На мой непросвещенный взгляд, одной из главных причин тех катаклизмов, которые пережил ингушский народ в последние 20-25 лет, является слабость, а возможно и отсутствие тех людей, которых ныне называют национальной элитой. Я специально покопался в научной литературе, чтобы лучше понять этот модный нынче термин "национальная элита".
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛИТА. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Оказывается, в научной литературе существует более тысячи определений этого термина. По крайней мере так утверждают некоторые исследователи. При этом отмечается и наличие негативной оценки в обществе людей, входящих в эти самые элиты − это либо богачи, "укравшие" у народа его достояние, либо высокопоставленные прожигатели жизни… Это, конечно, мнение по преимуществу маргиналов, но тем не менее…
КАКОВЫ ЖЕ ПРИЗНАКИ ЭЛИТЫ?
Из всего того, что я вычитал об этом в специальной литературе мне понравилось следующее: «Элита − очень пестрая и внутренне противоречивая группа представителей своего народа, члены которой, в силу наследственности, воспитания или своеобразия собственного жизненного пути, обладают тремя существенными признаками, общими для всех ее членов».
Каковы же эти три существенных признака?
1.Они (члены элиты) обладают выдающимися организаторскими способностями, умеют подчинять себе окружающих и за счет этого достигают значительных результатов в своей основной деятельности. Их главная функциональная задача − организовать жизнь общества, осмысливать вектор его развития задавать новые курсы и цели;
2.Эти люди являются авторитетами, стремятся занять формальные или неформальные лидерские позиции, их высказывания, действия и оценки способны формировать позицию большого числа людей, мотивировать их на действие или бездействие;
3.Эти люди осознают свою общность с себе подобными, умеют организовать совместную деятельность, направленную на достижение общих групповых интересов.
Таким образом, можно констатировать, что элита - это совокупность выдающихся личностей, организаторов, управленцев и интеллектуалов своего народа. К ним относятся и олигархи, и писатели, и ученые, врачи, педагоги и т.д., достигшие значимых успехов на своем поприще. Но элита это не тогда, когда люди так себя называют сами, а когда они ведут себя соответствующим образом. Мировая история и история любой отдельно взятой страны - это история конкуренции элит как внутри народов и государств, так и между ними.
ЕСТЬ ЛИ У НАС НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛИТА?
Сразу же оговоримся, речь не идет о тех людях, которые волею различных обстоятельств были или сегодня находятся во властных структурах. По факту они тоже элита, но путь «на верх» многих из них обусловлен другими иногда и случайными факторами.
Национальные элиты не возникают в одночасье. Их вызревание - долгий процесс, длится десятилетиями и веками. Может быть, кому-то это утверждение покажется спорным, но я согласен с теми, кто говорит, что народ, в значительной степени, создается своей элитой, возникает и развивается вследствие ее деятельности. И вот здесь, на мой взгляд, ингушам на определенном этапе своего развития не повезло. Известно, что еще в XIX веке наш нынешний народ не был единым целым, а делился на галгаевцев, цоринцев, назрановцев… Каждое из этих обществ жило своей жизнью. Мы находим этому подтверждение у Чаха Ахриева. По его словам, в горах, где ингуши жили отдельными самостоятельными родственными обществами, состоящими из 100−150 душ обоего пола, каждый аул или общество управлялись старшими членами семей. Лишь при большой общей опасности все аулы соединялись под управлением старших всех аулов. В этих условиях могли быть и были элиты аульные или общинные, но не было условий для возникновения и развития национальной элиты.
Мы с гордостью говорим о том, что у нас никогда не было князей и других привилегированных групп. А ведь в те далекие времена эти люди и могли бы быть теми, кого сегодня называют национальной элитой. Наши предки, на примере соседей, видели необходимость иметь таких людей и, по преданию, даже собрались для избрания князя на сход, но не получилось. Вместо князей у нас правили старейшины. А кто такой старейшина? Старший по возрасту. В молодости и в зрелые годы он мог быть серой, ничем не выдающейся личностью, а став старшим в роду обретал власть. Да и будь он семи пядей во лбу, его заботы ограничивались рамками своего аула, рода.
Это положение 100−150-летней давности прямо спроецировано на сегодняшний день Ингушетии. У нас по-прежнему нет общенациональной элиты, а есть лишь кланы, группы кланов, переплетенные между собой системой родственных, коммерческих и иных связей. А может ли быть иначе, если с первых дней постсоветского времени мы начали культивировать возрождение тейповых отношений, тейповых мифологий и т.д. и т.п., проводить тейповые и фамильные съезды. К слову сказать, это безнадежное дело. Другие времена, другие условия жизни, отсутствие коллективной ответственности за поступки отдельного человека делают институт тейпа неэффетивным. Бывшие некогда малочисленными, тейпы неимоверно разрослись и достигают подчас 30−40−50 тысяч. О каком братстве здесь может идти речь?! О каких общих интересах, задачах?! Перефразируя классика, можно сказать − в одну телегу впрячь не можно олигарха, врача, программиста, землепашца… А если и впряжем, то получим крыловских лебедя, рака и щуку. Решения, которые принимаются на наших тейповых и фамильных съездах, это пустой звук, они никого ни к чему не обязывают и тут же забываются. И кланы у нас складываются не по тейповым признакам, а на основе более близкого родства по всем направлениям (родственники по линии матери, жены, дети братьев, сестер). Таким образом, наши попытки возродить культ тейпа − пустые хлопоты, но они существенно тормозят наше движение к складыванию общенационального сознания, национальной идеи, формирование национальной элиты.
Уверен, многими вышесказанное будет встречено в штыки. Раздадутся голоса, что автор хочет лишить наш народ того, что отличает его от других народов, т.е. нашей ингушскости, если можно так сказать. Но, как показывает наша собственная история и история других народов, другого пути у нас просто нет. В противном случае мы обречены остаться на обочине жизни и прозябать. Есть отдельные выдающиеся личности, организаторы, управленцы, но нет их совокупности. Каждый «возделывает свою поляну» для себя, но нет общей заботы, общих планов во благо народа. Один, заработав в Ингушетии капиталы, уехал в Москву и говорит, что его с Ингушетией ничего не связывает. Другой вроде бы и не равнодушен к судьбе своего народа, но ждет, чтобы его попросили, пригласили. Третий вообще молчит и не высказывается на тему судеб своих соплеменников. Четвертые, десятые и т.д. собираются в Москве и требуют от Ю.Б. Евкурова пресечь коррупцию на корню. Вопрос ими ставится так, будто во всем нашем великом и большом государстве только в Ингушетии и есть коррупция, а породил ее никто иной как Ю. Евкуров. Эти господа забывают или делают вид, что не помнят, как эта самая коррупция пышным цветом цвела и в бытность их у власти. Это омерзительное явление присутствует во всей нашей стране, и нужна общегосударственная система мер, чтобы его устранить. Уж как с коррупцией боролся Р. Аушев, доходило даже до смешного, но и он, уходя в отставку, в своей прощальной речи на Съезде народа Ингушетии признал, что не смог в этом добиться успеха.
Но мы все об управленцах и политиках, а где же наша элита из числа ученых, писателей, врачей, педагогов… Они, как всегда, скромно в сторонке. Для нашего народа их мнения и суждения не интересны и не авторитетны. И так было всегда. Мне вспоминается последний день ингушского митинга в январе 1973 года. Власти, как выяснилось позже, решили наступающей ночью разогнать митинг силой, а днем предприняли последние усилия уговорить людей разойтись мирно. И кому вы думаете они это поручили? Может быть, писателю, директору завода, главному врачу больницы, профессору университета? Нет и еще раз нет. Они знали, кто у ингушей в авторитете. Это дело было доверено руководителям крупных торговых организаций. С тех пор ничего не изменилось в лучшую сторону. Напротив, толстосумы теперь в законе, почет и уважение к ним еще более возросли. И наша интеллигенция с этим смирилась и как бы расписывается в своем бессилии. От ее представителей не услышишь рассуждений и мыслей о настоящем и будущем нашего народа. А ведь мы сегодня переживаем сложнейший этап своего развития. Под угрозой исчезновения та самая ингушскость, которую пытаются подменить импортной идеологией и образом жизни. Кто же этому будет противодействовать, если не интеллигенция? Но она, похоже, живет по принципу − нас не тронь и мы не тронем. А народ пусть растворится в чужой цивилизации?!
Отдельная тема - управленческая элита. С ней у нас, как и по всей стране, беда. Создание государственной управленческой элиты на пустом месте - тяжелый и очень долгий процесс. До недавнего времени у нас здесь преобладало требование личной преданности, а не поиск новых эффективных людей. В последнее время подходы к этой проблеме, как мне представляется, изменяются в лучшую сторону. В биографических данных вновь назначаемых на различные должности людей то и дело встречаешь, что они работали в крупных экономических и коммерческих структурах Москвы, Ставрополья и других регионов страны. И это очень хорошо, потому что вариться в собственном соку десятилетиями - смерти подобно для любого небольшого народа.
Я высказал здесь то, что наболело, что вызывает тревогу и опасения. Не претендую на роль носителя истины в последней инстанции. Буду рад, если публикация вызовет хотя бы какой-то резонанс и отклики читателей, пусть и не лицеприятные.
Абу ГАДАБОРШЕВ
Общенациональная газета Республики Ингушетия "Сердало", № 168 (11102), 19 ноября 2013 г.
http://gazeta-serdalo.ru/