Не прошло и суток после нашей публикации
"У вас ещё нет "войн за воду"? Тогда мы идем к вам!" - Эфиопия забирает воду Нила у Судана и Египта", как тема получила продолжение в арабской прессе.
Пресса пишет о том, что "Египет может пойти на военную интервенцию, с целью свержения существующего в Эфиопии режима, и воспользоваться при этом современным американским оружием, которым оснащена египетская армия".
Вот и наметки для ещё одного конфликта в Африке между не самыми слабыми в военном отношении странами!
И у Египта, и у Эфиопии армии опытные и хорошо вооруженные.
Да ещё многим на Ближнем Востоке будет интересно переключить египтян с местных дел на африканские.
Да и самому правящему сегодня в Каире режиму война, возможно, позволит консолидировать раздираемое внутренникми противоречиями общество.
Правда, на войну нужны деньги, но именно их могут "подкинуть" ближневосточные соседи, руководствуясь своими мотивами. Им не нужен Египет, как лидер региона и арабских государств - чем он и был в течение многих десятилетий.
Подтолкнуть Египет к войне на юге - хороший предлог самим продолжить борьбу за арабское лидерство.
Да и Израиль своего интереса здесь не упустит..
Итак, что же пишет арабская пресса по поводу растущего напряжения вокруг проблемы распределения вод реки Нил?
В Египте разразилась очередная политическая буря.
Пресса комментирует решение Эфиопии о немедленном начале строительства “Великой Дамбы Ренессанса”, которая изменит направление течения Голубого Нила.
Египетская газета Al-Watan публикует серию статей о дамбе и о том, как нерешительность президента Мухаммеда Мурси и его правительства усугубляет кризис.
Редакционная статья Al-Watan называется “Сценарии будущей войны с Эфиопией”.
Диспут вокруг дамбы, а вернее - прав на Нил, продолжается уже долгие годы. Эфиопский демарш, последовавший буквально на следующий день после окончания визита Мурси в Аддис-Абебу, большинство египтян сочло плевком в лицо нации.
Эфиопия считает дамбу Ренессанс “воротами в будущее”. Дамба будет производить 6000 мегаватт электроэнергии - в три раза больше, чем знаменитая дамба Гувер на реке Колорадо.
Это позволит Эфиопии не только расширить собственные амбициозные проекты в области сельского хозяйства, но и продавать электричество соседним странам, испытывающим его хроническую нехватку - Кении, Судану, Южному Судану и Джибути.
С политической точки зрения, дамба даст Эфиопии орудие влияния на Египет, который до последнего времени был доминирующей силой в регионе.
В то же время, Египет и Судан прилагают максимальные усилия к тому, чтобы Эфиопия не нашла инвесторов, готовых вложиться в данный проект. Его стоимость составляет 5 миллиардов долларов - эквивалент годового бюджета Эфиопии.
У Египта есть три сценария прекращения эфиопского проекта.
Первый - дипломатическое давление.
После заявления правительства Эфиопии о начале строительства, невзирая на то, что, с точки зрения существующих соглашений о разделе воды Нила оно является нелегальным, его эффективность представляется сомнительной.
Второй - поддержка вооруженных мятежников на территории Эфиопии.
Египет, а позднее Судан, активно занимались этим в 70-80-х годах. Результатом их стараний и щедрости в отношении Народного Фронта Освобождения Эритреи стали раскол Эфиопии и возникновение в 1994 году государства Эритрея.
Египет может и сейчас выбрать данный вариант - с учетом того, что против правительства Эфиопии в данный момент воюют 12 вооруженных оппозиционных групп.
Публикации в эфиопской оппозиционной газете Awramba Times, издающейся диссидентом Давитом Кебеде, свидетельствуют о том, что Египет уже активно участвует в усилиях по дестабилизации Эфиопии - с территории Эритреи.
Недавно Эфиопия объявила о перехвате 500 единиц стрелкового оружия и большого количества амуниции, которые пытались ввезти мятежники с территории Судана - через месяц после того, как 6 основных мятежных групп объявили о формировании единого вооруженного движения, целью которого является свержение правительства.
Существуют признаки того, что Египет начал помогать ваххабитским группировкам, добивающимся установления шариата в преимущественно христианской Эфиопии, еще в 2011 году.
Третий возможный сценарий - прямое военное столкновение Египта и Эфиопии.
Египет может пойти на военную интервенцию, с целью свержения существующего в Эфиопии режима, и воспользоваться при этом современным американским оружием, которым оснащена египетская армия.
По данным, просочившимся в прессу из секретных телеграмм Stratfor, опубликованных wikileaks, правительство Мубарака готовилось и к такому варианту развития событий.
Министр разведки Мубарака, Омар Сулейман, в 2010 году сказал: “Мы обсуждаем планы военного сотрудничества с Суданом - единственной страной, не сотрудничающей с Эфиопией. В любом случае, мы можем просто послать бомбардировщик, который сбросит бомбу и разрушит дамбу. Я думаю, мы это уже сделали один раз, в 1976 году. Тогда наш самолет просто потопил в море корабль с оборудованием для такой дамбы”.
Израильский исследователь Арнон Софер, профессор географии университета Хайфы заметил до начала кризиса, в апреле: “Египтяне активно сооружают военный аэропорт на границе с Суданом, в Абу-Симбель. Вывод из этого прост и очевиден: Египет сегодня представляет военную угрозу южным нациям на Ниле, а не сионистскому государству на востоке”.
В другой статье, опубликованной сегодня, газета пишет, что генеральный директорат разведки и МИД Египта давно предупреждали Мурси о возможном ходе эфиопов, и призывали его принять немедленные “политические меры”.
По данным Al-Watan, египетская разведка считает, что главным спонсором строительства дамбы является Израиль, которому удалось выстроить систему отношений со всеми странами бассейна Нила.
Этот союз прямо направлен против Египта, и потому дальнейшие переговоры с Эфиопией бессмысленны. Египетская разведка полагает, что за эскалацией в вопросе сооружения дамбы стоит Израиль, и требует занять “твердую позицию” - в отношении Эфиопии, и в отношении Израиля.
И с точки зрения Израиля, и с точки зрения Эфиопии, речь идет больше, чем о сотрудничестве в энергетическом секторе.
Израиль получает дополнительный, и очень мощный рычаг давления на Египет.
Эфиопы надеются на то, что одного израильского присутствия будет достаточно для того, чтобы египтяне не предприняли необдуманных действий.
Африканцы относятся к Египту, как к политическому трупу (наряду с союзным ему Суданом) и считают, что настал момент, когда они попросту могут проигнорировать интересы некогда могущественных арабских соседей, пишет
PostSkriptum.
Есть истеричная и “неожиданная” с точки зрения эфиопов, реакция Саудовской Аравии. В конце февраля в Каире с официальным визитом побывал заместитель министра обороны ваххабитского королевства Саудовской Аравии принц Халид бин Султан. Принц принял участие в заседаниях “Арабского Водного Комитета” и обрушился с уничтожающей критикой на эфиопов.
Принц сказал: “Великая Дамба Ренессанса будет иметь паводковый сток объемом в 70 миллиардов кубометров - на высоте 700 метров. Если она обрушится, Хартум будет полностью затоплен, последствия будут чувствоваться даже в районе Асуана. Египет наиболее пострадает от этого проекта, поскольку у него нет альтернативных источников воды, по сравнению с другими странами бассейна Нила. Сооружение плотины в 12 км от суданской границы - это, скорее, политический заговор, а не экономический проект. Дамба есть прямая угроза национальной безопасности Судана и Египта”.
Принц заявил, что сооружение дамбы означает, что Эфиопия будет контролировать “каждую каплю воды” в странах, лежащих ниже по течению и перенесет массы воды, пополняющие сейчас озеро Насер, на эфиопское плато.
Принц указал на то, что перемещение подобного объема воды может привести к “сейсмическим последствиям” в регионе. По оценке бин Султана, из-за осуществления эфиопского проекта, дефицит воды в Египте в 2050 году составит 94 миллиарда кубометров в год.
Премьер-министр Эфиопии, Мириам Дессалин отнесся к скандалу спокойно.
Он сказал, что его страна стремится к эксплуатации Нила без того, чтобы причинить какой-либо ущерб Египту и Судана, и что сооружение плотины “поддержит экономическое развитие и Египта, и Судана”.
Он также напомнил о том, что “Нил - не единственная арена сотрудничества между нашими государствами”.
В общем, ситуация стала накаляться.
Этот конфликт становится прямым подтверждением опасений ряда экспертов о том, что XXI век может принести Человечеству войны за воду...