В 1968 году в фильме «Щит и Меч» вся страна услышала песню на слова Михаила Матусовского, ставшую чрезвычайно знаменитой, даже, как нынче модно выражаться - культовой. Да, это песня «С чего начинается Родина». Этот вопрос рано или поздно входит в круг мыслей каждого человека, становится одним из важнейших в становлении человека, в поиске и познании своего места в жизни.
Участница секции «Летопись родных мест» Енинской основной общеобразовательной школы, под руководством Гусевой Татьяны Рашидовны, Серова Наталья в своей работе по истории родного Енинского края писала: «Как известно, понятие «Родина» имеет несколько значений: это великая страна с великой историей, это и тот клочок земли, где ты родился, где находятся могилы твоих предков, где ты познал первые радости и первые неудачи. Для кого Родина - это старая заброшенная деревня, для кого - берёза под окном родного дома, а для многих жителей нашего посёлка Лаврово и их детей, живущих в малых и больших городах, любимым и родным уголком является Урозеро с его живописными берегами и удивительной историей».
Вид на холм бывшего Урозерского погоста от деревни Ивантеево, январь 2011 года.
А. Кузнецов в своей книге «Названия Вологодских озёр» даёт такую трактовку происхождения названия: «Ур-озеро (другое название - Чертовское) - вепсское слово угро-финского происхождения. В вепсском языке «уру» - яма, углубление, а также нора, борозда». В Новгородском сборнике под редакцией Богословского мы можем прочесть краткую характеристику-описание самого озера: «Озеро вытянуто в длину на 2 версты, а в ширину имеет 150 саженей, глубина достигает 6 саженей. Берега озера крутые щебёнистые». Озеро это имеет, как и большинство озёр Белозерья, ледниково-моренное происхождение.
Наибольшей интерес представляет западный берег озера, где на высоком холме, поросшем берёзками, ещё сравнительно недавно можно было разглядеть руины старинного храма, сельское кладбище, и заброшенный полуразвалившийся двухэтажный дом, как главный свидетель всех событий, происходивших здесь за последние сто с лишним лет.
Бывший дом причта. январь 2011
По книге П.А.Колесникова «Родословие Вологодской деревни» (в которой указан список древнейших деревень, памятников истории и культуры Вологодской области) на этом месте четыре столетия назад существовал Урозерский погост - так называлось селение по документу первого упоминания в источниках, датированному 1626 годом. Селение относилось к Белозерскому уезду, а крестьяне, трудившиеся на полях вокруг погоста, относились к категории черносошные. Черносошные крестьяне в русском государстве XIV - XVII веках лично свободное сельское население, владевшее общинными землями и несшими государственные повинности. Черносошные крестьяне с XVIII века стали называться государственными крестьянами.
На фрагменте карты красной точкой я отметил место, где стоял Урозерский Благовещенский храм.
Немаловажно разобраться в вопросе - что такое Погост? Погостом - с XVII века на Северо-Западе Русского государства стали называть отдельно стоящее селение с церковью, при котором были только дворы причта да кельи нищих, часто при погостах было и кладбище. Такие селения имели распространение и в центральных областях России.
«Мы перелистали множество источников…» - писала в своей работе Наталья Серова - «…и выяснили, что земли нынешнего Енинского поселения в XIX веке, а может быть и ранее, относились к Погорельской волости Белозерского уезда Новгородской губернии. На территории Погорельской волости было около 50 деревень, которые относились к пяти церковным приходам, а именно: Заробозерскому Успенскому, Спас-Шужгорскому, Георгиевско-Ельницкому,
Везгумско-Тихвинскому и Урозерскому Благовещенскому приходам. Территория нашего посёлка, ближайших деревень и окрестностей Урозера входили в состав Урозерского Благовещенского прихода.
Нас давно интересует история нашего прихода, но проблема заключается в недостатке источников и материалов для раскрытия данной темы и в том, что с каждым годом труднее работать с архивами, многие запросы остаются без ответов, и всё меньше и меньше становится информантов».
В Новгородском сборнике под редакцией Богословского 1865 года об Урозерском приходе имеются следующие данные: «Когда именно и кем первоначально основан этот приход в историческом отношении совершенно неизвестно, известно только, что настоящий приходской храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, пристроенный к двум старинным приделам (Рождества Христова и Иоанна Богослова - Прим. моё), окончен в 1817 году тщанием прихожан, с помощью доброхотных дателей. Приход расположен на возвышенном месте при озере Урозере, отчего и получил название. К востоку за озером небольшая деревня (деревня Ивантеево - прим. моё),
Вид на деревню Ивантеево от бывшего Урозерского погоста. январь 2011 года.
Вид на деревню Ивантеево в 1980-х годах.
а с прочих сторон окружен священно-церковнослужителей пашнею и дровяным небольшим лесом. Длина Урозера не более 2-х верст, а ширина 150 сажен, глубина от 3-х до 6-ти сажен, берега крутые, щебеневатые; вода чистая, светлая; оно не очень рыбно. Всей земли, принадлежащей причту 91 десятина, именно: под постройкою и огородами 2 десятины, пахатной 15 десятин, сенокосной 15 десятин, леса дровяного, лиственного и хвойного 27 десятин, под озером и дорогою болотной, неудобной 32 десятины. Земля песчаная и щебеневатая, Сенокос на берегу речки Похты, впадающей в озеро Кичму. Приход расположен от большой дороги Белозерской, ведущей в Тихвин, в 12 верстах, а от города Белозерска в 35 верстах, сообщение с которым удобное. На содержание причта получается штатного жалованья 150 рублей серебром. От продажи свеч получается до 22 руб. сер. кошелькового и кружечного сбора до 20 руб.сереб., от продажи сборного хлебы до 30 руб. сереб….».
Вид на кладбище и дом причта от деревни Ивантеево. январь 2011 года.
А.Л.Лифшиц в своей публикации «Преподобный Иродион Илоезерский и основанная им Междуозерская в честь Рождества Богородицы пустынь» со ссылкой на упоминания в Житиях святого Иродиона пишет: «В Житии преп. Иродиона сообщается, что он был учеником прип. Корнилия Комельского и сначала жил в основанном преп. Корнилием Введенском Комельском монастыре до смерти своего учителя в 1537 г., после чего, подобно многим другим инокам этой обители, покинул монастырь в поисках места для пустынножительства. Вскоре преп. Иродион пришёл в Белозерский уезд и поселился на озере Уро (Урозеро), расположенном к юго-западу от Белозерска, в деревне, называемой в Житие Илоское. Здесь преподобный, поставив келью и часовню, жил некоторое время. Затем он снова отправился в путь пока не нашёл себе пристанище на небольшом озере Ило, «на острове», «в веси» Междуозерской, называвшейся так из-за расположения между озёрами Ило и Азатским…». Так, может, основателем Урозерского погоста был не кто иной, как преподобный Иродион Илоезерский почти пять столетий назад в конце 1530-х годов?...
Вид на кладбище и дом причта от деревни Ивантеево. начало мая 2010 года.
И снова обратимся к работе Натальи Серовой: «Чтобы лучше понять историю прихода, нужно было разобраться в таких вопросах: Что такое приход? Что в него входило? Почему такое подразделение церкви называлось приходом? Кто участвовал в организации приходов?»
Известный канонист про¬фессор И. С. Бердников предлагал такую формулу: «Церков¬ным приходом в Православной Церкви называется община, имеющая особый храм для богослужебных собраний и состо¬ящая под духовным управлением приходского священника.Приход - это основная духовная ячейка Православной церкви - устойчивое сообщество верующих , проживающих в одной местности. В сельской местности приход занимал либо всю волость, либо её часть. Приходское пространство включало в себя малую и большую округи. В малую округу Урозерского прихода входили следующие сооружения причта: каменная церковь с колокольней, кладбище, деревянная церковная сторожка, два деревянных дома священно-церковнослужителей с пристройками.
Так дом причта выглядел в сентябре 2007 года.
Так дом причта выглядел в начале января 2011 года.
К большой округе прихода относились деревни и села данного прихода и часовни. В Новгородском сборнике большая округа Урозерского прихода описыватся так: «К приходу принадлежат 10 деревень. К востоку от церкви ближайшая деревня Ивантиева, в 3 верстах. Далее по тому же направлению деревня Петрова, в 4 верстах и деревня Малина, в 6 верстах. К северо-западу ближайшая деревня к церкви Бор, в 1,5 версте. Далее по тому же направлению деревня Село Великое, в 4 верстах,
Гришкино в 6 верстах, Пестово в 8 верстах, Горка, Якимова (Екимово) и Пыжелохта в 10 верстах. Все деревни на проселочных дорогах. Жители в них русские православного вероисповедания». Есть сведения, что в деревне Малино была деревянная часовня.
На момент публикации Новгородского Сборника под редакцией Богословского, по данным Памятной книги Новгородской губернии за 1865 год священником церкви служил Уверов Михаил Гер., а в Памятной книжке за 1864 год, скорее всего, допущена ошибка, так как там указана фамилия священника «Зверев» при тех же имени и отчестве…
В сборнике «Материалов оценки земельных угодий» за 1888 год есть сведения о хозяйственном состоянии прихода: «В хозяйстве Урозерского Благовещенского прихода : две лошади, один жеребёнок, шесть коров и быков, два телёнка, одна овца, жилых построек - три, хозяйственных построек - десять, наёмных рабочих - двое (один мужчина и одна женщина). Население по переписи 1885 года - 3 человека (мужчин двое, женщина одна). Хозяйством заведует сам причт». В это время священником церкви был отец Василий Петрович Орнатский (28.12.1828 - 1908 г.г.), который прослужил в Урозерском приходе более 30 лет (~1872 по 1902 г.г.), а в 1902 году, согласно прошению, был уволен за штат (Вологодские Епархиальные Ведомости №11 за 1908 год, Некролог).
В Новгородском статистическом сборнике за 1912 год имеется таблица, в которой указан список населённых мест (деревень) погорельской волости Белозерского уезда. В этой таблице 50 деревень, в том числе и Урозеро (Погост) - земля церковная, занятие жителей - церковная служба. Число жителей погоста - 10 человек (4 - мужчины и 6 - женщины). Все эти люди - семья священника, которым в это время уже был отец Александр Васильевич Орнатский.
Ирина Белоликова на своём
генеалогическом сайте «Род Белоликовых» об отце Александре Васильевиче Орнатском, со ссылками на сведения из Памятных книг Новгородской губернии за 1905, 1906, 1907, 1910 годы, а также по материалам из Новгородских Епархиальных Ведомостей за 1902, 1908 и 1915 годы, писала следующее:
«Орнатский Александр Васильевич родился 28 августа 1872 года в погосте Урозеро, где служил священником его отец. Окончил Олонецкую духовную семинарию по 1 разряду.
На службу поступил с 15 ноября 1895 года священником Никольско-Судской церкви Белозерского уезда.
16 сентября 1902 года перешел на место своего отца - священником Благовещенской Урозерской церкви Белозерского уезда.
Резолюцией Его Высокопреосвященства от 15 января 1909 года №284 утвержден в должности благочинного.
1907, 1910 - благочинный 2-го округа Белозерского уезда.
1907, 1908 - член-соревнователь Общества вспомоществования недостаточным ученикам Белозерского духовного училища.»
Семья отца Александра была многодетной. Сам отец Александр был, по воспоминаниям жительницы посёлка Енино Поздняковой Екатерины Петровны 1912 года рождения, человеком порядочным и добрым, он пользовался любовью и уважением прихожан. Погост с церковной землёй занимал сравнительно небольшую площадь, да и земля на Урозере каменистая и урожаи с неё были невелики, поэтому Орнатские, по сравнению с соседними приходами, жили небогато, принимали помощь от соседей и прихожан, но церковную службу вели исправно.
На этой фотографии М.П.Добрякова (слева) в обществе, предположительно, дочерей о.Александра Васильевича Орнатского на фоне Урозерской Благовещенской церкви. Фото начала ХХ века. Фото из семейного архива
beloozero (он же - П.Е.)
Это фото было сделано со стороны деревни Ивантеево.
А это была моя попытка в мае 2010 года сделать фотографию, примерно с той же точки, что и предыдущий снимок...
К прихожанам относилось практически всё население приходских деревень, начиная с семилетнего возраста, которое регулярно посещало приходской храм. Именно с этого возраста традиционно считалось, что ребёнок должен был учиться оценивать свои поступки и действия, понимать, что является дурным, неблаговидным, греховным. Приходское сообщество составляли люди разных возрастов, положения, достатка и специфики. Среди них были просто прихожане, прихожане-вкладчики, грамотеи и книжники, паломники, знахари, крестьяне-отходники, нищие и калеки. Отец Александр старался находить к каждой из этих групп свой индивидуальный подход, стремился прививать и пробуждать в людях особые, добрые чувства, старался помогать нищим и калекам, пытался всех прихожан включать в различные формы приходского общения, консолидировать людей вокруг прихода и церкви. Одним словом, вёл миссионерскую работу с прихожанами.
М.П.Добрякова в обществе, предположительно, семьи о.Александра Васильевича Орнатского на фоне Урозерской церкви. Старшая по возрасту женщина - предположительно, супруга отца Александра. Фото из семейного архива
beloozero (П.Е.). Фото начала ХХ века.
Обитатели Урозерского прихода посещали свой храм в воскресные дни, в дни православных общероссийских и местночтимых святых, в дни других праздников. В эти дни в храме проходили большие богослужения и проповеди. Особенно большое скопление людей бывало в храме во время престольных праздников во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Люди приходили в храм целыми семьями. Приходили также и из соседних приходов. Богослужение в эти дни особенно отличалось своей торжественностью и праздничностью…
Урозерская церковь. Фото начала ХХ века. Фото из семейного архива
beloozero (П.Е.)
Дом причта и его обитатели. Фото начала ХХ века. Фото из семейного архива
beloozero (П.Е.)
Отец Александр умер 24 августа 1915 года в возрасте 43-х лет.
Из Некролога (НЕВ № 39, 1915 г.):
«Почивший давно хворал хроническим бронхитом и явились зловещие признаки чахотки. Доктора советовали ему подлечиться кумысом, но материальная нужда не позволяла ему воспользоваться их советом.
Весной по настоянию родных он съездил в Петроград, но там его болезнь была признана неизлечимой. В первых числах июня привезен был домой и больше не вставал уже с постели. 24 августа был совершен чин отпевания во главе с престарелым протоиреем о. Александром Смирновым, тестем почившего. Детей осталось 6 человек: 2 старшие девочки учатся в Белозерской женской гимназии, мальчик поступил в первый год в БДУ, одна девочка учиться в школе и две находятся еще по малолетству дома. Средств к жизни, кроме собственного дома, не осталось никаких.
Почивший воистину был светильником, зерцалом, в котором отражались все наши собственные недостатки. Убежденный борец против народной нетрезвости, будучи благочинным, он никого не обидел и с подчиненными всегда был ласков и приветлив.
Диакон Введенской Лозской церкви - Василий Бутылин.»
И оборотная сторона этой фотографии...
Фото из семейного архива
beloozero (П.Е.)
В Памятной книге Новгородской губернии за 1916 год по Белозерскому уезду говорится, что вакансия священника Урозерской церкви на тот момент была открыта. Значит, после смерти отца Александра нового священника на приход назначить не успели. А ещё через год грянула революция…
Сведений о жизни прихода в период с 1916 года по 1930 год мне найти пока не удалось. Но в архивной справке Административного отдела Череповецкого окружного исполнительного комитета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Административный отдел Леноблисполкома от 15 июля 1930 года Урозерская церковь числится в списке действующих на тот момент церквей. Но через год, 16 июля 1931 года, на заседании Белозерского райисполкома церкви был вынесен приговор о закрытии: «Слушали: материал о закрытии Благовещенско-Урозерской церкви. Постановили: учитывая, что в вышеуказанной церкви не имеется двадцатки церковной, а также священника, верующие отказались от заключения договора на предмет использования здания для религиозных целей, исходя из вышесказанного президиум РИКа постановляет: церковь закрыть…» (ГУ ГАВО, протокол заседания Белозерского РИКа от 16 июля 1931 года №35 параграф 19).
В списке закрытых церковных зданий по Белозерскому району на 1 января 1933 года (ГАВО фонд 1000, опись 50, дело 36, лист 2) есть сведения, что закрытую церковь планировали использовать под ссыпной пункт зерна.
Свой рассказ об истории Урозерского прихода и Урозерской Благовещенской церкви мне хочется закончить словами из всё той же работы Натальи Серовой: «Не долго ходили люди на Урозерский погост к закрытой церкви помолиться, поклониться могилам предков, похороненных вокруг церкви, и просто потому, что до конца не верили в случившееся. Старожилы рассказывают, что после осквернения и закрытия церкви, в неё попала молния, от которой в стене церкви образовалась большая трещина. Наверное, сам Господь Бог хотел её разрушить, предчувствуя недобрый замысел людей. В 1930-х годах на Лавровке у речки Похты строились дома и хозяйственные постройки только зарождавшегося Енинского лесопункта. Для этого потребовался кирпич, и в 1937 году наш Урозерский храм взорвали. Грохот взрыва был слышан во многих деревнях бывшего Урозерского прихода. Многие люди плакали, ведь под обломками храма лежали их предки, погребённые второй раз обрушившимся на них кирпичом. Этим кирпичом, говорят, почти не пользовались, так как при взрыве он разрушился на мелкие осколки, которые покрыли кладбище и словно дождь падали в озеро. Как в 1937 году Урозерский приход закончил своё существование, так и его прихожане всё реже и реже посещали осквернённое место.
Каменные церкви Везгумско-Тихвинского и Заробозерско-Успенского приходов до сих пор стоят, украшают местность, напоминая нам об истории и великой культуре наших предков, а наша церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы исчезла с лица земли, и на этом месте до 1950-х годов была страшная картина - гора каменных осколков, даже трава не росла. А потом стали расти берёзки, светлые, стройные, и выросла целая рощица, одни низенькие, другие высокие - в память о наших предках, которые нашли здесь последнюю обитель».
Вот этот холм и березки, всё что осталось от церкви...
Сейчас только заброшенный полуразвалившийся, но некогда красивый дом, в котором проживала большая семья отца Александра Васильевича Орнатского, одиноко стоящий на склоне берега между кладбищем и озером, и поросший березняком холм, где стояла церковь, будоражат воспоминания старожилов о давно минувших годах и теребят любопытство молодого поколения…
И замечательно, что есть на свете такие люди, как Татьяна Рашидовна Гусева, которая свою любовь к Родной земле прививает своим ученикам, которая собирает и сохраняет частички истории и культуры своей Родины и учит детей знать, любить и бережно относиться к их Родине, а это и есть истинный Патриотизм.
P.S.
При написании этого поста мной использовались следующие источники:
1) Реферат "История Урозерского прихода" Натальи Серовой, секция "летопись родных мест" МОУ Енинская основная общеобразовательная школа, под руководством Гусевой Татьяны Рашидовны, 2006 год;
2) Новгородский статистический сборник под редакцией Богословского, Новгород, 1865 год.;
3) Книга А.Кузнецова "названия Вологодских озёр", Вологда, 1995 год.;
4) Книга П.А.Колесникова "Родословие Вологодской деревни", Вологда, 1990 год.;
5) Статья А.Л.Лифшиц "Преподобный Иродион Илоезерский и основанная им Междуозерская в честь Рождества Богородицы пустынь".;
6) Статистический сборник "Списки населённых мест Новгородской губернии" за 1912 год, выпуск XI. Белозерский уезд. Под редакцией секретаря Новгородского губернского статистического комитета К.П.Володина.;
7) Статистический сборник "Материалы для оценки земельных угодий Белозерского уезда за 1888 год" изфондов Белозерского областного краеведческого музея.;
8) Архивные материалы ГАВО;
9) Генеалогический-сайт Ирины Белоликовой
"Род Белоликовых";
10) Материалы и фотографии из семейного архива моего друга и партнёра по краеведческим увлечениям
beloozero, за что ему, как всегда, мои благодарности.