На Кобылину гору.

Mar 19, 2010 10:28

В завершение рассказа о нашей поездке на Новоозеро к бывшему Кирилло-Новоезерскому монастырю.

Несомненно, помимо Кирилло-Новоезерского монастыря, достопримечательностью данной округи является Кобылина гора, находящаяся на западном берегу Новоозера в двух километрах от монастыря. По приданиям, именно с этой горы, которая сейчас напоминает пологий холм, поросший травой, преподобный Кирилл Новоезерский увидел Красный остров - место будущей обители, указанное Богородицей и огненным столпом.
На вершине Кобылиной горы ещё сохранились руины церкви во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской.






Придания донесли до нас сведения, что в этой церкви, а до её постройки в часовне, хранился чудотворный список иконы Богородицы Тихвинской, который Кирилл принёс с собой из Тихвинского монастыря.




Вот, что писал об этой церкви П.И.Челищев в 1791 году: «Все урочища местныя, упоминаемыя в житии Кирилла, сохранили свои названия. Вам покажут направо от озера ту Кобылину гору, откуда Кирилл увидел указанное ему Богоматерию место. Там есть церковь во имя Тихвинской Божией Матери, и в ней икона ея, которую принес сам Св. Угодник, когда шел сюда из Тихвина, Бывает от монастыря ход к этой церкви, в год два раза: зимою по льду озера, а летом по воде на лодках. Духовенство в ризах садится на них, и развеваются по волнам церковныя хоругви…».
Эти крестные ходы совершались два раза в год - 4 марта (по многим источникам, дата основания Кирилло-Новоезерского монастыря - 4/17 марта 1517 года) и 26 июня (день памяти иконы Богородицы Тихвинской).










Церковное здание в стиле классицизма, руины которого можно видеть по сей день, было построено, как сообщают некоторые источники, в 1832-1836 годах. Эти источники говорят ещё и о том, что до постройки каменной церкви на этом месте долго находилась деревянная часовня того же посвящения.




Но П.И.Челищев ещё в 1791 году в своих путевых записях писал: «Там есть церковь…». Правда, Челищев не писал каменную или деревянную церковь он видел, но однозначно писал «церковь». П.И.Челищев был высокообразованным человеком и спутать церковь с часовней не мог.







Вывод напрашивается такой - настоящее вздание церкви было действительно построено в 1832-36 годах, а скорее всего, в эти годы было сильно перестроено церковное здание более ранней постройки, которое как раз и существовало в конце XVIII столетия и которое видел Челищев. Но это пока только мои предположения.










Во времена советской власти и богоборчества церковь была закрыта, верхние ярусы церкви и колокольни были сломаны, устроена простая двухскатная кровля, а здание использовалось под хозяйственные нужды.



На этой фотографии состояние и облик церкви в 1980 году. Южный фасад. Фото с генеологического сайта Рода Белоликовых.

Теперь церковь стоит в запустении и разрухе, как и многие церкви и часовни по необъятным просторам страны.




























Отрадно видеть то, что есть уже отдельные люди, которые по собственному порыву души пытаются строить церкви, восстанавливать разрушенные…. В Москве есть православное молодёжное объединение «РеставросЪ», который почти два десятка лет занимается деятельностью по восстановлению монастырей и храмов. А вот в российской глубинке я с такими людьми столкнулся всего трижды, если считать ещё и реставрационные работы по восстановлению уникального в своём роде памятника - Храмового комплекса на Ципиной горе близ Ферапонтова монастыря. Так на Кобылиной горе местный житель, точно также как и Сан Саныч из деревни Никитской ( о нём я уже упоминал), сам, на свои средства и своими силами строит часовню….




Эти два человека меня поражают и восхищают. Возможно, это тоже проявления той самой Русской Души, Русского Характера и Силы Веры.




По преданиям на Кобылину гору пришёл и преподобный Никифор Важеозерский, когда совершал послушание, возложенное на него преподобным Александром Свирским. Вот, что об этом сказано в житие преподобного Никифора: «Несколько лет прожил преподобный Никифор в Свирской обители. Преподобный Александр видел его добродетели, понимал духовную пользу, которую приносил братии Никифор, благодарил Бога. Из Свирского монастыря преподобный Никифор совершил два великих путешествия: одно - по приказанию преподобного Александра к Новоезерскому подвижнику Кириллу, другое - по своей воле в Киев на поклонение Печерским угодникам.
Преподобный Александр возложил на Никифора послушание - отправиться к преподобному Кириллу, в пределы Белого озера, в обитель Воскресения Христова, и испросить у игумена благословения и молитв, побеседовать с ним и поучиться от него монашеской жизни и уставу монастырскому. С радостью принял Никифор поручение-послушание и отправился в далекий путь. Через несколько дней он благополучно достиг западного берега озера, где расположено село Кобылина гора, в двух верстах от обители, лежавшей на противоположном берегу. Наступал вечер. Путник отошел к лесистому северному берегу озера и там заснул.
Между тем преподобный Кирилл в это время совершал в своей обители вечернее келейное правило. Окончив его, подвижник один направился на берег, взял небольшую лодку и отплыл к северному берегу озера, где почивал преподобный Никифор. Отсюда они переехали в монастырь Новоезерский, где преподобный Никифор пробыл восемь дней, разделяя молитвенные подвиги монастырского братства и услаждая слух свой поучительными беседами игумена. Вероятно, после того преподобный Никифор совершил свое паломничество в Киев.»

На месте, где встретились преподобные старцы была построена часовня. Вот, что писал Михаил Хрусталёв: «а на другом берегу Нов-озера стоит каменная часовня стройных пропорций типа «восьмерик на восьмерике», поставленная на месте беседы преподобного Кирилла со старцем Никифором, посланником преподобного Александра Свирского, на том месте, где их «осиял чудный свет».»



Икона XIX века с изображением справа часовни на месте встречи преподобных Кирилла Новоезерского и Никифора Важеозерского.

Скорее всего, эта часовня тоже стоит на месте более древней часовни. К сожалению, фотографий этой часовни у меня нет, так как главной целью нашей поездки был монастырь и часовню я и не приметил, но в следующий раз я обязательно часовню эту сфотографирую.

В годы советской власти старинное село Кобылино было переименовано в соответствующее идеологии и политике власти, но совершенно нелепый - посёлок «Карл Либкнехт».

В городе Белозерск сохранились ещё два здания, имевшие отношение к Кирилло-Новоезерскому монастырю.
В самом центре города стоит ныне отремонтированная часовня преподобного Кирилла-Новоезерского.




В советские времена в ней находилась и керосиновая лавка, и склад, и торговый ларёк. Но теперь она выполняет своё исконное назначение, и в ней функционирует церковная лавка.




Отражение часовни в стекле витрины Белозерских Торговых рядов попало в кадр фильма В.М.Шукшина «Калина Красная». Вот этот кадр.




П.И.Челищев писал: «Мы остановились в гостинице, принадлежащей монастырю Кирилла Новоезерскаго. Комнатки чистыя, опрятныя; но обеда надобно искать в другом месте. Просил, чтобы указали мне на лучший трактир в городе. Думалось, что движение торговли и слава Белозерской рыбы дадут средство хорошо отобедать.». В этом доме как раз и располагалось Подворье Новоезерского монастыря с гостиницей.




Этот дом находится на пересечении улиц Дзержинского и Коммунистической (Дольной) справа по соседству с гостиницей «Русь», правда, тоже в заброшенном состоянии, без окон, продуваемый всеми ветрами, заливаемый дождями, постепенно умирая.

На обратном пути с Новоозера в Белозерск мы проехали через сёла Куность и Маэксу. О них я расскажу в следующих постах.

P.S.
Интересную информацию о топонимике новоезерской округи нашёл я на сайте "Насон.ру":

"HOB-ОЗЕРО, из него вытекает река Новозерка, в прошлом веке известная также как Кобылинка по названию села Кобылино (цент. Бел.) - распространенное заблуждение относительно связи этого лимнонима с русским словом «новое» существует давно: на рукодельном плане озера 1845 г. оно нанесено под названием Новое. Однако еще в начале XVI в., когда в этот край в 1517 г. пришел монах Кирилл Белый с целью основать здесь монастырь, озеро в документах той поры именуется «Новоозеро, Новозеро». Вепсское nova - «трясина, топь; сплавина у берега озера». Представляет интерес новозерская микротопонимия:
Красный - остров, на котором находится Кирилло-Новоезерский монастырь. Традиционное название для островов, на которых стояли церкви или монастыри (см. остров Красный на озере Ворбозомском);
Сладкий - остров, где устраивались ярмарки и праздники;
Капустный - на этом острове были монастырские огороды, а основной культурой, естественно, в те времена была капуста;
Кирпичный - небольшой завод с этого острова поставлял кирпич для возведения зданий и стен монастыря;
Лычный - на острове драли лыко для плетения обуви и изготовления других бытовых вещей;
Орлов - видимо, оттого, что на острове были гнездовья орлов, редкой птицы для таежных лесов;
Кимосниц - от вепсского kim - «токование, ток у птиц», kimites - «токовище, место, где токуют птицы». Названия островов Орлов и Кимосниц, возможно, как-то связаны друг с другом;
Шиднем - большой мыс, вдающийся в Нов-озеро с севера. Некогда на нем стояла деревня с таким же названием. Это лопарский топоним: «шид» - «зимняя деревня», а «нем» - «мыс». Подробнее о зимних поселениях лопарей в Белозерье (см. озеро Шидьерское);
Пыжелохта - еще один лопарский топоним, тесно связанный по происхождению с названием Шиднем. В языке лопарей «пыж» - «святое место, жертвенник», а «лухта» - «залив». Залив Пыжелохта расположен как раз напротив мыса Шиднем, поэтому предположение о том, что лопарское святилище находилось напротив деревни, где лопари жили только зимой, выглядит логичным. В топонимии следы этих объектов остались, а вот смогут ли найти на берегах Нов-озера что-нибудь археологи?"

Белозерск, на машине, 2009 год, Вологодская обл., Путевые хроники, Листы бортового журнала, фото

Previous post Next post
Up