Здесь я немного расскажу о паровозных заводских досках. Если в соотносимости с размерами вагонные заводские фирменные доски вполне допустимо называть табличками, то паровозные уже так называть несколько не солидно. Это действительно доски от 5 кг. весом и более. Как я уже писал ранее, до революции, как правило, паровозные заводские доски изготавливались литьём из бронзы. Если машиностроительный завод был не такой богатый, как например Путиловский или Коломенский, то свои фирменные знаки он отливал из чугуна. Они так же красились как минимум в два цвета: фон и выступающие элементы.
До нашего времени такие артефакты, увы, практически не дошли - всё сдано в металлолом: слишком большой вес они имели, что бы их можно было просто так выкинуть или забыть про них на списанном паровозе. А тем более после свержения монархии в результате компании борьбы с эмблемами рухнувшего режима эти доски с царскими орлами прямиком шли на переплавку.
На фотографии представлен легендарный пассажирский паровоз с осевой формулой 2-3-1 серии "Л101", построенный на Путиловском заводе для Владикавказской ж. д. .
На выделенном фрагменте фотографии на заводской доске видно аж три царских орла. Ну неужели ж в советское время такое могли пропустить?
Тем не менее в Москве я знаю двоих коллекционеров, которые волею случая являются обладателями сих паровозных раритетов (по одному экземпляру на нос. Разных, разумеется). Да в моей коллекции есть три дореволюционных доски, но с паровозных тендеров, на рамах которых они спокойно дошли практически до нашего времени: Путиловского, Коломенского и Воткинского заводов. Эти доски так же исполнены из бронзы.
В советское время традиция художественного литья фирменных паровозных досок в целом прекратилась. На Коломенском машиностроительном заводе в связи с выпуском паровозов новых серий и фирменная доска обрела новый, достаточно аскетичный облик. Который, кстати, менялся от серии к серии. Для товарных паровозов серии «Э» различных индексов, например, заводская доска этого завода была в виде сегмента, отливалась из чугуна.
Для паровозов серии «Л» доска была исполнена совершенно новой формы, отливалась из алюминия. Кстати эта форма заводской доски сохранилась до наших дней и её можно лицезреть на тепловозах, выпускаемых этим заводом. Например, тепловозе “ТЭП 70”.
До войны традиция художественного литья заводских досок сохранялась на сормовском машиностроительном заводе. Для товарных паровозов серии «Эу» эти доски были наиболее красивыми из всех в советский период и сперва отливались из бронзы. Затем, в целях экономии более дорогого металла перешли на дешёвый чугун.
Для пассажирских паровозов серии «Су» Сормовского же завода доска отливалась из той же бронзы, на которую «навешивались» по мере «поступления» ордена и награды, которыми награждалось в советское время это замечательное старинное предприятие.
В дальнейшем на последних паровозах этой серии заводская доска изменила свою форму из прямоугольной с, как мы говорим, «горбушкой» по середине сверху на шестиугольную и исполненную из литого алюминия. С соответствующим добавлением наград завода.
После войны этот завод прекратил выпуск паровозов и соответственно надобность в такой громоздкой эмблеме отпала.
На других вновь построенных в советское время паровозостроительных заводах, как-то: Красноярском или Улан-Уденском формы и оформление заводских досок были совершенно просты и аскетичны.
Это паровозная доска
А это - тендерная. По размерам и весу они практически не отличаются друг от друга. Только, скажем так, степенью плоскости: тендерная крепилась на плоскую стенку водяного бака тендера паровоза, поэтому плоска. А паровозная крепилась на колпак сухопарника, соответственно имеет такую вот слегка закруглённую форму.
Паровозная и тендерная доски Улан-Уденского завода так же по весу и размерам одинаковы. Разница в той же степени плоскости. Здесь представлена паровозная доска.
Паровозная доска Брянского завода. От прошлого былого величия здесь остался один шрифт в стиле модерн. Орлы "улетели".
Муромский завод. Выпускал маневровые паровозы серии "9П". Доска с одного из них.
А это, как вы можете догадаться, фирменные заводские доски с американских паровозов серии "Еа". Эти паровозы поставлялись в СССР во время войны и работали в Сибири. Кстати, комплект табличек на этих американских паровозах включал в себя 5 разных единиц.
Штампованные из тонкого листа латуни заводские таблички с паровозных тендеров производства Луганского завода. 1931 год.
Эта - образно говоря, "до кучи", с электропоезда. всё читабельно
Добавлю, что представленные здесь паровозные и тендерные доски так же продаются.