"Храм посреди волн" продолжение истории...

Mar 03, 2011 15:56

Кратко историю Храма Рождества Христова в Крохино я уже рассказывал. Пока повторяться смысла нет, так как тема истории Крохинского посада и села Каргулино очень обширная и является предметом моего отдельного изучения...

В начале января 2011 года я в очередной свой приезд в Белозерск с помощью и при поддержке моего друга и компаньона по путешествиям и белозероведению beloozero смог, наконец-то, реализовать давнюю свою мечту - осмотреть вблизи Рождественский храм в Крохино.




Приблизиться к храму, чтобы увидеть его со всех четырёх сторон можно только двумя способами: в тёплый период года - на лодке по воде, в зимний - на лыжах по шекснинскому льду. И тот и другой способ связаны с некоторой долей риска, так как в тёплый период года там достаточно интенсивное судоходство в непосредственной близи от церкви, а в зимний период опасность представляет течение реки Шексны и непредсказуемое состояние льда, а также перепады уровня воды при работе гидротехнических сооружений на Шексне. В иные годы зимой река в районе Крохино бывает и не замерзает, а прибрежный лёд вдоль кромки берега слишком тонок, чтобы выдерживать вес человека...
Когда мы подъехали к пантонной переправе (летом там действует паромная переправа, а зимой, по завершению навигации по Волго-Балту, устанавливают пантонную переправу), мы увидели, что река полностью покрыта снегом. Несколько дней до этого стояли достаточно крепкие морозы, и мы решили попытать удачу...



Тропя лыжню в сторону храма, я всё время держался как можно ближе к берегу и прислушивался к звукам не только поскрипывания снега под лыжами, но и к тихому похрустыванию льда. Несколько раз под лыжами начинали растекаться пятна просачивающейся из под корки льда воды. На полозья сразу налип мокрый снег и напрочь примёрз безформенными чушками. Движение моё нисколько не напоминало скольжение на лыжах, а походило больше на снегоступное топтание. Но расстояние между мной и храмом постепенно сокращалось...










На небе почуть-чуть стали появляться просветы в тучках, и я стремился успеть хоть как-то поймать свет...






















Освещение менялось очень быстро...
















В нескольких сотнях метров выше по течению реки от храма видны навигационные судовые знаки, обозначающие вход в фарватер Шексны из Белого озера.







Снова на мгновение сквозь тучки прорезалось солнце...
















Я подошёл поближе, чтобы рассмотреть состояние южного фасада здания...




Состояние...




Это то, что ещё в мае 2010 года я с переправы наблюдал в качестве юго-восточного угла основного храмового объёма, который ещё тогда сильно накренившийся, но стоял.




Подойдя вплотную к зияющему провалу в южной стене, я заглянул во внутрь...

Там кроме груды кирпичей от стен трапезной там ещё сохранилось чуть-чуть деревянных конструкций перекрытий первого этажа.













Северная стена здания гараздо меньше подвергается разрушительному воздействию, оказываемому волнами от проходящих мимо судов, и несколько лучше сохранилась.




В наилучшем, по сравнению с остальными частями храмогого здания, состоянии находится колокольня.




Кстати, я первый и единственный раз видел такую конструкцию церкви, где колокольню огораживает с трёх сторон внешнего периметра ещё одна стена. Получается, как-будто колокольню построили внутри храма, подняв её только над уровнем крыши трапезной, хотя видно, что эту пристройку, огораживающую колокольню строили позже самого храма.

На этом храме мы снова можем видеть "ушастые" наличники окон, являющиеся сосбенностью декора храмов Белозерья.

Внутри на западной и остатках северной стены мы видим сохранившиеся местами лепные декоративные элементы обрамления оконных проёмов.




И, даже, чудом пока сохранившиеся два фрагмента настенных росписей...










Скорее всего, на этой фреске было изображение кого-то из Евангелистов (возможно Луки)...










Увлёкшись разглядыванием фрагментов фрески, я несколько подзабыл о коварности льда... И тут я одной ногой вместе с лыжей провалился под лёд. Благо, провалился учть выше колена, но вытаскивание ноги с прицепленной на ней лыжой из подо льда - малоприятное и жудко неудобное мероприятие. Но после не сильно пробдолжительной борьбы мне наконец-то удалось вылезти из воды на твёрдый лёд. На тот момент был морозец около 15 градусов. Штанину, батинок и всю лыжу в момент сковало льдом. До машины с другом, теплыми унтами и горячим чаем из термоса было тоже ещё шлёпать в напрочь обледенелых лыжах. И я, чтобы не замёрзнуть и не простыть, предпочёл "лёгким аллюром", на сколько позволяли обледеневшие и ставшие тяжеленными лыжи, двинуться в обратный путь...










Я шёл обратно к пантонной переправе, где меня ждал другЗа спиной у меня остались исток Шексны и руины "Храма посреди волн".
Правее меня, у противоположного берега Шексны было когда-то стринное село Каргулино,




которое запечатлено на снимках Сергея Михайловича Прокудина-Горского.







Каргулинский храм был уничтожен затопленем при строительстве Волго-Балта, но о нём - уже другая история...


Белозерск, на машине, 2011 год, Вологодская обл., на лыжах, фото

Previous post Next post
Up