Оригинал взят у
grid_ua в
XIII. О форме и содержанииОригинал взят у
grid_ua в
XIII. О форме и содержанииМного, знаете ли, товарищи россияне, у вас в государственном устройстве интересного и необычного для нашего, украинского, глаза. Вот, сижу сейчас, разбираюсь (ну, да, ситуация обязывает: как ни как, а мне теперь тут жить!) и диву даюсь.
Взять хотя бы федеральные округа и институт полномочного представителя президента России. Почитал я тут
указ г-на Путина за номером 849 от 13.V.2000 г., и первая же ассоциация, которая мне пришла на ум по этому поводу, - это институт представителей Ставки Верховного Главнокомандования в годы Великой Отечественной войны: контроль - контролем, но главное - это координация усилий нескольких фронтов (в нашем случае - регионов) для наиболее эффективного достижения общей цели.
Какая это цель? В принципе - любая: от реализации какого-нибудь общего инфраструктурного проекта (например, строительство трансконтинентальной железнодорожной магистрали) до создания замкнутого технологического комплекса (скажем, разработка рудных месторождений с одновременным созданием в этом же регионе металлургических производств и предприятий обрабатывающей промышленности). Вот именно в этом контексте меня и заинтересовал сам факт подписания В.В. Путиным 21-го марта указа о создании нового, девятого по счёту, федерального округа России - Крымского. Зачем?
Многие аналитики ещё до проведения крымского референдума полагали, что полуостров войдёт в состав Южного федерального округа России. Это действительно было бы наиболее рациональным решением вопроса. В хозяйстве новоприобретённого региона при наличии в нём предприятий различных отраслей экономики явно доминирует рекреационная сфера. Краснодарский край также славится своими курортами. Именно по этой причине, вместо того, чтобы сталкивать лбами регионы, как двух баранов, оптимальнее всего было бы развивать рекреационное хозяйство двух соседних регионов по единому генеральному плану. Опять же, в условиях сложных отношений с Киевом (читай - потенциально возможной экономической блокады полуострова) основной пассажиропоток пойдёт в Крым через территорию Южного федерального округа, т.е. развитие экономики полуострова автоматически подтягивает необходимость решения инфраструктурных вопросов в Ростовской области и Краснодарском крае.
Можно было бы возразить, что-де Крым - депрессивный регион с кучей проблем, к тому же он в силу крайне слабой транспортной связности с метрополией имеет характер анклавной территории. Всё так, что, впрочем, опять не даёт ответа на поставленный вопрос: в составе страны на сегодняшний день имеется аналогичная по своей географии территория (и более того - вообще не имеющая сухопутного сообщения с Россией) - Калининградская область, которая по основным характеристикам (площадь территории и численность населения) попадает в один кластер с Крымом (15,1 тыс. кв. км против 26,9 тыс. кв. км у Крыма и 1,0 млн. чел. против 2,4 млн. чел. в Крыму). Тем не менее, российская часть Восточной Пруссии не была выделена знаменитым указом президента России в отдельный округ, но вошла в состав обширного Северо-Западного федерального округа.
Ситуация становится ещё более пикантной, если мы сравним основные характеристики всех федеральных округов России:
Таким образом, площадь территории нового округа в 6,4 раза меньше (!) площади Северо-Кавказского федерального округа, занимавшего до 21-го марта по этому критерию нижнюю строчку в общем округов, а численность населения Крыма в 2,6 раз меньше (!) самого слабозаселённого Дальневосточного федерального округа. Если же вспомнить о том, что каждый из восьми "старых" округов России объединяет от 6 до 18 субъектов федерации, то два субъекта в составе Крымского федерального округа смотрятся весьма оригинально. Даже сравнение размеров валового регионального продукта ничего, кроме новых вопросов, не вызывает: по этому показателю округ болтается где-то между Курганской и Орловской областями!
Стало быть, напрашивается вывод о том, что при принятии решения о выделении Республики Крым и г. Севастополь в отдельный округ во главу угла ставились не экономические резоны.
Тогда на что же ориентировалось кремлёвское руководство?
И тут самое время посмотреть, кого же нам назначили в качестве полпреда. Знакомьтесь - Белавенцев Олег Евгеньевич.
Полномочный представитель президента России
в Крымском федеральном округе
Чем он интересен?
Прежде всего, возрастом: ему - 64! Прямо скажем, не мальчик. Конечно, можно было бы поёрничать и написать что-то вроде "Советская геронтократия наносит ответный удар!", вспомнить о лечебном свойстве южного солнца и морской воды для стариковских косточек, но тут, очевидно, дело в другом: человек обладает уникальным опытом, за который его и вытягивают в подходящий момент, как козырный туз из рукава, вместо того, чтобы дать спокойно наслаждаться жизнью в тихом месте.
Для лучшего понимания того, к чему я клоню, вот небольшая сводка о действующих полномочных представителях президента в других федеральных округах России:
Полпреды президента России
Не сложно заметить, что все полпреды - это зрелые люди: не юноши, но ещё и не старики (от 44 лет до 61 года). Далее, половина из них - "профессиональные" чиновники, двое - силовики, один - предприниматель с лёгким дрейфом в сторону олигархии и ещё один - общественный деятель, так сказать.
И вот теперь вернёмся к нашему герою. Чем он интересен?
С возрастом мы разобрались. Профессиональная жизнь его также полна событий: добрый десяток лет отдал службе на подлодках Северного флота, вице-адмирал; затем, после окончания военно-дипломатической академии, попал на дипломатическую работу в Великобританию, откуда, по упорным слухам, был выдворен за шпионаж; уже после распада Советского Союза получил обширный опыт хозяйственной деятельности в сфере военно-промышленного комплекса - четыре года оттрубил на посту первого заместителя генерального директора ФГУП "Росвооружение". Кстати говоря, наш персонаж - креатура нынешнего министра обороны России С.К. Шойгу: прошёл с ним долгий тернистый путь от МЧС через губернаторство Шойгу в Московской области к министерству обороны страны.
И, вот, человек с такой богатой биографией теперь приехал к нам! "Зачем?" - спросите вы.
Опыт работы в военно-промышленном комплексе почти наверняка предполагается реализовать в использовании судостроительных мощностей Крыма и, возможно, под военные заказы.
Военно-морская часть биографии полпреда оказывается как нельзя кстати при принятии программы развития Черноморского флота Росси в условиях изменившихся геополитических реалий.
Наконец, остаётся самая романтическая часть жизни Олега Евгеньевича - шпионское прошлое. Где и как можно реализовать его потенциал? Напомню, что, кроме О.Е. Белавенцева, пост полномочного представителя президента сейчас занимает только один чекист:
генерал-полковник ФСБ В.И. Булавин "рулит" Северо-Западным федеральным округом. Правда, у него несколько иная сфера профессиональных интересов: он ловит таких людей, как наш вице-адмирал. О.Е. Белавенцев же, судя по всему, должен развернуть шпионскую сеть (или координировать действия уже существующей сети). Против кого? Ну, не против Турции же! В то время, как эмиссары Москвы наводнили весь Юг и Восток Украины, повышая градус социальной напряжённости в стране, пора перенести командный пункт поближе к линии фронта. И весьма кстати на ум приходит незабвенный Борис Бабочкин и в роли В.И. Чапаева и его "картофельная тактика": где место командира в бою?
Зачем Кремлю это нужно? Тут самое время вспомнить об основных характеристиках Крымского федерального округа - его размерах, численности населения и количестве субъектов федераций, которые он объединяет, и задаться вопросом: а кто сказал, что 21-го марта указом президента Российской Федерации в деле территориального расширения страны была поставлена большая и жирная точка?
Карта гипотетического Крымского федерального округа России
Если предположить, что без малого неделю назад В.В. Путин создал не сам округ, а каркас под него, то мы получим наиболее логичный и непротиворечивый ответ на вопрос, сформулированный в начале этой заметки. И действительно, настоящий Крымский федеральный округ - это не куцый огрызок с депрессивным хозяйством, а сопоставимый с Южным федеральным округом по своему потенциалу регион (230 тыс. кв. км КрымФО против 416,8 тыс. кв. км ЮжФО и 19,3 млн. чел. КрымФО против 14,0 млн. чел. ЮжФО).
От такой "кости" не отказываются, за такую "кость" не грех вцепиться сопернику в глотку...