Заявил в апреле проект "Чудские Сказки" и рассчитывал к осени выпустить черновик, но как и вся прочая фановая деятельность (к примеру этот
блог, экспедиции и походы, "
Забытые Храмы Урала") проект получил пониженный приоритет в сравнении с "
хлебом насущным".
Тем не менее результаты есть:
1. Переработан исходный и вторичный материал по мифологии Манси, Коми, Башкир
2. Переработан вторичный материал по архаичной, новой и новейшей истории Урала
3. Переработан материал по топонимики и отобран список объектов
Ну и главное опубликовал первую сказку:
Медное Блюдо
Хорошо бы было никогда ни с кем не ссорится и жить со всеми людьми в мире и понимании, но это к сожалению не всегда получается. Порой мы обижаемся даже на тех, кого очень сильно любим, а иногда не можем найти общего языка с тем, кто вроде бы во всем нас понимает. Сложная это штука - взаимоотношения между людьми, не зря её изучают тысячи ученых по всему миру.
А представьте, что вам нужно поддерживать отношения не только с людьми, но и со всем миром во круг вас? Если разумны и живы даже горы и реки, то как суметь найти в себе мудрости и сил никогда и ни с кем из них не поссорится? Легко ли человеку жить в мире с окружающей природой, если мы не можем жить в мире даже с самими собой?
Все же люди, умеющие жить без ссор, появляются во все времена. Порой их зовут святыми, порой мудрецами, а иногда мы называем их просто хорошими людьми.
Хорошие и чистые сердцем люди были и в чудском народе. Одним из них был старик Кырман - великий учитель чудского народа. С радостью открывала ему Тайга свои самые сокровенные тайны, своим знанием с ним делились ветра и реки, горы и деревья, звери и птицы, даже земные гады доверяли ему большие и маленькие секреты своего рода.
Именно Кырман научил людей собирать ягоды и грибы, знать какие травы и коренья можно употреблять в пишу, а какие использовать в качестве лекарств. Кырману о премудростях того, как отличать съедобные дары Тайги от несъедобных, знать когда, где и как их можно добыть, поведал могучий лось Айкой и гордый филин Сагара - сыновья солнца и луны.
Не было у Кырмана ни врагов, ни недругов - все его любили и уважали, и он ни на кого зла не держал, но влюбился его старший сын Таватуй в дочь богатого купца Тугуна - кареглазую Иссу.
- Вот что ценится в этом мире по настоящему - говорил Тугун, показывая Кырману медное блюдо, с причудливой росписью и картинами - Если научишь наших мастеров добывать метал и делать из него такие вещи, то отдам твоему сыну свою дочь, а если не сможешь выведать у Тайги эти секреты, то не видать влюбленным свадьбы.
Обрабатывать камень, дерево и кость издавна умел каждый человек. Делать вещи из шкур, бересты и глины Кырман научил даже самых маленьких детей, а вот секреты меди были ему неведомы, да и таких картин он рисовать не умел - до этого дня он видел, только простейшие узоры и фигуры, которые охотники оставляют на деревьях и скалах по границам своих угодий.
- Не один волос поседел, пока добывались соболиные шкуры на которые ты выменял это блюдо. Не одна капля пота пролилась в пути до далеких базаров Юга. Неужели медное блюдо дороже даже слез твоей дочери, любящей моего сына? - спросил Кырман богатого человека.
Долго смотрел Тугун то на блюдо, то на ждущего его ответа старика.
- Ты умен и добр Старик, нет в Тайге человека мудрее тебя, но скажи мне, неужели мы знаем все, что может знать человек? Неужели мы должны лишь радоваться тому, что имеем и не искать нового? Может нам не стоит искать радости испытаний и побед? Может нам всем следует раз и навсегда уснуть, чтобы больше не было седых волос, пота и слез? - ответил богатый человек мудрецу.
Не стал спорить Кырман, взял он у богатого человека медное блюдо и пошел с ним по Тайге - искать того, кто сможет помочь ему раскрыть секрет южных мастеров.
Не знали секретов меди ни Айкой, ни Сагара. Не могли помочь Кырману ни ветра, ни реки, ни горы, ни звери, ни птицы, ни рыбы. Не ведал секретов меди даже сам Хозяин Тайги медведь Ош - сын неба. Только маленькая ящерка, сказала, что видела красные камни, но ей строго-настрого запретили показывать их людям.
- Кто же тебе запретил делится со мной знанием? Ни горы, ни реки, ни ветра ничего не скрывают от меня, а маленькая ящерка боится показать красный камень?
- У тех, кто живет под небом свои хозяева, законы и правила, а у тех, кто живет под землей одна повелительница и один закон.
- Где же мне искать повелительницу? Как мне назвать её?
- Только Полоз знает как её найти, а величать иначе как Хозяйкой её никто не в праве.
Жил Полоз на одинокой горе среди топких болот. Долго добирался Кырман до его логова, пришел лишь затемно весь промокший и перепачкавшийся, сел у входа в пещеру и стал ждать когда хозяин логова выйдет его встретить.
Прождал Кырман полоза всю ночь и весь день - не появился змей, не встретил гостя. Пошел тогда Кырман в пещеру без приглашения, только переступил порог как появился Полоз, зашипел на мудреца, окружил его кольцом и начал спрашивать зачем к нему пришел, чего выведать хочет.
Рассказал Старик все как есть, не утаивая. Долго молчал Полоз, а потом обернулся человеком и говорит:
- Возьму тебя за руку и отведу к хозяйке
Согласился Кырман и отправились они в путь. Долго шли Кырман с Полозом по подземному царству в кромешной тьме и полной тишине, но вот почувствовал Старик присутствие силы извечной и услышал голос женский, но нечеловеческий:
- Я не Тайга и не позволю свои богатства расхищать - не пущу человека в свои недра. Пустила вас добрая зелень поднебесья - ничего взамен не попросила, а вы её зверей силками да стрелами бьете, рыбу промышляете, рубите деревья, грибницы и ягодные россыпи разоряете. Зачем мне вас под землю пускать? Зачем добра и милости от вас ждать? Что вы мне предложите?
- Предложить мне нечего, кроме того, что мы станем частью семьи твоего мира как стали мы и для Тайги словно дети, пусть и нерадивые, но все равно любимые.
- Тайге вас легко приютить и детьми назвать - её богатства каждый год вновь и вновь нарождаются, а мои металлы, каменья и земное тепло нарождаться вновь и вновь не умеют. Мои самородки и руды - не грибы, чтобы порождаться мхом и палыми листьями. Мои каменья - не ягоды, чтобы наливаться солнечным светом и родниковой водой. Мое тепло земное - не березовый сок, чтобы от талых вод появляться. Мои дары рождены один раз и навеки - их заново не собрать, не выпросить ни у Солнца, ни плодородной Землицы, ни у Неба, ни у Луны. Мои дары раз возьмешь из недр и вновь его никогда не жди.
- Земное тепло не прошу - огня нам и от даров Тайги хватает. Но неужели могут убыть бессмертные металлы и каменья?
- Верно говоришь - кроме черного золота никто в моем царстве смерти не знает. Только вот не нужны мне пасынки и падчерицы Тайги - у меня слуг предостаточно. Не хочу быть ни матерью вам, ни мачехой. Что еще ты в силах мне предложить?
Замолчал Кырман, задумался и тут слышит голос ящерки, шепчущей ему на ухо:
- Покажи ей блюдо медное, его узоры и росписи. Скажи Хозяйке, что все те картины Неба и Тайги, которыми она не может любоваться вы ей повторите в камне и металле. Давно хозяйка мечтает о своих горах и лесах, о звездах и луне, восходах и закатах. Мечтает, да все не может повторить - её камни лишь красками и оттенками играют, а образов и форм надземного мира так передать и не могут.
Показал Кырман блюдо злополучное и сказал, что ящерка велела.
Долго рассматривала Хозяйка блюдо и любовалась его узорами и картинами, а после дала ответ:
- Согласна, мне нужны мастера, которые смогут украсить мои чертоги не только красками подземного царства, но и картинами мира поднебесного. Мастера которые смогут повторить и превзойти красоты Тайги и Неба. Велю моим слугам научить людей искать, плавить и обрабатывать медь, да каменья драгоценные. Только ты должен поклясться выполнить мои условия.
- Готов поклясться, но сперва позволь выслушать твои требования.
- Хочу, чтобы ни одно из моих богатств дальше наших гор не ушло. Все что твои люди здесь добыли - здесь и останется. Обещай, что Тугун не будет торговать моими дарами.
- Готов, поклясться, что уговорю Тугуна не увозить твои сокровища на базары Юга.
- Хочу, чтобы после свадьбы Таватуй с Иссой прожили в моем дворце три полных года и одну весну.
- Готов, поклясться - это справедливая цена за их счастье.
- Оставляю за собой право забрать себе лучшую вещь, которую вы сотворите из моих даров.
- Готов, поклясться - верю, что для мастера своего дела это будет наградой, а не наказанием.
- Прежде чем клясться узнай, что ждет тебя если нарушишь свои обещания.
- Слушаю Хозяйка.
- Если Тугун продаст людям юга, хоть одну крупицу моих даров - превращу его в рыбу Сиг и отправлю жить в северные реки, впадающие в великий Океан Льда. Не видать его душе Юга!
- Справедливо говоришь Хозяйка.
- Если попытаются сбежать из моего царства новобрачные, то разлучу их навеки - обращу Иссу и Таватуй в озера, а их дочерей в реки, что побегут прочь от своих родителей, словно от чужих людей. Не удержать ни Таватую ни Иссе своих дочерей, сколько бы они не просили добрых людей и зверей помочь им. Всех, кто воспротивиться моей воле, обращу в камень!
- Суровая кару ты уготовила ослушникам. Суровую, но справедливую - соглашусь с тобой хозяйка.
- Если не отдаст мне Балтым блюдо, которое сделает для Оша, то пойдешь ты ко мне мастером - будешь создавать из метала и камней живые образы Неба и Тайги, творить для меня обещанные картины.
- Мне клясться, мне и отвечать.
- Не боишься, что оставшаяся семья за тобой пойдет, как и ты обратится в камень и будет служить мне по ночам, а днем любоваться Тайгой ища образы для новых картин?
- Верю в свой народ - не позволят пасынки и падчерицы тайги нарушится клятве. Исполним все как будет обещано.
- Клянись!
- Клянусь.
Только вымолвил Кырман слово клятвы, как окружил его жар и пронзительный свет неведомого тепла земли и спустя мгновение оказался он у входа в логова Полоза.
Пока Кырман возвращался с одинокой горы, пришла к людям зеленоглазая красавица Аять и стала их учить собирать самородки медные и золотые, а после лить и ковать из них самые чудные вещицы.
Влюбился в ту красавицу старый Тугун, позабыл о жене и детях - днем и ночью как собака вился вокруг Аяти, ни на шаг не отступал, но не обращала на него внимания чужестранка.
Не знал никто как помочь Тугуну - не могли звери и люди подсказать ни как ему разлюбить красавицу, ни того как наоборот обратить на себя внимание. Не знали люди даже кто она такая и откуда пришла, а была Аять дочерью Полоза и пришла по завету Хозяйки - учить людей ремеслу горному, выполнять Хозяйкину часть обещания.
Горевал Тугун, мучился - забыл даже о том, что обещал дочь свою Иссу выдать замуж за Таватуя, так и пришлось молодым жить без отцовского благословения и людского признания.
Долго страдал Тугун, но однажды встретил ящерку, которая поведала ему тайну страшную:
- Есть у южных купцов диво дивное - камни со дна морского, что жемчугом зовутся. Не видала таких каменьев Аять - подари ей бусы жемчужные и полюбит тебя красавица. Только жемчуг на соболиные шкуры не выменять - медью, золотом и каменьями ты должен заплатить купцам Юга.
Послушался Тугун ящерку и отправился с караваном на южный базар, покупать бусы жемчужные.
Пока он путешествовал умерла его жена, а у Иссы и Таватуя родились две дочки - Исеть и Нейва. Росли девочки не по дням, а по часам. Были они умными и красивыми - вся Тайга не могла на них нарадоваться, да вот только не было между ними дружбы - ссорились друг с другом дочери Таватуя, соревновались меж собой во всем Иссины дочки.
Вернулся чудской купец из странствия. Привез он не только бусы жемчужные, но и южного мастера-кузнеца, по имени Балтым. Уж больно впечатлили Балтыма чудские богатства - захотел он сам отправится в Тайгу, перековывать её несметные сокровища в великие картины. Поговаривали, что то блюдо злополучное Балтымом и было сделано, а пришел он, чтобы сделать вещь еще более искусную - золотую бабу.
Слова ящерки сбылись - влюбилась Аять в Тугуна без памяти и сыграли в один день две свадьбы. Признали люди брак Иссы и Таватуя, признали они и брак Тугуна с Аятью, но как только завершился свадебный пир исчезли Таватуй с Иссой и дочерьми - как сквозь землю провалились.
А наутро Туган превратился в рыбу Сиг. Обернулась тогда Аять рекой и понесла своего мужа к северным рекам, впадающим в Океан Льда. Так и живет поныне Тугун в северных реках, обреченный навеки не видеть базаров юга и не слышать речи южных купцов. Манси зовут Тугуна и его потомков сосьвинской селедкой - одной из самых богатых рыб Севера.
Судьба Тугуна стала первым свершившимся проклятьем Хозяйки, положенным за нарушение Кырманом и людьми своей клятвы.
Как узнал Кырман о том, что сбываются слова его клятвы - побежал к Ошу, просить помощи у Сына Неба - не дать сбыться еще одному проклятью. Вся Тайга знала, что уже сотворил Балтым лучшее из своих творений - ту вещь, которую Кырман обещал отдать повелительницы недр. Ту вещь которую Балтым отдал Сыну Неба.
Долго молил медведя Кырман, да только не стал его Ош слушать, а лишь прорычал:
- Не отдам золотую бабу! В ней и солнце и луна. В ней вся россыпь звезд. В ней все краски весны и осени. Не смогу я теперь жить без неё, коротать зимы долгие. В ней все, что мне дорого и не в силах я отдать её хозяйке, хоть Балтым и просил не дать ему нарушить клятвы - позволить отдать то, что было обещано мне Сыну Неба, той что править миром без небес. Не проси и ты, не отдам!
Сказав это ушел в глухой Урман великий Ош. Ушел не обернувшись.
Только скрылся Ош, как тут же появился Полоз. Стал Полоз обвивать Кырмана кольцами и нашептывать:
- Ну, что пошли к госпоже - ждет тебя служба, сослужить которую ты клялся.
- Не справедливо это! Не честно! - закричал Старик, пытаясь вырваться из объятий Полоза. но змей не отпускал своей хватки и только продолжал нашептывать:
- Справедливо!Ееще как справедливо! Ты сам говорил госпоже “Сурово, но справедливо”. Или добрый старик думал, что богатства земные даром людям достанутся? Думал Хозяйка так просто всем раздаст свои металлы и каменья, не попросив взамен ни капли пота, ни единой слезы и не одного седого волоса?
- Еще не все предрешено, еще есть надежда, что Тваттуй с Иссой сдержат мое обещание
Не стал спорить с Кырманом полоз, а лишь укусил его в плечо и обратился Старик в камень.
Как узнали младшие дети и жена Кырмана о том, что забрала Хозяйка великого учителя Тайги себе в прислужники - не стали горевать, а сразу же решили отправится в след за стариком.
Так и стоят они всей семьей в глухой тайге - Кырман, Жена, три малые дочки и три малых брата. Говорят и по сей день служат они Хозяйке, собирая днями образы неба и тайги, а темными ночами спускаясь в подземелье - обращать сокровища недр в неведанные картины.
Исса и Таватуй вместе с дочками прожили у Хозяйки три года - ни разу за все это время они не видели ни Хозяйки, ни света белого. Только и знали, что трудиться над металлом и каменьями, да ждать окончания срока, не задумываясь и не помышляя побега.
Но вот последней весной пришла к дочкам ящерка, пока спали их родители и нашептала:
- Вас хочет видеть хозяйка, показать вам на последок чудо-чудное и подарить подарки богатые.
Поверили девушки ящерке и пошли за ней следом. Долго шли они в темноте по коридором подземной темницы, но вдруг оказались в месте невиданном - зеркальной комнате. Была зеркальная комната огромным чертогом все стены которого были из серебра, а под высоким потолком текли огненные реки земного тепла, освещая чертоги светом невиданным.
На стенах чертога висели зеркала - чище и глаже самого прозрачного и спокойного озера. В этих зеркалах видели девушки друг друга в самых разных нарядах, но видели они не только себя, но и страны дальние.
Не могли Исеть с Нейвой налюбоваться комнатой и её волшебством - так бы они и ходили по ней до завершения своего срока, но раздался голос женский, да нечеловеческий:
- Какими вы красавицами выросли бедные падчерицы Тайги. Неужели такая красота должна пропадать в Урманах и болотах, среди зверья и паутов?
Молчат девушки, не осмеливаются заговорить с Хозяйкой - много страшного о ней наговорили им Мать и Отец.
- А кто же из вас красивее? Кто смелее и устремлений?
- Я! - не стерпев, крикнули девушки в один голос
- Так вы всю жизнь и спорите друг с другом за первое место?
- Да!
- А хотите я ваш спор разрешу раз и навсегда?
- Хотим!
- Посмотрите в зеркало, видите в нем принца прекрасного - хозяина всех восточных стран?
Посмотрели девушки на прекрасного Иртыша и влюбились разом
- Ищет этот принц себе жену красивую и верную, да только нет в его краях краше вас - продолжила свою речь Хозяйка, и добавила: - Вас Тайга с рождения приметила, одаривала всеми своими богатствами, да и я не поскуплюсь. Выбирайте любой наряд, что увидите в моих чертогах.
Бросились девицы выбирать себе платья и украшения.
Исеть оделась серо и строго, чтобы подчеркнуть не свою красоту, а свою верность и покорность - не сыскать лучше неё для принца опоры и поддержки. Нейва разрядилась в цветастые платья и дорогие каменья, чтобы подчеркнуть не свою кротость, а свою хитрость и красоту - не сыскать лучше неё для принца отрады и вдохновения.
- Ну, что же - вы прекрасны спору нет, вот только нужна Иртышу одна жена. Кто из вас первой к нему придет, та и станет его женой и разрешит своей победой ваш давний спор.
Не успела Хозяйка договорить свой обман как бросились сестрицы сломя голову на встречу принцу. Не знали бедные, что уже давно засватана за Иртыша Обь - дочь Алтайских властителей Катуни и Бия. Только Обь интересует Иртыша и не посмотрит он не на одну другую девицу.
Почувствовала Исса, что обманута её любимая Исеть и бежит сломя голову к своей несчастной участи - не быть ей женой Иртыша, а станет она одной из наложниц сибирского хана Тобола.
Ушла Исса из подземелья Хозяйки - не посмотрев даже в сторону мужа, нарушив свое обещание и клятву Кырмана.
Выйдя на простор Тайги нигде не могла она найти свою дочь - упала на колени и стала молить небо помочь ей остановить неразумное дитя. Сжалился над иссой сокол и сказал:
- Далеко убежала Исеть - еще немного и выйдет она из Тайги на просторы степные. Только Коин и его волки смогут нагнать твою дочь.
Взмолила Исса великого волка остановить её дочь. Откликнулся Коин на призыв и побежала его стая за Исетью.
Увидела Исеть, что гонятся за ней волки - обернулась огромной серой собакой и стала биться со стаей Коина.
Страшная это была битва - кого не ударит Исеть, тот падает замертво к её ногам, а кто её ударит, тот отлетает в сторону словно огнем обожженный.
Три дня и три ночи стоял шум битвы по всей Тайге, только не было числа серым хищникам тайги - стала выбиваться из сил Исеть, взревела, упала на колени и стала просить хозяйку глубин обратить её в реку.
Обратила Хозяйка Исеть в реку, а всех тех кто с ней бился в прибрежные скалы.
До сих пор шумит Исеть ударяясь о застывших волков, вспоминая свою отчаянную погоню за несбывшейся мечтой.
А на том месте где Исеть упала на колени - стоит самый страшный шум, там гремит горный порог Ревун.
Долго плакала Исса по своей нерадивой дочери, да и обратилась в озеро.
Нынче то озеро зовется Исетским - именно из него начинает свой путь кроткая и верная река.
Почувствовал Таватуй, что обманута его любимая дочь Нейва - так и останется она в старых девах, не найдя своего Иртыша.
Ушел Таватуй от Хозяйки несмотря на страшное проклятье, о котором ему поведал Отец. Ушел не взглянув на свою жену и не сказав ей ни слова на прощанье.
Бросился Таватуй в погоню за Нейвой, да только хоть и не так была она быстронога как сестра, но зато хитрей и её и своего отца. Сбился Таватуй, блуждая по путанному следу.
Отчаялся храбрый отец нерадивой дочери и взмолил Тайгу:
- Прегради путь неразумной!
Послушалась Таватуя Тайга и преградила могучими деревьями путь Нейве - стеной встал на её пути вековой лес.
Разозлилась Нейва и обратилась в медведя - пошла на пролом круша и вырывая с корнем зародившие её путь ели и сосны. Только нет числа деревьям в тайге - измоталась Нейва и попросила Хозяйку обратить её в реку.
Обернула Хозяйка Нейву в реку, а тех могучих великанов, что не успели уйти с её пути, в прибрежные скалы.
Узнал Таватуй о том, что не смог избежать проклятья для своей дочери и обернулся озером.
Хозяйка думала, что хороший урок перепадала людям и теперь никто не сунется к её богатствам, а все, что нужно ей было получить от людей она добьется от старого Кырмана. Только просчиталась Хозяйка, не подумала о том, что вместо страха к её недрам разбудит эта история лишь людской интерес и жажду сразится с коварной волшебницей.
Вместо того, чтобы отказаться от малейшей мысли о недрах потянулись люди к Земле и стали добывать еще больше самородков и каменьев, научились в сыродутных печах получать метал из руды, а через столетия люди разграбили не только бессмертные запасы железа и самоцветов, но стали вырывать из рук хозяйки и её главное сокровище - земное тепло - черное золото - нефть.
Вместо Кырмана появился у чуди новый мудрец - мастер Балтым. Он научил людей многим примудростям.
Драгоценные изделия Балтыма и его учеников можно и сегодня увидеть в музеях Екатеринбурга и Перми. Эти картины и образы запечатленные в меди и бронзе так и зовутся - чудское литье.
А с тем медным блюдом, что принес Тугун в Тайгу еще много интересного приключилось. Хотя не только о нем у нас речь - много еще историй впереди.
PS
Это первый блин, но надеюсь к лету 2015 все-таки получится выпустить путеводитель в сказках, пусть и в электронном формате, и всего с пятью текстами, всего семью иллюстрациями, десятком фото и карт.
История и культура края вполне интересна и увлекательно, но вот её популяризация пока дело неблагодарное в отличии от всевозможной
мистификации природы )))