К сожалению, до сих пор я не успел ещё разобрать и опубликовать материалы из прошлогодней поездки в Белозерский край, а уже прибавились и материалы из путешествия этого года. Эти "экспедиции" для себя я именую "Древности Белого озера". В этих экспедициях я приследую цель сбора материала краеведческого характера, для последующей его обработки и попытки аккумулирования собранных знаний и материалов об этом древнем крае у себя в журнале, в надежде, что это всё кому-нибудь кроме меня понадобится в путешествиях, для изучения этого богатейшего с точки зрения истории и культуры региона. Может, вся эта моя писанина кого-то подвигнет к дальнейшему изучению этой древней земли, может, кому-то поможет полюбить этот северный край...
Так как предыдущим моим постом Белозерского цикла я рассказывал
о храмах, расположенных в районе Лозско-Азатского и Ворбозомского озёр, то было бы логично мне продолжить рассказ об этом секторе бывшего Белозерского уезда. Что я с удовольствием и делаю...
И так...
Минувшем сентябрём я продолжил изучение Белозерской округи. Одним из интересовавших меня мест было Илозеро (на современных картах оно ещё называется Родионовским, Родионским) и бывшая там когда-то пустынь Иродиона Илоезерского.
Вот, что мне удалось собрать из разных источников об этом месте и так оно выглядит сейчас…
(Из Новгородского сборника. Выпуск I. Издание Новгородского Статистического Комитета, под редакцией Н. Богословского. Новгород. 1865 год) (я постарался сохранить при цитировании особенности исходного текста, его орфографию, синтаксис и пунктуацию).
«Приход Богородице-Рождественский Междуозерский VII класса.
Богородице-Рождественский приход когда основан, неизвестно. Достоверно только то, что здесь в царствование Алексея Михайловича была мужеская пустыня, основанная Преподобным Иродионом Ильезерским чудотворцем, учеником и постриженником Корнилия Кошельскаго-Вологодскаго чудотворца; но долго ли существовала пустыня, кем, когда и по какому случаю она упразднена и впоследствии обращена в приходскую церковь, об этом нет никаких сведений. Приход расположен в открытой возвышенной местности при озере Илозеро, простирающемся в длину до 3, а в ширину до 1 версты. Озеро сие от 2 до 3 саженей глубины, рыбное. Берега имеют вид с одной стороны гористый, а с другой совершенно плоский; самый грунт берегов - одна половина песчаная, а другая иловатая. На середине озера находится небольшой остров, покрытый лесом, и две песчаныя мели, называемыя грядами. Земли принадлежит собственно церкви: усадебной 2304 саж., пахатной 15 дес. 344 саж., сенокосной 6 дес. 1368 саж., лесу 35 дес. 1707 саж. и неудобной 3 дес. 1980 саж. Земля по большей части суглинистая. Лес хвойный дровяной. Приход расположен на просёлочной дороге, на расстоянии 30 вёрст от большой почтовой дороги, а равно и от уезднаго города, во всякое время при удобном с ним сообщении. Граничит он с одной стороны озером Илозером, а с другой с населёнными местами временно-обязанных крестьян разных владельцев. На содержание священно-церковно-служителей штатнаго жалованья положено 113 руб. в год. Доходу церкви получается в год от продажи свечей, сборов кошельковых, кружечных, от богомольцев и продажи хлеба до 120 рублей. Особых промыслов, кроме землепашества, у прихожан почти никаких нет; некоторые впрочем из них занимаются рыбною ловлею на озёрах Озадском и Илозере, доставляющей им до 500 рубл. серебром доходу. Зданий в приходе каменных: церковь 1, домов 1. В 12 селениях прихода дворов 45. Самыя ближайшия к церкви селения: Якунина, Трунина и Карпова на возвышенном месте, на просёлочных дорогах, при озере Илозере. Орлова, Лундина, Терешкова, на возвышенном месте при озере Озадском, на просёлочной дороге. Малышкино и Березняк на возвышенных местах, окруженных со всех сторон лесом; избы в всех селеньях белыя, смесь с курными. Жители почти все временно-обязанные крестьяне, русские и православнаго вероисповедания. Сельца Ходнево и Ивакино при озере Озадском, на местах возвышенных; в первом жители дворяне, а в последнем дворовые люди, вышедшие из под крепостной зависимости. Сельцо Орлово на возвышенном месте при Озадском озере и Елина на плоской местности на берегу озера Илозера. Жители в них бывшие дворовые люди и теперь присматривающие за хозяйством по найму от владельцев.
Жителей в приходе: Белаго духовенства - 4 муж., 12 жен., дворян потомственных - 7 муж., 6 жен., мещан - 9 муж., 9 жен., крестьян временно-обязанных - 117 муж., 138 жен., дворовых людей - 16 муж., 21 жен. Итого: 153 муж., 186 жен. Число родившихся: Законнорожденных - 4 муж., 6 жен., незаконнорожденных - 4 муж., 1 жен. Итого: 8 муж., 7 жен. Православных браков - 4. Число умерших: Моложе 1 года - 2 жен., Включительно от 1 до 5 лет - 1 муж., 4 жен., 15-20 - 1 муж., 35-40 - 1 жен., 55-60 - 1 жен., 70-75 - 1 жен., 90-95 - 1 жен. Итого: 2 муж., 10 жен.»
Из вышесказанного, видно, что в середине XIX века этот приход был весьма небольшим по численности прихожан (339 душ обоего пола) и не был богат. Прошло всего 4 года с момента отмены крепостного права, но остались ещё «дворовые люди». Демографическая ситуация в данном году говорит о росте населения прихода, так как родились 15 детей, а умерло - 12 человек. Была высока детская смертность, особенно у детей возрастом до 5 лет (приходится более половины всех смертей). Была высока женская смертность. Как показала статистика, люди доживали до глубокой старости (до 90 лет и старше).
В Новгородском сборнике основателем пустыни назван Иродион Ильезерский (в разных источниках я натыкался на разное написание - Иелозерский, Илозерский, Илоезерский). Кто же он такой был? Вот, что встречается в скудных источниках о житии этого святого…
Иродион Илоезерский, схимонах, скончался 28 сентября 1541 года (но в некоторых исследовательских источниках встречаются и другие года смерти - и 1542 и 1544). Был он монахом КоМельского (в отличие от написания в Новгородском сборнике «КоШельскаго») монастыря, учеником приподобного Корнилия, основателя знаменитого Корнилие-Комельского монастыря на Вологодчине. В разных источниках встречается довольно противоречивая информация о времени ухода Иродиона из монастыря на Илозеро. В одних источниках говорится о том, что Иродион, также как и другой ученик Корнилия - Кирилл Новоезерский покинули своего учителя ещё при его жизни (как известно из многих источников, Корнилий скончался 19 мая 1537 года). Источником такой информации, например, являются «Сведения о Грицком женском монастыре», датированы 1896 - 1913 г.г. из архива Кирилло-Белозерского монастыря. (
http://www.kirmuseum.ru/issue/article.php?ID=2161).
Тут, конечно, надо понимать, что данные «Сведения…» были написаны спустя 3,5 века после кончины Иродиона Илоезерского и сведения, содержащиеся в них, могут быть неточны. В других источниках, например, в разных редакциях жития, ссылающихся в основном на первоисточник - «Краткое известие об Иродионе» в XVII веке было написано по поводу церковного расследования о жизни и чудесах его, произведенного в 1653 г. архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря Митрофаном (1652 - 1660). - Ср. "Историю российской иерархии", архимандрита Амвросия (М., 1812, ч. IV, 290 - 292); Барсуков "Источники русской ариографии" (СПб., 1882). (
http://www.rulex.ru/01090293.htm), встречается информация о том, что Иродион покинул монастырь уже после смерти Корнилия, то есть, после 19 мая 1537 года.
Скорее всего, Иродион покинул Корнилие-Комельскую обитель после смерти Корнилия, так как «в Уставе прп. Корнилия Комельского предусмотрена возможность для монахов выходить из монастыря: "Происхождения же из монастыря творити не просто. И якоже прилучится во грады и в веси, или же по плоти к своим исходити, или монастыри обходити безвременно и безблагословенно - нам не надобно, но точию уставленная и нужная". В Уставе описаны также возможные обстоятельства оставления монастыря после кончины его основателя: "Слышах… аз иже от меня постригшихся многих глаголющих: "Ныне нам Корнилий возбраняет и не дает по своей воле пожити, а егда умрет, и мы прейдем в свой монастырь и по воле нашей поживем, якоже хощем"" (Древнерусские иноческие уставы. М., 2001. С. 181, 186). Оставление монахами монастырей в 1-й половине XVI в., вероятно, было насущной проблемой. В вопросах, поставленных царем Иваном IV перед отцами Стоглавого Собора, упоминаются чернецы, которые "по миру волочатся", и старцы, которые "в лесу келью ставят". Собор запретил монахам покидать свои обители и осудил строителей "пустыней по лесом" за небрежение построенными храмами (см.: Емченко Е. Б. Стоглав: Исследование и текст. М., 2000. С. 256, 260, 330, 391).», пишет Л.А. Лифшиц.
Самая на сегодняшний день распространённая легенда об Иродионе гласит примерно следующее:
Между 1538 и 1541 годами ангел явился отшельнику Комельского монастыря Иродиону, ученику приподобного Корнилия, и повелел ему идти на Илозеро и там воздвигнуть церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Звон колоколов на безлюдном полуострове показал преподобному, что это и есть предназначенное ему место - и он воздвиг здесь церковь (скорее всего изначально это был не храм, а часовня, но есть также версия, что были построены и храм и часовня возле храма).
Начало хода на колокольню
В статье А.Л.Лифшица «Преподобный Иродион Илоезерский и основанная им Междуозерская в честь Рождества Богородицы пустынь» есть следующая интересная информация о том, что «В Житии прп. Иродиона сообщается, что он был учеником прп. Корнилия Комельского и сначала жил в основанном прп. Корнилием Введенском Комельском монастыре до смерти своего учителя в 1537 г., после чего, подобно многим другим инокам этой обители, покинул монастырь в поисках места для пустынножительства… Вскоре прп. Иродион пришел в Белозерский уезд и поселился на озере Уро (Урозеро), расположенном к юго-западу от Белозерска, в деревне, называемой в Житии Илоское. Здесь преподобный, поставив келью и часовню, жил некоторое время. Затем он вновь отправился в путь, пока не нашел себе пристанище на небольшом озере Ило, «на острове», «в веси» Междуозерской, называвшейся так из-за расположения между озерами Ило и Азатским….», приводя цитату из списка жтитя, «…Прииде сии же преподобный отец наш Иродион схимник в волость Овве, нарицаемую Илоские, на Улом [Уро -Прим. Ф.Ф. Мазурин] езеро . Преподобныи Иродион вселяся ту, часовню и келию постави и поживе ту в добре подвизании многа лета. И от утра и от вечера во едину убо от нощи от великаго бдения вниде в тонок сон. И се ж, мало ему спящу, и прииде к нему глас, глаголя: "Убудися, востани, старче, и иди в весь, нарицаемую Межьозерье, на остров, еже на Илоезеро, и ту на острову постави церковь Пречистыя Богородицы честнаго Ея Рождества, и ту уготовах ти место". И убудився, бе преподобныи отец наш Иродион, и иде в весь, нарицаемую Межъозерие, и прииде на реку, Рыбницу зовому [«Востав преподобныи от сна и сотворив молитву, размышляше в себе видению тому. По явлении же том поиде преподобныи к веси, рекомеи Межьозерию, и прииде на реку, зовомую Рыбницу» Прим. - Ф.Ф. Мазурин]…», но, как пишет тот же Лифшиц, «В большинстве списков Жития говорится, что преподобный Иродион пришел на озеро Уро. Озеро с таким названием известно, оно располагается западнее Азатского озера, примерно на полпути между Азатским озером и Кирилло-Новоезерским монастырем (Вологодская область. Общегеографический региональный атлас. [М.], 2001. Л. 66А). В списке Муз. озеро названо "Ило" (ГИМ, Муз. 862, л. 126); в списке Барс., написанном Кириаком (Ястребенским), название места, куда, покинув Корнилиев Комельский монастырь, пришел прп. Иродион, не приведено (ГИМ, Барс. 851). В документе 1567 г. упоминаются деревни Пальцово и Никоново, "обе Уломского озера", в Надпорожском стане Белозерского уезда, в "волости в Лозе" (Шумаков С. Обзор "Грамот коллегии экономии" / Изд. Московского ОИДР. Вып. 2. М., 1900. С. 13)… Река Рыбница впадает в озеро Ило в юго-восточной части, почти напротив мыса, на котором была построена Междуозерская пустынь (Вологодская область. Общегеографический региональный атлас. [М.], 2001. Л. 67В). Тот факт, что прп. Иродион пришел на берег этой реки, говорит, по всей видимости, о том, что озеро Уро (Уломское) (см. выше) располагалось к востоку или к юго-востоку от озера Ило. Однако на современных картах Вологодской области к востоку от Родионского озера озер с названиями Уро или Уломское нет.», так что факт пребывания Иродиона на озере Уро у меня вызывает сомнения.
Далее легенды повествуют примерно следующее:
Преподобный был строгим постником, проводил ночи в молитве и каждую субботу приобщался Святых Тайн. Жители окрестных деревень усердно посещали его, мешая уединению, но Иродион втайне усилил свои подвиги и молитвы, а почти все приносимые ему в дар продукты он раздавал бедным и нищим.
Однажды благочестивый поселянин Елисей увидел святого лежащим в печи, на раскаленных углях, но прп. Иродион запретил рассказывать это при его жизни. Ангел возвестил ему приближение кончины, и в ту же ночь он исповедовался и причастился Святых Тайн, а на другой день его духовник, иеромонах Исайя, нашел его скончавшимся, с руками, скрещенными на груди, а вся келья наполнена была неизреченным благоуханием. После его кончины собралась братия и основала монастырь.
Северный придел церкви.
На могиле преподобного (он был похоронен в часовне, построенной им же) происходили чудеса: один человек, по имени Софония, воткнул в нее палку и тут же ослеп, но когда ночью ему явился прп. Иродион и сделал ему выговор за такой проступок, то тот извинился и сразу же прозрел; в период Смутного времени вражеский солдат хотел снять ризы с икон Илоезерского монастыря, но невидимая сила бросила его на землю. Были и другие чудеса, которые освидетельствовал в 1653 году архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Митрофан по благословению тогда еще митрополита Новгородского (в последствии патриарха) Никона.
Свод самого храма.
В начале XVII столетия по причине разорений, причинённым польско-литовским нашествием на русские земли и в том числе на Белозерский край, монашеская жизнь в пустыне стала угасать, старцы стали разбредаться по городам и весям. Но к середине века, при поддержке царя Алексея Михайловича, пустынножительство там стало возрождаться.
Видимо, тогда же в 1653 году в пустыни строится вторая церковь Похвалы пречистой Богородицы. Об этом есть упоминание в Отказной книге на Илоезерский остров Богородице-Рождественской Иродионовой Пустыни от 28 февраля 1654 года. В ней говорится: «От царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии на Белоозеро в Кирилов монастырь богомольцам нашим архимандриту Митрофану да келарю старцу Матфею с братьею. Били нам челом Белозерского уезду Озацкие волости Илозерского острова Рожества Пречистые Богородицы и преподобнаго отца нашего Иродиона, новаго чюдотворца, черной поп Исидор с братьею. В прошлом-де во 160-м (161-м ?) году апреля во 12 день по их челобитью дана им благословенная грамота блаженные памяти Варлама, митрополита Ростовского и Ярославского, что построить церковь во имя Похвалы Пречистые Богородицы над мощми Иродиона чудотворца на том же острове Илозере.» Исходя из этого, часовня, срубленная по преданию самим Иродионом, в 1653 году была разобрана, а на её месте стали строить Пречистинскую церковь.
Колокольня изнутри.
В отписной книге церковного и монастырского имущества Междозерской пустыни от 12 января 1664 года есть описание Пречистинской церкви: «Над мощми Иродиона чудотворца церковь Похвалы Пречистые Богородицы древяная, девяти стен и с олтарем, повал осми стен, верх шатров, глава обита осиновою чешуею, крест опоян белым железом. Около церкви паперть забрана в косяк, церковь и паперть крыта тесом.». Там же есть подробное описание внутреннего убранства церкви.
Согласно переписных книг с 1625 по 1710 годы, все здания и строения пустыни ещё в 1710 году были деревянными.
Скорее всего, именно знаменитый манифест императрицы Екатерины II о секуляризации церковных недвижимых имуществ, изданный 26.02.1764 года, положил конец существования Иродионовой пустыни. Именно 1764 год многие источники называют годом упразднения пустыни, но официального документа об упразднении я пока не встречал, как не встречал даже ссылок на него. И тут я считаю формулировка из Новгородского сборника 1865 года: «…кем, когда и по какому случаю она упразднена и впоследствии обращена в приходскую церковь, об этом нет никаких сведений….» - вполне корректна.
Северный фасад.
А.Л. Лифшиц приводит список священников, служивших в храмах Междуозерской пустыни с середины XVI века по 1763 год, собранный на основе ряда документов, в том числе и «Ведомостей о священнослужителях церквей Белозерского уезда за 1763 г.» (ГА ВО, ф. 496, оп. 1, № 2400, л. 37).
Иеромонах Исаия - середина XVI в.
Василий Герасимов - 1617-1654 гг.
Калинник - 1626 г.
Пантелеимон Васильев - 1652-1653 гг.
иеромонах Исидор (строитель Междуозерской пустыни) - 1652-1664 гг.
Евтихий Васильев - 1653-1696 гг.
Иван Васильев - 1659 г.
Иван Евтихиев - 1696-1710 гг.
Леонтий Осипов - 1705-1710 гг.
Михаил Козмин - 1745-1745 гг.
Иван Михайлов - 1752-1763 гг.
Во второй половине XVIII века к двум деревянным храмам добавился ещё придельный каменный храм во имя преподобного Иродиона. В формулярной ведомости о церквах и священнослужителях Белозерска и Белозерского уезда за 1799 г. о Междуозерском приходе сообщается: "Церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, вторая церковь во имя Похвалы Пресвятыя Богородицы, в нейже почивают мощи преподобного Иродиона под спудом, деревянные, ветхие. А третия предельная церковь во имя преподобного Иродиона, Илоезерского чудотворца, каменная, благолепием украшенная изрядно, сосуды серебряные" (Государственный архив Вологодской области (далее - ГА ВО), ф. 983 (Белозерское духовное правление), оп. 1, ед. хр. 11, л. 191 об.). (А.Л.Лифшиц - «Преподобный Иродион Илоезерский и основанная им Междуозерская в честь Рождества Богородицы пустынь». (
http://www.sedmitza.ru/text/840832.html)).
Существующая ныне каменная церковь, находящаяся в полуразрушенном состоянии, была построена в 1813 году на месте обветшавших к тому времени. Главный престол церкви посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы, а два придела - во имя Иродиона Илоезерского и Похвалы Пресвятой Богородицы, в чём сохранилась преемственность от предыдущих храмов.
Приход вокруг Иродионовой пустыни, согласно преданиям складывался ещё при жизни основателя обители. В начале XVII века, во времена польско-литовского нашествия, братия пустыни, разбредаясь по другим местам, во многом утратила свои позиции и претензии на пустынь, а приход, состоящий из мирских людей из окрестных деревень, наоборот их усилил. Но в середине XVII столетия, как я уже упоминал выше, при поддержке царя Алексея Михайловича и церковной власти, пустынники пробовали вернуть себе утраченные позиции, но окончательно приход так и не был отведён от пустыни. Вообще, на Руси «в XVII в. Приходы-монастыри являлись "характернейшим явлением церковной жизни" на Севере. Исследователь пишет, что "это было лишь вынужденное сотоварищество двух по существу противоположных единиц религиозного общения"» писал С.В. Юшков (Юшков С.В. Очерки из истории приходской жизни на Севере России в XV-XVII вв. СПб., 1913. С. 91-92)
http://www.sedmitza.ru/text/840832.html). Но после 1764 года, перестав существовать, пустынь окончательно уступила место приходу, став приходской церковью.
На сайте
http://belolikovi.narod.ru есть список священников, служивших в церкви, когда она уже была приходской с середины XIX века и практически до революции 1917 года.
1864,1865,1875,1881 - Василий Федорович Коротыгин, имеет камилавку, благочинный
1905,1906 - священник Пав. Александрович Смирнов
1907-1909 - священник Александр Соколов
1910 - священник Александр Александрович Чужбойский
с 1906 - священник Александр Соколов
с 1915, 1916 - священник Александр Николаевич Соколов
(
http://belolikovi.narod.ru/belozerski_spisok.htm)
Но, как видно из мной ранее изложенного, отсутствует информация о священниках церкви за целое столетие (с 1764 по 1864 года). Пока таковых сведений мне найти не удалось.
Алтарная часть храма.
Как говорят местные предания, церковь приходской просуществовала до 1920 - 1930-х годов. Когда пошла государственная политика богоборчества, множество церквей и монастырей были закрыты, приходы ликвидированы. Сея участь постигла многие, да что многие, практически все церкви Белозерья, в том числе и эту. С тех пор храм подвергся осквернениям и разрушается.
Подходя к церкви, я не надеялся увидеть что-то отличное от того, что видел в посещённых мной заброшенных и полуразрушенных церквях по белозерской округе, да и не только по белозерской. Но, когда я вошёл под своды храма, пройдя через колокольню и почти полностью разрушенную трапезную, то был поражён увиденным - завалов в храме не было, пол подметён, осыпавшаяся штукатурка собрана аккуратно в кучи по углам,
а в нише алтарной части стоят несколько икон и свеча.
Храм оказался «обитаемым». Кто-то приходит сюда, старается поддерживать пусть и примитивные, но чистоту и порядок и возносит молитвы к Богу, а значит храм этот, возможно, имеет, хоть и сверхмизерный, но шанс быть когда-нибудь восстановленным и продолжить свою историю, длящуюся уже на протяжении без малого пять веков, со времён Ивана Грозного. А где ныне находятся мощи святого преподобного Иродиона Илоезерского - то мне неведомо. В различных источниках встречается разная информация о местонахождении мощей - где-то говорится, что мощи преподобного «покоялись», где-то - «покоятся» под спудом этого храма, более-менее достоверной информации по этому вопросу мне пока найти не удалось.
Вот уменьшенный фрагмент генштабовской карты Лозско-Азатского и Родионского (бывшего Илозера) озёр.
К сожалению, при уменьшении изображения качество картинки сильно ухудшилось.
Вот увеличенный фрагмент Родионского озера с предыдущей карты.
Крестом указано местонахождение бывшей Иродионо-Илоезерской Богородице-Рождественской Междуозерской) пустыни.