О теории, практике и компетенции в интернет-маркетинге

Nov 21, 2012 23:42

Интернет-маркетинг - это деятельность, которую практикуют сотни компаний и тысячи специалистов. Деятельность эта как и любая другая имеет свою теорию, практику и компетенцию.





У моряков практикуется такая поговорка: "Теория не всегда оправдывает себя на практике". Тем не менее  многие капитаны считают, что "Искусство управления судном включает эффективное использование сил, которыми мы можем управлять, для преодоления действия сил, не поддающихся контролю".

Маркетинг как и вождение транспортных средств - практическая деятельность, подразумевающее наличие случайных процессов и ситуаций неподдающихся точному прогнозированию и просчету. Если бы можно было  просчитать все процессы и абсолютно все доверить машине, то маркетологов, водителей, капитанов и пилотов давно бы заменили машинами.

Практика невозможна без теории. Даже охота и рыбалка предполагает наличие минимальных теоретических знаний об орудиях добычи и лова, об объектах добычи и лова, а так же местах их обитания. Разумеется одной теории в охоте и рыбалки недостаточно - нужны практические навыки, которые зачастую не освоить только через лекции и тексты. И само-собой разумеется, что каждый охотник и рыбак со временем попадает в ситуацию уникального опыта, когда весь его теоретический и практический багаж сталкивается с неповторимой суммой случайных факторов и условий.

В каждой деятельности есть люди обладающие компетенцией - суммой теоретических знаний и практических навыков, помноженной на уникальный опыт неповторимых ситуаций.

У любой деятельности есть своя теория, практика и компетенция.

Теория интернет-маркетинга

Кто-то считает маркетинг строго наукой, а кто-то думает совершенно иначе. Спорить о научности маркетинга вообще или интернет маркетинга в частности - занятие бесполезное и не благодарное.

В любом случае как и любая другая деятельность интернет-маркетинг имеет свою теоретическую базу.

Во-первых, есть теоретические основы интернета и его составляющих.

Каждый и-маркетолог должен хотя бы в самых общих чертах знать как устроена сеть, как устроены поисковые системы, блоги, социальные сети, интернет-магазины, новостные сайты, форумы, веб-сервисы, сайты-визитки и т.д.

Знание основ функционирования сети и основных веб-сервисов просто необходимо для участия в их деятельности. Невозможно рассчитывать затраты на контекст не имея даже малейшего представления об устройстве поиска. Бесполезно добиваться эффективного программного решения от разработчика сайта не имея не малейшего представления об устройстве этого самого сайта.

Во-вторых, есть теоретические основы маркетинга и маркетинговых коммуникаций.

Маркетинг нельзя назвать строгой наукой, но процесс купли/продажи имеет свою логику, логику которую нужно не только чувствовать, но и понимать.

В маркетинге десятки всевозможных школ, учений, теорий, практик, трендов и т.п. Порой маркетинг больше напоминает идеологию/религию со своими догмами и ересями, умеренными и радикальными течениями. Но в любом случае есть неоспоримые составляющие процесса коммуникации (наличие адресанта и адресата), есть неоспоримые составляющие рыночных процессов (продавец, покупатель, закон), есть неоспоримые составляющие процесса покупки (возможность совершения покупки, факт покупки) есть неоспоримые составляющие процесса поведения человека в сети (устройство для выхода в сеть, страницы доступные для просмотра через сеть). Все эти процессы нужно так или иначе понимать, необходимо уметь оперировать элементами этих процессов и их взаимосвязями.

В-третьих, есть теоретическая база для различных форм отчетности.

Так или иначе интернет-маркетинг предполагает те планирование и оценку данной деятельности. Что бы участвовать в данной деятельности необходимо понимать как она планируется и оценивается.

Все это огромный объем мукулатуры и лекционных часов. Объем который все равно придется осиливать и постоянно дополнять. Без теоретической базы просто невозможно планирование и ведение какой-либо рациональной деятельности.

Помимо прочего есть невероятно хаотичная юридическая и этическая база интернет-маркетинга. Со спектром законов и нравов так же необходимо ознакомится, хотя бы шапочно.

Практика интернет-маркетинга

На практике работа интернет маркетолога это далеко не сухая аналитика. Эффективность деятельности зависит не только от её планирования и оценки, но и от суммы самых различных факторов.

Во-первых, практика интернет маркетинга - это взаимодействие с другими людьми.

И-маркетолог работает в том или ином коллективе, работает на ту или иную аудиторию, в том или ином этико-правовом поле.

Работать с людьми и работать среди людей - это искусство которому нельзя научить, можно только научится.

Человеческий фактор непобедим. Банальная ошибка или недосмотр одного из участников процесса может привести к провалу того или иного проекта. Про то как отношения между людьми влияют на результаты их совместной деятельности вообще промолчу - это отдельная песня.

Во-вторых, практика интернет-маркетинга - это опыт десятка ошибок.

Невозможно абсолютно все абсолютно точно и идеально спланировать и просчитать.

Ошибки бывают у всех и всегда. Как говорил один мой знакомый сапер: "Никогда не ошибается и ничего не боится только труп - ему просто нечем ошибаться и боятся".

В-третьих, практика интернет-маркетинга - это опыт тысячи нововведений.

Сеть обновляется ежесекундно. Каждое мгновение в сети появляется новая страница. новый сервис, новый функционал.

Единственное, что неизменно в процессе интернет-маркетинга это люди. Времена приходят и уходят, а люди остаются.  Человек неизменная основа любой коммуникации и любого рыночного процесса. В информационных системах и процессах меняется все кроме человека, хотя и люди порой меняется.

Компетенция в интернет-маркетинге.

Компетенция - это опыт тысячи мелочей. Каждый человек в ходе своей практической деятельности сталкивается с уникальными ситуациями, дающими неповторимый и зачастую не транслируемый опыт.

Во-первых, компетенция в интернет-маркетинге - это опыт работы на определенных рынках.

У каждого продукта или услуги своя аудитория. У каждой компании свои конкуренты. У каждого игрока рынка свои особенности.

Что бы и кто там не говорил на рынке нет двух абсолютно одинаковых товаров, услуг, компаний. Их нет хотя бы потому, что нет двух одинаковых продавцов,а ведь товар и услуга это в том числе и его продажа.Выбрать из товар или услугу из всего спектра предложений - это уже серьезная задача, а повлиять на этот выбор задача еще посерьезней.

Во-вторых, компетенция в интернет-маркетинге - это опыт работы в различных командах.

В футболе нет команд играющих абсолютно одинаково, так же и в маркетинге нет команд работающих по абсолютно одним и тем же правилам и технологиям.

Можно успешно работать в одной компании и абсолютно провалится в другой, просто потому что нет опыта работы с совершенно другими людьми.

В-третьих, компетенция в интернет-маркетинге - это опыт работы с собой в самых различных жизненных ситуациях.

Достигать результатов во время личного подъема и воодушевления - дело нехитрое, а вот сохранять рабочий настрой несмотря на тяжелую ситуацию в личной жизни - это совсем другое дело.

Можно быть самым офигенным специалистом, но выбиться из колеи и потерять все достижения из-за потерь в личной жизни. Потеря близких, проблемы во взаимоотношениях, творческий кризис, личная нереализованность или банальный духовный поиск - это все вещи с которыми тоже приходится работать.

Трудовые будни - это конечно ни дни войны, но личные трагедии случаются и в мирное время, а преодолеть их на фоне общего энтузиазма и умиротворения не так уж и просто.

Итог:

Интернет-маркетинг, как и любая другая практическая деятельность - это ремесло - своеобразная алхимия, в которой, помимо сухой теории и расчетов, есть место для самых непредсказуемых вещей.

Мысли, Интернет-маркетинг, digital strategy, О блоге

Previous post Next post
Up