Когда в "товарищах" согласья нет. Враги Сирии на грани внутреннего конфликта?

Jan 24, 2013 13:53

Правящий класс режимов Залива верит в то, что за экспансией “Братства” стоит альянс между Египтом, Турцией и Катаром. Цель альянса - доминирование в регионе, и это объясняет нарастающую враждебность в отношениях между Турцией и Саудовской Аравией. Больше всех от происходящего выигрывает сирийский режим.
Фронт, который поставил себе задачу уничтожения этого режима, раскалывается, что не может не сказаться на сирийской оппозиции, пишет "PostSkriptum".
Ниже следует перевод статьи, первой на этому тему в арабской прессе. Она была напечатана в "Al-Quds Al-Arabi" - единственной лондонской арабской газете, не контролируемой саудовской монархией:
“У того, кто следит за прессой Залива, и саудовской прессой прежде всего, не может не сложиться ощущение яростной кампании, развязанной против “Братьев-Мусульман”, и, более широко, исламистских течений, а также против основных проповедников Залива.
Влияние последних в последние годы значительно усилилось благодаря социальным сетям - facebook и twitter, и аппаратам служб безопасности соответствующих государств все труднее и труднее контролировать их активность - в отличие от ручной и подконтрольной прессы региона.
Пионером кампании стал генерал-лейтенант Дахи Халфан Тамим, глава полиции Дубаи. Он предупредил об ужасных опасностях, которые несут вместе с собой “Братья”, и его примеру последовали множество авторов в контролируемой прессе Саудовской Аравии и Эмиратах.
И это происходит таким образом, что не остается никаких сомнений в том, что в открытии фронта против исламистов, будь то в Египте, где они победили, или в самих деспотиях Залива, санкционировано на самом верху.
Эта война против “Братьев-Мусульман”, и, возможно, позднее даже против салафитов, представляет собой крушение исторического альянса, на протяжении многих лет существовавшего между консервативными режимами Залива и подобными течениями.


Этот альянс помог сохранить стабильность режимов и сокрушить лефтистские и националистические идеи, представлявших главную угрозу в глазах правителей региона. Основной вопрос сейчас - в чем причина внезапной перемены отношения в Заливе к идеологии “Братьев-Мусульман”, которая принималась и почиталась на протяжении более 80 лет.
С целью контроля над молодежью Залива, интеллектуалам и профессорам “Братства” было даже дозволено подмять под себя образовательный сектор, навязать ему свои учебные планы и основать проповеднические и благотворительные ассоциации - и не только в Заливе, но и по всему миру. Почему эти отношения стратегической и теплой дружбы обернулись горькой схваткой между правящими режимами и “Братьями-Мусульманами”?
Ответ на данный вопрос может быть сформирован в следующих тезисах:
- Правительства Залива осознали, что “Братство” - глобальная сеть, которой управляет международное движение. Это означает лояльность ее локальных звеньев Высшему Руководителю в Египте, а не местным властям, и даже не лидеру “Братства” в той или иной отдельно взятой стране.
- “Братство” взяло под свой контроль процесс формирования будущих поколений, установив свои учебные планы и программы. Это привело к доминированию исламистов и в армии, и в структурах безопасности.
- “Братство” сейчас, как никогда раньше, технически готово свергнуть правящие династии Залива - и это их главный кошмар.
- После ослабления лефтистских и националистических течений десятилетиями репрессий и преследований, исламистские движения стали главными кандидатами на раздувание “Арабской Весны” и на смену режимов в Заливе.
- Религиозные и исламистские течения, в отличие от их светских конкурентов, имеют солидную и независимую финансовую базу, особенно, в Заливе. Их спонсоры контролируют крупнейшие компании и финансовые институты региона.
- Исламистские движения опираются на народную поддержку - благодаря тому, что их идеология сфокусирована на исламской вере. Их контроль над мечетями - прямой или косвенный - создает прекрасную пропагандистскую возможность, которой они и пользуются - минимум пять раз в день.
- Не-джихадистские исламистские течения, и, прежде всего, “Братья-Мусульмане”, практикуют самоконтроль и избегают любого открытого столкновения с государством. Этим объясняется молчание “Братства” в Египте в связи с атаками против его интересов в Дубаи.
Никого не удивило то, что саудовские авторы обвинили “Братство” в применении принципа “такия” (притворство, манипуляция, скрытие собственных убеждений ради получения выгоды и преимущества или выживания. Особенно оскорбительно для исламистов, потому что является концепцией ненавистных еретиков - шиитов и алавитов).
Страны Залива обеспокоены контролем “Братства” над Египтом, Тунисом и Суданом, и его попытками подчинить себе Иорданию, Йемен и Сирию. В случае, если это произойдет, страны Залива окажутся окруженными со всех сторон и возникнет риск возникновения “эффекта домино”.
Развязанная в Саудовской Аравии яростная пропагандистская кампания против “Братьев-Мусульман” может привести к столкновению королевского режима с лидирующими фигурами религиозного истеблишмента.
Примером является известный саудовский проповедник Салман аль-Авда. Он присоединился к кампании за выборы в Конституционную Ассамблею, в то время как другие важные религиозные фигуры требуют установления контроля за расходами государственного бюджета (который достиг немыслимого объема в 223 миллиарда долларов).
Одновременно, идет кампания за уголовное преследование против принцев, незаконно присвоивших себе миллионы гектаров земли.
Высшие чины режимов Залива верят в то, что за экспансией “Братства” стоит альянс между Египтом, Турцией и Катаром.
Цель альянса - доминирование в регионе, и это объясняет нарастающую враждебность в отношениях между Турцией и Саудовской Аравией, а также ту жестокую войну, которую ведут Эмираты против Мухаммеда Мурси в Египте посредством поддержки “либерального” Фронта Национального Спасения.
Следует признать, что страхи деспотий Залива вполне оправданы.
Трехсторонний альянс обладает всем необходимым для установления гегемонии в регионе - военной мощью (Турция), финансовыми возможностями (Катар) и человеческими ресурсами (Египет).
Это альянс сейчас занимает место триады Египет-Саудовская Аравия-Сирия, которая на протяжении последних 40 лет правила в регионе.
Если первая триада зависела от тесных связей с Западом, в особенности, с Америкой, вторая идет этим же курсом, и, возможно, пойдет на еще большее сближение с США - по крайней мере, до тех пор, пока там сохранится администрация Барака Обамы.
Больше всех от происходящего выигрывает сирийский режим.
Фронт, который поставил себе задачу уничтожения этого режима, раскалывается, что не может не сказаться на сирийской оппозиции. “Братья-Мусульмане” есть хребет этой оппозиции, в то время как Джабат ан-Нусра - его самая действенная сила на местах.
Независимость Джабат ан-Нусра, парадоксальным образом, представляет громадную угрозу и для выживания сирийского режима, и для выживания деспотий Залива.
Шаги, предпринятые саудовскими властями в последнее время - от запрета салафитских каналов до скандального заявления саудовского министра иностранных дел Сауда аль-Файзаля о том, что он приветствует мирное разрешение конфликта, и о том, что вопрос об отставке Асада должен быть решен сирийским народом (на фоне того, что совсем недавно он требовал вооружить сирийскую оппозицию) - индикаторы того, что саудовскя позиция изменяется, и косвенное подтверждение тому, что связи между Дамаском и Эр-Риядом восстанавливаются. 
Проповедники из Саудовской Аравии и стран Залива слетаются сейчас в Каир.
Наиболее значимой была проповедь Мухаммеда аль-Арифи в мечети Амр ибн эль-Ас, в которой он призвал арабских бизнесменов вкладывать в Египет, а не в Запад. Это один из самых значительных признаков нового политического ландшафта в Заливе: в то время как правительства выступают против “Братьев-Мусульман”, проповедники продолжают их упорно поддерживать.
В этом коротком очерке мы не можем оставить в стороне иранских пилигримов в новый Каир.
Визит министра иностранных дел исламской республики Али Акбара Салехи и приглашение Мурси посетить Иран - еще одна демонстрация хорошего иранского нюха на изменения в регионе, и приспособление собственной политики в целях их возможной эксплуатации.
Грядущие недели и месяцы будут полны сюрпризами. Мы ничего не можем изменить, но мы будем внимательно следить за новыми обменами, альянсами и быстрыми изменениями, которые радикально изменят лицо региона”.

братья-мусульмане, Саудовская Аравия, Сирия, страны Персидского залива, исламизм

Previous post Next post
Up