Столько лет живу в Москве, а всё никак не получалось попасть на Крутицкое подворье. Я решил это исправить!
Ближайшая станция метро - "Пролетарская" или "Крестьянская застава", но легкие пути не для нас! Когда-то, в 17-м веке, во владения Крутицких метрополитов входили слобода Дубровка и село Кожухово, поэтому я и вышел на "Кожуховской"
первый интересный объект мне попавшийся - вывеска, как будто специально повешенная для Задорнова:
Когда-то в этом доме был универмаг, но со временем универмаг изчез, а вывеска осталась:
По улицам Трофимова ( не певца, конечно) и Сайкина идем к Сайкинскому путепроводу и Велозаводской улице.
Бросаем взгляд назад, на Кожухово
вперед - на Велозаводскую улицу:
а также в бок, где обнаруживаем любопытное сооружение:
Вправо от Велозаводской отходит Автозаводская улица, начинающаяся вот таким домом:
а Велозаводская заканчивается двумя сталинками:
дом 6а - 1956 год, арх. М.О. Барщ
и дом 11 - 1953года:
до Крутиц уже недалеко, а сил не впроворот, поэтому сворачиваем в сторону Дубровки и обнаруживаем комплекс домов 1937 года:
вдоль которого выходим на 1-ю улицу Машиностроения:
дальний дом уже 50-х годов постройки.
На углу с Шарикоподшипниковой улицей еще одна сталинка:
(фото, правда, с другой прогулки)
На другой стороне улицы когда-то были ГПЗ и МШЗ, территорию которых пустили под Ярмарку "Дубровка":
У метро памятник работникам ГПЗ, погибшим в Великой Отечественной:
На углу Шарикодшипниковой и Новоостаповской:
а так как Шарикоподшипниковая улица не простая ( в смысле - не прямая, а с изгибом), то с другой стороны получается стрелка, на которой стоит такая вот "коробка с карандашами":
( ОАО Научно-производственное объединение ЦНИИ технологии машиностроения)
Далее по Новоостаповской возвращаемся на Велозаводскую и на углу видим вот такой дом:
Жилой дом Завода им. Лихачёва (1959-1964, архитектор И. Ф. Милинис)
Спускаемся к Крутицкой набережной, откуда взглянем на Москва-реку:
но это с набережной, а вот так:
и убеждаемся, что не зря местность назвали Крутицы. А впереди уже строения Крутицкого подворья:
Это - Сушильная палата второй половины XVII века и
Приказные палаты XVIII века (в них сосредотачивалось управление
Крутицкой епархией. Дошли до наших дней в перестроенном виде.
Но это мы зашли с тыла. На месте гаражей когда-то проходила Арбатецкая улица и выходила к набережной. На оставшейся части улицы стоят несколько деревянных домов:
История Арбатецкой улицы тесно связана с историей Крутицкого подворья. С ликвидацией подворья в XVIII веке его земли отошли к Военному ведомству, северная сторона улицы была застроена казармами и военными складами. Улица в нынешнем виде сформировалась после пожара 1812 года. И сегодня там - ряд из четырёх деревянных одноэтажных домов XIX века, занимаемых военными хозчастями.
К югу от Арбатецкой улицы существовала сетка переулков: 1-ый и 2-ой Арбатецкие переулки, Блинин переулок, Подонный переулок. Эти переулки ликвидированы при строительстве типовых жилых домов в 1960-х - 1970-х гг. и расширении Симоновского Вала. Тогда же сгинули Новодубровская улица и параллельная ей Свирская, а Крутицкий Вал стал внутриквартальным проездом.
Вечером, 10.06.2011 в одном из деревянных домов произошло возгорание, в результате чего дом выгорел практически полностью. У второго дома, находившегося в непосредственной близости, сильно загорелась крыша и внутренние части. Благодаря оперативным действиям пожарных это здание удалось спасти, но насколько сильно оно пострадало - не известно. Можно вполне заслуженно считать, что теперь на Арбатецкой улице осталось только два деревянных дома.
Выходим на Новоспасский проезд, который был построен в конце 80-х и разделил Крутицкую слободу, примерно как Калининский - Арбатские переулки:
Обогнем постройки военного ведомства (где сейчас чего только нет) с свернем в 1-й Крутицкий переулок:
и попадём на Крутицкое подворье:
Ух! Устал! Передохнём?