«Тайна двух океанов» в формате 4 D. Запахи смерти (6)

Dec 14, 2012 23:04



Оригинал взят у aftershock_su в «Тайна двух океанов» в формате 4 D. Запахи смерти (6)

Часть II (4). Ароматы утонченно-фантичного дерьма.

Любой финансовый инструмент можно сравнить с пистолетом. Который может быть использован как для самообороны, так и для грабежа. В зависимости от того, в какие руки попадает. В Акульем царстве это оружие уже давно находится в руках грабителей, с каждым годом становящихся все более наглыми.

Люди, живущие представлениями времен Очаковских и покоренья Крыма, в грабительскую сущность финансовых гениев Акульего царства по-прежнему верить отказываются. Хотя об этом начали в открытую говорить даже обычно не склонные выносить сор из избы американцы. Вроде лауреата Нобелевской премии Джозефа Стиглица, так говорящего о нынешнем кризисе и его виновниках (1, стр. 404):

«… многие участники рынка заявили, что им пришлось пойти на более высокий риск, чтобы сохранить свои доходы на прежнем уровне.  Это похоже на слова грабителя, пытающегося оправдать свои действия тем, что поскольку честных способов зарабатывать на жизнь не осталось, ему пришлось стать преступником».

Оценка совершенно верная. Так как то, чем занимались американские финансовые гении на стыке веков и в начале нового века, иначе как преступлением не назовешь. Подстроив игровое поле глобального казино под свои интересы, С/Коты и С/Котишки принялись травить граждан сперва своей страны, а потом - и всего мира все более ядовитым финансовым дерьмом. Активно используя при этом все более красочные фантики/обертки и все более сильно действующие ароматизаторы.

Взять, к примеру, «первичную закваску» фантичного дерьма - финансовый продукт под названием «высокорискованная ипотечная закладная». Дефекты этого продукта были видны невооруженным взглядом и вонь от него ощущалась самым забитым носом, потому что слишком очевидна была связь между качеством заемщика и качеством этого продукта. В данном случае инвесторам были еще хорошо видны дырявые карманы заемщиков-оборванцев вместе с их залогом - вошью на аркане и клопом на цепи.

«… Вошь, оно конечно, что ж ? Вошь, оно неплохо тож !...»

«… Но на этой насекомой далеко не уплывешь»… Одними из первых в верности утверждения Федота-стрельца и ненадежности «насекомой» стали убеждаться - еще даже до начала кризиса 2008 года - оборванцы из Стоктона, о чем я уже рассказывал в 3-ем материале этой серии. Самое печальное, что с тех пор ситуация в злосчастном городе продолжала постоянно ухудшаться. Вот последние новости:  в середине 2012 года Стоктон - с населением около 300000 человек - стал самым большим городом в Акульем царстве, объявившим о банкротстве.

До этого городские власти уже резко сократили свой бюджет и уволили, например, около трети своих полицейских.  В результате, в городе - и до бюджетного харакири не слывшем городом благопристойным - резко возросла преступность. В том числе, и преступность бытовая. Так, в 2008 году главами семей в Стоктоне было поколочено  716 жен, а в 2011 году это достижение было переплюнуто с необычайной легкостью: в числе поколоченных оказалось уже  3347 благоверных.

Безработица в городе превышает национальные показатели почти в два раза (17%), и хорошего настроения  бывшим кормильцам вынужденное безделье явно не добавляет. А на ком легче всего сорвать зло безработному американскому мужику ? - Ясное дело, на жене.  Причем рукоприкладством стали заниматься даже в семьях, до недавнего времени принадлежащих к числу семей обеспеченных.

Что тогда говорить об оборванцах ? Те отводят душу не только на женах (если они у них есть), но и на изъятых у жильцов за неуплату по ипотеке пустующих  домах. Благо их в Стоктоне немереное количество (2).



Пробитая МЕЧТА: от сокращения городских полицейских в Стоктоне выиграла частная охранная фирма, сотрудник которой, 19-летний парнишка, осматривает дом, изъятый у жильцов за неуплату взносов по ипотеке (2)

Полностью солидарны с Федотом-стрельцом в вопросе ненадежности «насекомой» и С/Коты со С/Котишками - крайне сложно наварить много денег,  когда вонь  от залога «финансового продукта» сшибает с ног. И  когда жертвы этого отравляющего газа видны невооруженным глазом (как все в том же Стоктоне).

Поэтому,  совсем неудивительно, что следующую разновидность финансового дерьма С/Коты и С/Котишки  завернули в более привлекательную упаковку с ароматизатором под названием  «ипотечная облигация». Увеличив таким образом как расстояние между заемщиком и конечным кредитором, так и, соответственно,  доходы финансовых гениев.

Почему гении стали осуществлять магическую операцию по превращению дерьма для других в конфетку для себя с помощью облигаций ? - Во-первых, потому что «даже рынок акций по сравнению с рынком облигаций выглядел словно мелкий прыщ» (3, стр. 38). А во-вторых, люди еще помнили о надежности старомодных простых облигаций. И (наивно) полагали, что риски по новомодным облигациям аналогичны рискам по старым добрым корпоративным облигациям:

«Никогда не забывай о принципиальной разнице … между держателем облигаций и держателем акций. Владелец облигаций живет как за каменной стеной… Даже банкротство заемщика никоим образом не означает, что держатели облигаций остаются с носом. … они достают ключ к воротам компании, за которыми нередко находятся огромные заводские корпуса, заполненные самым современным оборудованием, и расположенные в деловых кварталах города административные здания, стоящие миллионы долларов…»  (4, стр. 50-51).

И поэтому - секьюритизация ! Творение чистого гения. Превращающее долги по закладным - «не вполне реальные деньги, взятые потребителями у банков и компаний -эмитентов кредитных карт» (4, стр. 89) - в реальные, материальные активы.

Начали ребята с проверенного сегмента низкокачественных ипотечных кредитов, сразу взяв с места в карьер. Если в середине 1990-х объем таких кредитов составлял 30 миллиардов долларов, то в 2000 году он вырос до 130 миллиардов долларов. И самое главное - был начат процесс превращения этих кредитов в облигации, которых было создано на сумму в 55 миллиардов долларов. А в 2005 году подобных кредитов было выдано на сумму 625 миллиардов долларов, из которых 507 миллиардов было переупаковано в облигации.

То есть, начался новый процесс умножения дерьма с повышением его ядовитости до 2-й степени. И с увеличением числа жертв исходящих от этого дерьма  отравляющих газов…

Хочешь, не хочешь, но при таком положении дел встает вопрос - «Кто виноват ?». Козе понятно, что в царстве закона и порядка за любое преступление виновные должны отвечать. И доблестные силы, правопорядок в Акульем царстве обеспечивающие, трудятся на этом поприще не покладая рук.

Недавно вот уличили в махинациях целую группу отъявленных мошенников в одном из домов Чайнатауна в Нью-Йорке. На месте преступления изъяли «огромную» кучу денег - более 160 тысяч долларов. При этом  никаких доказательств того, что эти деньги - результат занятия азартными играми, найдено не было. Видимо поэтому китайцам не было предъявлено и никаких обвинений в преступной деятельности.



Ария Акулы: «Так вот где таилась погибель моя» (5)

Вот как обсуждали эту историю на американских интернет-кухнях (5):

«Сыграй с приятелями на 100 зеленых в Чайнатауне, - отправишься в тюрьму, а заработанные тяжким трудом доллары у тебя конфискуют. Сделай ставку на триллион долларов в игре на абстрактные сокращения  (CDO, CLO, и т.д.), приведи к краху экономику всего Запада, и тебя спасут за счет денег тех самых налогоплательщиков, чьи жизни ты разрушил… Как чудесно расставлены приоритеты у наших правоохранительных органов - просто душу греет» (Ганду, Бруклин).

«Невероятно. 100000 долларов ? Та сумма, которую потратили на обучение и вооружение людей, проводивших рейд, вероятно была гораздо больше. С точки зрения живущих в доме китайцев рейд выглядел так: куча американских копов, бегающих вокруг них, ломающих мебель, ворующих у людей деньги, и кричащих что-то непонятное о «законе»» («Родившийся в Америке китаец», Бронкс).

«Я видел всю операцию из своего окна. Она продолжалась несколько часов, полиция даже на пару часов перекрывала улицу. Количество задействованных в рейде полицейских, грузовиков, сил поддержки было огромным и явно непропорциональным ситуации. Явно, что израсходована куча денег. Именно этим у нас полиция и занимается: ловит мелочевку, а серьезных преступников оставляет на воле. Ужасно. Еще одно доказательство:  мы живем в полицейском государстве» («Милтон Кролик», Чайнатаун).

Многие участники интернет-посиделок прямо указывали на то, что, вообще-то, не там доблестные копы виновников кризиса ищут:

«… Я живу в трех кварталах от этого здания и большинство моих соседей это уроженцы провинции Фуцзянь. Стук костяшек маджонга слышен в квартале каждый вечер. Оставьте в покое этих людей. Масштабные преступления совершаются каждый день в 10 минутах ходьбы от этого дома  - на Уолл-стрит» («Озадаченный», Манхеттен  Бруклин, 6 июля 2012 г.) (5).



Гангстеры, да и только ! А страшные какие !! (5).

Близехонько, конечно, Уолл-стрит от «осиного гнезда», только вот в атаку на банкиров полиция и прочие американские стражи правопорядка идти не спешат. Они же люди грамотные и понимают, что к чему в Акульем царстве. Попробуй, к примеру, покошмарить  блестящих ребят, окопавшихся в показанной на фото сверкающей громаде. На осмелившихся сделать это сразу будет спущена свора лучших юристов Акульего царства, способных за пять минут не просто отбить любую атаку на своих клиентов, но и превратить нападавших в оправдывающихся.



Неприступная крепость - штаб-квартира Goldman Sachs (6)

И потом - если этих гениев посадить, то кто будет новаторством в финансовом секторе Акульего царства заниматься ? Новаторством, без которого экономика нынешней Америки просто загнется.  Ведь в предкризисном 2007 году на финансовый сектор Соединенных Штатов приходилось б,5% ВВП США, Накануне Великой депрессии этот показатель равнялся 6% ВВП. А в 2011 году, оказывается,  этот показатель вырос уже до 8,4%  (7, см. текст в сноске).



Неукротимый ? Или безбашенный ? - Ему до Бени фени, как его называют. Он под охраной (7)

Но это я немного забежал вперед…

… По оценкам профессора экономики Нью-Йоркского университета Томаса Филиппона, финансовый сектор США не должен превышать 7% ВВП. В противном случае он перестает обслуживать реальный сектор и становится «вещью в себе» (8).  Вот финансовый сектор Америки такой «вещью в себе» и стал, создав порочный круг: финансовых гениев все ругают, а многие и ненавидят, но без них - никуда. По крайней мере, эту мысль С/Коты и С/Котишки постоянно внушают американскому обществу. Хотя все увеличивающийся радиус поражения отравляющих газов, испускаемых ядовитым дерьмом, приводит к увеличению числа американцев, от новаторства гениев страдающих.

Правда из-за используемых гениями ароматизаторов,  запаха смерти наивные лохи не чувствуют почти до того момента, как их начинает корчить от яда.  Да что там лохи - даже такие опытные люди, как Стив Айсман (один из героев книги Майкла Льюиса), не сразу в ситуации разобраться сумели:

«Я думал, что это был своего рода ответ на растущее неравенство в доходах. Я помог многим компаниям индустрии  низкокачественных ипотечных кредитов стать публичными. И все они пели одну и ту же песню: «Превращение облигаций в массовый продукт может снизить стоимость заимствования. Мы помогаем потребителям избавиться от долга по кредитным картам с высокой ставкой и заменить его ипотечным долгом с низким процентом». И я им верил. Но потом все изменилось» (3, стр. 23).

Оказалось, что даже дерьмо всего лишь 2-й степени ядовитости - ипотечные облигации - по Америке как чума прошлось: «Инвестор, перешедший с фондового рынка на рынок облигаций, походил на маленького пушистого зверька, выросшего на острове без хищников, которого посадили в клетку с питонами. Продавцы облигаций могут говорить и делать, что угодно, не отчитываясь перед каким бы то ни было регулятором.  Работающие с облигациями трейдеры могут пользоваться инсайдерской информацией, не боясь, что их схватят за руку. Специалистам по облигациям позволено изобретать все более сложные ценные бумаги - именно по этой причине так много деривативов в той или иной степени связано с облигациями.  Непрозрачность и сложность рынка облигаций дает огромные преимущества крупным фирмам с Уолл-стрит.  Клиенты этого рынка пребывают в постоянном страхе перед неизвестным. Именно благодаря  страху и невежеству покупателей, гиганты Уолл-стрит и делают на рынке облигаций колоссальные деньги…» (3, стр. 75-76).

У ипотечных облигаций есть ряд существенных отличий от старых добрых корпоративных и государственных облигаций. Ипотечная облигация обеспечивается денежными потоками от пула из тысяч ипотечных кредитов. Стабильность этих потоков всегда представляла определенную проблему, поскольку заемщики имеют право погасить кредит в любой момент по своему усмотрению. Поэтому инвестор не знает, как скоро к нему вернутся вложенные деньги, ему известно лишь, что получит он их в самый неподходящий момент. Банкиры из Salomon Brothers, являвшегося родоначальником рынка ипотечных облигаций, решили эту проблему. Они взяли гигантский пул ипотечных кредитов и раздробили платежи по нему на части, названные ими «транши». Покупателя первого транша можно сравнить с владельцем первого этажа во время наводнения: на него обрушивается первая волна досрочных погашений ипотечных кредитов. За это он получает более высокую процентную ставку. Покупатель второго транша - второго этажа небоскреба - принимает на себя вторую волну досрочных погашений в обмен на вторую по величине процентную ставку… Инвестор, вложившийся в самый последний транш-этаж, получает самую низкую процентную ставку, зато имеет наибольшую защиту от неприятных сюрпризов (3, стр. 19-20).

Интересна, кстати, причина, по которой гении взялись за секьюритизацию. Сделали они это по нужде. Большой нужде.

Дело в том, что к концу 2002 года Уолл-стрит была охвачена паникой. У нее почти иссяк главный источник доходов - крупные облигационные займы. Тогда-то фокусники и изобрели нечто принципиально новое: механизм, позволявший превращать  тысячи ипотечных закладных в облигацию с привлекательным купоном в 7 или 8 процентов. Этими высокодоходными облигациями можно было торговать, и они позволяли ипотечным брокерам, инвестиционным банкам и держателям облигаций получать очень приличный ежегодный доход - до тех пор, пока домовладельцы ежемесячно погашали долги по закладным… (4, стр. 85).

Неудивительно, что на запах шальных денег бросилось множество хищников - и больших, и маленьких.

«… на Восточном побережье, и по всей Калифорнии школы, готовящие специалистов по недвижимости, забиты под завязку, люди бросают работу и спешат переучиться. По ТВ показывали интервью с этими хмырями из ипотечных агентств, разглагольствовавшими о выборе столешницы для кухни и виде из хозяйской спальни,  и утверждавшими, что зашибают миллион  баксов в год… Только в окончательно одуревшей стране такие типы могут иметь «бентли» и зарабатывать столько деньжищ…» (4, стр. 146).

Понятно, что большие ребята зарабатывали гораздо больше такой мелюзги:

«Lehman Brothers  десятками тысяч скупал закладные, стоящие по 300 тысяч долларов, чтобы на их основе эмитировать обеспеченные залогом облигации, получить на них инвестиционный рейтинг и выставить на рынок… Всего 1% комиссионных за 3-миллиардный пакет такого рода облигаций добавляет в доход Леман 30 миллионов долларов»… (4, стр. 144).

Можно с уверенностью сказать, что изобретатели прекрасно понимали, какова «надежность» обеспечения этих облигаций, так как негласное правило при работе в этом сегменте рынка было таким: кредитуй, но не держи кредиты на своем балансе (3, стр. 38). Поэтому с продуктом своим участники рынка обращались как с обычным конским дерьмом - «каштаном», нагретым до необычайно высокой температуры: сразу спешили передать его ближайшему по цепочке «другу».

Теневые банки выдавали кредиты лохам-оборванцам - которых только в Калифорнии обрабатывало около полумиллиона брокеров - и быстренько продавали закладные отделам долговых ценных бумаг инвестиционных банков с Уолл-стрит. А те упаковывали их в облигации и скоренько сбывали инвесторам. С радостью их бравшим - ведь на облигациях стоял знак качества, рейтинг «ААА» (о роли в этом процессе рейтинговых агентств поговорим попозже).

---------------------

1)  Стиглиц, Джозеф. «Крутое пике: Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса», М.: Эксмо, 2011

2)  « “New York Times”, July 18, 2018, “Years of  Unraveling, Then Bankruptcy for a City” («Годы развала, а затем банкротства для города»)  http://www.nytimes.com/2012/07/19/us/years-of-unraveling-then-bankruptcy-for-a-city.html?_r=1&nl=todaysheadlines&emc=edit_th_20120719

3)  Льюис, Майкл, «Большая игра на понижение: Тайные пружины финансовой катастрофы». - М.: Альпина Паблишерз, 2011

4)  Макдональд, Л., Робинсон, П. «Колоссальный крах здравого смысла: Истрия банкротства банка глазами инсайдера». - М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2010

5)  “New York Times”, July 06, 2012, “Chinatown Gambling Raid May Reveal Cultural Divide” («»)http://www.nytimes.com/2012/07/06/nyregion/gambling-raid-in-chinatown-re...

6)  “Slate”, August 21, 2012, “Goldman Sachs: Still on the Wrong Side of China's Great Wall” («») http://www.slate.com/blogs/breakingviews/2012/08/21/goldman_still_on_the...

7)  “Huffington Post”, December 15, 2011, “Financial Sector A Bigger Share Of Economy Now Than Before Financial Crisis” («»)  http://www.huffingtonpost.com/2011/12/15/financial-sector-economy_n_1151058.html  (… в 2011 году на долю финансового сектора приходилось 8,4%  ВВП страны, а это больше, чем за пять лет до этого. 8,4% это один из самых высоких показателей за последние полвека -  несмотря на все последовавшие за кризисом спасения утопающих (bailouts), и попытки политиков провести реформу… По состоянию на март 2011 года, финансовый сектор генерировал 29% всей прибыли в Америке. Это, конечно, не зафиксированный в 2001 году рекорд в 46%, но и 29% - гораздо больше цифр, считавшихся нормой на протяжении большей части 20 века, когда этот показатель не превышал 20% прибыли страны )

8)  «Эксперт, 1 февраля 2010 г.

Это сообщение было опубликовано в информационном центре Aftershock пользователем shed. Вы можете посмотреть и откомментировать публикацию здесь

РАБота, Капитал, Крымынал, АПОКАЛИПСИС, Пиндостан, Банкы, Демограф, СТАТ

Previous post Next post
Up