странами, позволяет иначе взглянуть на такое словосочетания как «Русскоязычный Мир». В этом ключе новой глобальности, взгляд на город, округ и страну через призму глобальных территорий, вместо границ - перестает казаться чем-то наивно-надуманным. Наоборот извечная попытка выставить себя чей-то периферией - вот это и надуманно и наивно. Никто эту нашу «сиротную» периферийность признавать не хочет. Может пора перестать навязываться под чужое крыло? Пора увидеть в необходимости быть собой возможность, а не «родовое проклятье»?
Самая большая страна мира как «Глобальная Территория», а не государство - это уже интересно. «Внутренняя Россия» - то с чем действительно стоит играть. Если вы сможете в интересе к «неизвестной стране» увидеть не «оправдательно-принудительный» патриотизм, а открытие «неизученной части мира» - сразу почувствуете драйв первопроходцев. И пусть вас не останавливает «физическая открытость» - символически эта часть света почти, что и не тронута. Да и мест «не знавших ноги человека» - предостаточно.
Наш самобытный язык, распространившись по большей части материка, породил достаточно уникальных явлений и артефактов. Более того, он продолжает их порождать (несмотря на своих носителей, предпочитающих жить вчерашним днем). Этот сонном явлений и артефактов - действительно отдельная часть света, отдельная макрокультура. Требуются лишь взглянуть на себя самих, как что-то самостоятельное, а не периферийное. Возможность увидеть у нас есть, а значит оформление «страны-региона» в самостоятельный продукт - вопрос времени.
Так, что перестаем плакать - «Внутренняя Россия» это «игра по-крупному».
PS
Более того мы совсем не одиноки в этой ситуации ухода от национального государства к макрорегиону - Япония тоже стремится оставаться собой даже в глобальном мире.
Этот архипелаг не просто заявляет о себе как об отдельном макрорегионе - он им является, вопреки размерам и численности. От японцев вы не услышите ни о Японии как неотъемлемой части китайской цивилизации, ни о признании себя частью цивилизации западной.
При этом Японцы не отрицают своей включенности в глобальный мир. Кто вообще сказал, что включенность обязывает говорить о принадлежности? Это в глобальном то мире макрорегион должен признавать свою принадлежность-подчиненность? Что мешает и Конфуция уважать, и в европейском костюме ходить, и императора чтить, и при всем этом оставаться самобытной культурой? Зачем вообще переживать свою самость как противоречие?