О романах Беркем аль Атоми и движении "выживальщиков"

Oct 31, 2012 23:28

Как человек, прошедший все игры серии Fallout не смог все таки пройти мимо романов Мародер, Каратель и документального сериала NG "В ожидании конца света". Нужно периодически читать хоть что-то кроме менеджерской литературы, пособий по самомотивации, истории западной мысли и бессчетного количество постов, статей и обсуждений по интернет-маркетингу.




Сначала предлагаю поговорить о романах, а затем уже о самом движении, готовящихся к жизни после конца цивилизации.


Не имеет смысл разводить демагогию о художественной ценности и прочих высокопарных вещах - всем ясно, что эти произведения не классика 19-го века, но стопроцентной порнографией книги не назвать. Классика - это классика, её не переврать даже экранизацией в формате телесериалов,  а постапокалиптика - это постапокалиптика (сериалов по ней пока не снимают, зато делают компьютерные игры).

Пересказывать сюжет, или того хуже рассуждать о реальности прогнозируемых автором событий - тоже нет смысла. Идеи всемирного заговора против нашей страны и народа слишком выгодны многим власть имущим и слишком близки многим власти лишенным. Да и все мы прекрасно понимаем, что русскоязычные люди безмерно падки на демагогию о судьбах своего языка и той части мира в которой на нем разговаривают (так же как и носители других языков).

Хочется поговорить о тех вехах 90-х и 00-х, которые запечатлены в романах как на фото. Романы по сути энциклопедия мифов и архетипов перелома веков.

1. Сомнение в собственном "Я", поиски себя и самоопределение

Вопросы поиска себя и самоопределения - очень хорошо обыграны в книге, прям как на картинке. Вопросы эти знакомы всем, кто пережил распад империи и волны всевозможных кризисов - научных, информационных, менеджерских, маркетинговых и прочих революций\ эволюций.

Особенно картины вопросы самоопределения ставятся в современной мистике\мысли. Нью-Эйджем и Пелевенщинной буквально пропитана вторая книга. Главный герой, обретая сверхъестественные силы из рук героев башкирской мифологии тем не менее заканчивает как классический дзен-буддист - растворяется в вечном бытии\небытии, осознавая, что его индивидуальность\личность\жизнь - всего лишь иллюзия, игра вечности...

Идеями иллюзорности личности, факта индивидуального переживания мира пропитаны многие работы как современных мистиков самых разных толков, так и современных мыслителей. В мире где наука не только в теории но и на практики открывает границы и причины возникновения "Я" - это самое "Я" всегда будет ставится под сомнения. Паранойя нереальности реальности лишь возрастает с развитием знания о человеке и окружающем мире. Зная о причинах и границах возникновения собственного "Я" и своей реальности - нелегко отделаться от вопросов: Кто "Я" без социального контекста и связей, без памяти, без обретенных в процессе жизнедеятельности целей и задач?  А если всеми факторами формирования моего "Я" можно управлять, то могу ли вообще "Я" считать себя подлинным "Я"? Если свое "Я" творю не только "Я", то где же "Я" и есть ли "Я" вообще. И т.д. и т.п.

Открытие диалектической (противоречивой) природы "Я" всегда будет ставить реальность "Я" под сомнение. "Я" как инструмент управления деятельностью человека (Объективное "Я") - всего лишь продукт переработки человеком всех норм и правил регулирования деятельности, принятых в окружающей его культуре. Когда деятельность и нормы меняются быстрее времен года - "Я" работает на форсаже. "Я" как что-то большее чем феномен объективного мира - это вообще отдельная песня...

2. Любовь и презрение к себе и окружающим

Герой безгранично ненавидит себя и всех вокруг, но порой он может безгранично любить и себя и весь мир.

Этой ненавистью\любовью к повседневности пропитана вся культура девяностых\нулевых: Человек человеку волк, но в то же время каждый верит, что в этом мире можно встретить Людей. Все придается и покупается, но есть то, что не купить и не продать. Нет любви и дружбы, но есть друзья и любимые. И т.д. и т.п.

По сути любая культура соткана из неразрешимых противоречий, но в мире после падения утопий и антиутопий царит полнейший кибер-панк.

3. Блатная лирика

Диалоги героев - это безумный коктейль из мата, фени, сленга и в тоже время вполне терпимого литературного языка. Понятия долга и чести переплетены с блатными понятиями и законами первобытных стай-племен.

Впрочем это норма в стране, где самая популярная музыка - шансон, а количество отбывавших наказание сопоставимо с количеством ещё не судимых.

Тюремная лирика вообще весьма востребована современной культурой. Мы переживаем этап новой архаики - культура полностью заменила природу, и в этой новой природе выживают не отдельные личности а племена, племена со своими вождями, шаманами, понятиями и мифами. Тюремная культура - это некое перерождение родо-племенной культуры. Этнологи, отбывавшие наказание в советских лагерях - все как один видели это невероятное сходство блатных и родо-племенных культур. Мир делится на своих и чужих, право имеющих и тварей. Максимум нравственности у племен - представления о том, что по людски, а что нет. Вот только о человеке и человеческом вообще в племенах нет ни малейшего представления, т.к мыслят члены племени лишь в понятиях своей роли в племени.

Итог: Есть в книгах весьма интересные моменты, а есть и банальщина про трах-трарх, пиф-пиф и политику.

Теперь о движении выживальщиков.

Выживальщики - это те, кто готовится к концу цивилизации - тоталитарному царству пороков и страхов человечества. Один из кумиров движения - главный герой романов, описанных выше.

С одной стороны, вспоминая о лишениях гражданской и великой отечественной войны, а так же безумию перестройки - это движение можно понять:

Запас воды, продовольствия, медикаментов и прочих средств для поддержания автономного существования - никогда не будет лишним. К сожалению перебои с продуктами, водой и медикаментами - это далеко не страшная сказка. У многих есть знакомые, которые сталкивались с голодом и отсутствием питьевой воды и лекарств не понаслышке. Безумие Ленинградской блокады, голод на заводах в тылу, вечные перебои в коммуникациях, пустые прилавки перестройки - это все реальные факты.

Но запасам предметов для автономного существования занимаются и обычные садоводы-дачники. Выживальщики же готовятся именно к боевым действиям. И самое страшное, что это люди, которые ждут боевых действий, мечтают отомстить всем вокруг за свои обиды.

С этой стороны, это движение весьма некрасивое явление - сотни людей, мечтающих в один прекрасный день выйти на улицу и начать убивать всех вокруг, без страха быть наказанным. Этакая толпа латентных стрелков-одиночек.

Не удовлетворенные жизнью люди с оружием - проверенный порох революций.

В этой маниакальной жажде всеобщей резни проявляется совсем другая сторона движения выживальщиков. Люди мечтают о конце света, как о единственной возможности почувствовать себя сильными мира сего - это весьма печальное зрелище. Проблема в том, что в случае реальности серьезных общественных потрясений именно эти толпы "жопоголиков" станут представлять наибольшую опасность.

Кстати есть еще один интересный роман в жанре постапокалипсиса, называется "Почтальон". В этой книге именно выживальщики стали причиной окончательного заката цивилизации.

Итог: Движению выживальщиков на западе уже не один десяток лет. Выживальщики это целый рынок, на котором успешно навариваются как торговцы оружием, так и сами выживальщики, проводящие всевозможные курсы, тренинги, акции, распродажи товаров для выживания.

PS

Главное, что манит в постапокалиптических романах - это образ безнадежного повторения истории, даже после возможности начать все с нуля - этакое развитие жанра антиутопии.

В играх же по теме постапокалиптики - привлекает безбрежная свобода и бесконечное путешествие. Впрочем майнкрафт уже победил Fallout по степени свободы и нелинейности сюжета.  Возможно в скором на смену выживальщика придет тренд автономщиков - тех, кто на долгое время покидает цивилизацию и строит свой собственный мир в глуши.

Мысли, Обзор разного

Previous post Next post
Up