О днѣ Празднованія Св. Пасхи (противъ суеслововъ).

Mar 14, 2017 19:04

Оригинал взят у oseraphim в О днѣ Празднованія Св. Пасхи (противъ суеслововъ).


Изъ Апостольскихъ правилъ.
Правило 7-ое.       А́ще кто, Епископъ, или́ пресви́теръ, или діаконъ Святы́й День Пасхи прежде Весе́нняго равноде́нствія съ Іудеями пра́здновати будетъ: да будетъ изверженъ отъ священнаго чина. (Ап. 64, 70, 71; Трул. 11; Антіох. 1; Лаод. 37, 38; Карѳ. 51, 73, 106).
       О времени, въ которое надлежи́тъ ежегодно праздновать Праздникъ Хрiстова Воскресенія, какъ это установлено на I Вселенскомъ Соборѣ, мы говоримъ въ толкованіи 1 правила Антіохійскаго Собора. Во время до I Вселенскаго Собора, когда и было и́здано это правило, въ разныхъ Помѣстныхъ Церква́хъ были совершенно различные обычаи, чтó служило поводомъ къ возникновенію многихъ распрей и къ созы́ву частыхъ Соборовъ. И только Отцы I Вселенскаго Собора утвердили относительно этого общій Законъ для всей Церкви.
       Прежде всего это правило указываетъ на астрономическій моментъ для опредѣленія дня, въ который хрiстіане должны праздновать Хрiстово       

Воскресеніе, принимая за мѣ́рило Весеннее равноденствіе, и затѣмъ предпи́сываетъ, чтобы празднованіе Воскресенія никогда не совпадало со временемъ празднованія Іудеями ихъ пасхи. То же самое предписывается и Апостольскими постановленіями (V, 17). Поводомъ къ изданію этого правила послужила, по всей вѣроятности, іудеохрiстіанская секта евіони́товъ, утверждавшая между прочимъ, что воспоминаніе Хрiстова Воскресенія должно праздноваться въ 14 день Еврейскаго мѣсяца Ниса́на, когда празднуется и Іудейская пасха, такъ какъ ни однимъ закономъ, по ученію этой секты, не было отмѣнено для хрiстіанъ постановленіе о днѣ празднованія Пасхи Ветхозавѣтной Церкви. Но Іудеи употребляли для исчисленія времени не Солнечный годъ, а Лунный, и мѣсяцъ Ниса́нъ начинали новолуніемъ, ближайшимъ къ Весеннему равноденствію. Такъ какъ Лунный годъ на нѣсколько дней короче Солнечнаго, то при такомъ исчисленіи бо́льшею частью случалось, что Іудеи праздновали свою пасху раньше Весенняго равноденствія. Для указанія на различіе между Пасхой Ветхозавѣтной и Новозавѣтной, не имѣющихъ между собою ничего общаго, и для устраненія всякой о́бщности въ Священныхъ обрядахъ между хрiстіанами и Іудеями, къ тому же, чтобы осудить обычай, проникшій отъ евіони́товъ и къ нѣкоторымъ Православнымъ священнымъ лицамъ, - правило предписываетъ всѣмъ наблюдать Весеннее равноденствіе и только послѣ него праздновать воспоминаніе Хрiстова Воскресенія, а отнюдь не вмѣстѣ съ Іудеями. Духовное лице, нарушившее это, подвергается по правилу изверженію изъ священнаго сана.
       Источникъ: «Правила (Κανόνες) Православной Церкви съ толкованіями Никоди́ма, Епископа Далмати́нско-Истрíйскаго». Томъ I. - Переводъ съ Сербскаго. - Приложеніе къ журналамъ: «Церковный Вѣстникъ» и «Хрiстіанское Чтеніе». - СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1912. - С. 65-66.

Изъ правилъ Святаго Помѣстнаго Собора Антіохійскаго.
Правило 1-ое.       Всѣ дерза́ющіе наруша́ти опредѣленіе Свята́го и Великаго Собора въ Нике́и бы́вшаго, въ присутствіи Благочести́вѣйшаго и Боголюбе́знѣйшаго Царя Константина, о Святомъ Праздникѣ Спасительныя Пасхи, да будутъ отлучены́ отъ общенія и отвержены отъ Церкви, а́ще продо́лжатъ любопри́тельно возстава́ти проти́ву до́браго установленія. И сіе́ рече́но о міря́нахъ. А́ще же кто изъ предстоя́телей Церкви, Епископъ или́ пресви́теръ, или́ діаконъ, послѣ сего́ опредѣленія, дерзне́тъ къ развращенію людей, и къ возмущенію Церквей, осо́битися, и со Іудеями соверша́ти Пасху: такова́го Святый Соборъ отнынѣ уже́ осуждаетъ бы́ти чу́ждымъ Церкви, я́ко содѣ́лавшагося не то́кмо вино́ю грѣха для самаго себя, но и вино́ю разстройства и развращенія многихъ. И не то́кмо таковы́хъ Соборъ отрѣша́етъ отъ священнослуженія, но и всѣхъ дерза́ющихъ бы́ти въ общеніи съ ними, по ихъ изверженіи изъ священства. Изверженные же лишаются и внѣшнія чести, каковы́я были они прича́стны по Святому правилу и Божію священству. (Ап. 7, 64, 70, 71; II Всел. 7; Трул. 11; Лаод. 7, 37, 38; Карѳ. 34, 51, 73, 106).
       ...Вопросъ [о днѣ празднованія Пасхи] былъ вновь затронутъ въ 325 г. на Первомъ Вселенскомъ Соборѣ. Соборъ за́нялся пересмотромъ этого вопроса съ намѣреніемъ предупредить однимъ общимъ рѣшеніемъ всякій могу́щій возникнуть по этому поводу споръ и водворить единообра́зіе для всей Церкви. Прежде всего, на основаніи 7 Ап. правила было рѣшено, что Хрiстіанская Пасха не должна праздноваться въ   т о т ъ   д е н ь,   когда празднуютъ свою пасху Іудеи. Далѣе, на основаніи Новозавѣтнаго Ученія о седьмомъ днѣ, рѣшено, что Хрiстіанскую Пасху нужно всегда праздновать въ Воскресеніе. Наконецъ, рѣшено, что для указанія времени года, въ которое надлежи́тъ праздновать Хрiстіанскую Пасху, должно всегда служить первое полнолуніе послѣ Весенняго равноденствія. На основаніи всего этого объя́влено слѣдующее рѣшеніе:
       1) Хрiстіанскую Пасху должны всѣ праздновать въ Воскресеніе,
       2) это Воскресеніе должно приходи́ться послѣ перваго полнолунія, наступающаго послѣ Весенняго равноденствія.
       3) Если случится, что въ   т о́ ж е   Воскресеніе придется и Іудейская пасха, то Хрiстіанская Пасха должна праздноваться въ слѣдующее за тѣмъ Воскресеніе.
       Матѳей Власта́рь въ своей «Алфави́тной Синта́гмѣ» пишетъ объ этомъ слѣдующее: «Относительно нашей Пасхи необходимо обращать вниманіе на четыре постановленія, изъ которыхъ два содержатся въ Апостольскомъ правилѣ, а два веду́тъ начало изъ непи́саннаго Преданія:
       первое - мы должны праздновать Пасху послѣ Весенняго равноденствія (μετὰ ἰσημερίαν ἐαρινήν),
       второе - не праздновать ее вмѣстѣ съ Іудеями   в ъ   о д и н ъ   д е н ь;
       третье - не просто послѣ равноденствія, но послѣ перваго полнолунія, имѣ́ющаго быть послѣ равноденствія, и
       четвертое - послѣ полнолунія не иначе, какъ въ первый день седми́цы» (Алѳ. Синт., VI, 420).
       Это рѣшеніе Нике́йскаго Собора стало обязательнымъ для всей Церкви, и имъ руководствуется и теперь наша Православная Церковь [папа Григорій XIII далъ Римской церкви въ 1582 г. новый календарь, я́кобы исправленный, а слѣдовательно и новую пасха́лію. Однако, по этому «исправленному» календарю Латиня́не впада́ютъ въ такія ошибки относительно времени празднованія Пасхи, какихъ никогда не дѣлаютъ Православные со своимъ «неисправленнымъ» календаремъ. Такимъ образомъ Латиня́не часто празднуютъ Пасху или прежде Іудеевъ или съ Іудеями. Возьмемъ для примѣра XIX вѣкъ, причемъ вмѣстѣ съ Іудеями Латиня́не праздновали Пасху въ 1805, 1825, 1853, 1854, а прежде Іудейской пасхи - въ 1839, 1840, 1842, 1843, 1845, 1846, 1849, 1850 и 1856].
       Для того, чтобы впредь не возникали прежніе безпорядки изъ-за дня, въ который ежегодно до́лжно праздновать Хрiстово Воскресеніе, и слѣдовательно, чтобы вся Церковь праздновала этотъ Праздникъ въ одинъ и тотъ же день, Нике́йскіе Отцы постановили, что Александрійскій Епископъ долженъ каждый годъ въ опредѣленное время объявлять, въ какой день текущаго года надлежи́тъ праздновать Хрiстово Воскресеніе [еще въ III вѣкѣ былъ обычай, по которому Александрійскій Епископъ особымъ Посланіемъ объявлялъ подчиненнымъ ему въ Егνптѣ Епископамъ о днѣ Хрiстіанской Пасхи и въ связи́ съ этимь о днѣ, въ который начинался въ тотъ годъ Великій Постъ. Такія Посланія назывались «Праздничными Посланiями». Евсе́вій, Іерони́мъ и др. упоминаютъ о такихъ Посланіяхъ Діонсія Александрійскаго (246-264) и Аѳанасія Великаго († 373), которыя впрочемъ не сохранились въ цѣлости. Отъ Кирилла Александрійскаго ихъ дошло до насъ 29 († 444). По другимъ областны́мъ Церква́мъ объявлялось объ этомъ ежегодно надлежа́щими Соборами (Карѳ. 34, 51, 73)].
       Поручено же это было Александрійскому Епископу потому, что Егνпетъ славился тогда знатоками лучшаго исчисленія времени. Ключемъ къ тому, когда именно нужно праздновать Воскресеніе Хрiстово, служитъ взятый для этого девятна́дцатилѣ́тній мѣсячный кругъ, тотъ самый, который при́нятъ былъ въ Александріи и послѣ котораго полнолунія и фазы Луны приходились въ тѣ же дни мѣсяца, какъ и предъиду́щія. Полнолуніе послѣ Весенняго равноденствія въ теченіе этого девятна́дцатилѣ́тняго круга приходилось въ различные дни мѣсяцевъ - Марта и Апрѣля, причемъ всегда отъ 21 Марта до 18 Апрѣля.
       Въ промежутокъ этого времени и бываетъ Іудейская пасха, т.-е, въ одинъ изъ этихъ 39 дней приходится 14-ый день перваго мѣсяца или первое Весеннее полнолуніе. А такъ какъ установлено, что Хрiстіанская Пасха не должна совпадать съ Іудейскою, а должна быть въ первое Воскресеніе послѣ нея́, то можетъ случиться, что Хрiстіанская Пасха придется и послѣ 18 Апрѣля; а если бы случилось, что Іудейская пасха падетъ именно на этотъ день, т.-е. на 18 Апрѣля, которое придется въ Воскресеніе, то Хрiстіанская Пасха празднуется 25 Апрѣля, т.-е. въ слѣдующее Воскресеніе. Но бываетъ и такъ, что Іудеи не обращаютъ до́лжнаго вниманія на изли́шнее число дней послѣ опредѣленнаго числа поворотовъ мѣсяца, вслѣдствіе чего и празднуютъ свою пасху иногда раньше, чѣмъ наступятъ полные 14 дней перваго мѣсяца, т.-е, до 21 Марта; въ такомъ случаѣ, говоритъ Власта́рь, Божественный Законъ повелѣваетъ совсѣмъ оставить этотъ мѣсяцъ и перейти на полнолуніе другого мѣсяца, сообразу́я съ нимъ день Хрiстіанской Пасхи, чтобы не праздновать одновре́менно съ Іудеями, а очистить и освободить нашу Пасху отъ Іудейскихъ празднованій, - такъ бывало и бываетъ теперь, чтобы былъ большой промежутокъ [т.-е. разницей въ нѣсколко дней, - прим. iером. Серафiмъ] времени между нашей и Іудейской пасхой.
       Согласно постановленію Никейскаго Собора, Александрійскіе Епископы начали то́тчасъ послѣ него особыми Посланіями извѣщать весь Хрiстіанскій міръ о днѣ Пасхи даннаго года. Съ теченіемъ времени эти Посланія были замѣнены особымъ Каноніо́номъ (Пасха́лія), въ которомъ было обозначено на нѣсколько лѣтъ впередъ, когда, въ какомъ году должна праздноваться Пасха. Первый такой Каноніо́нъ составилъ и издалъ въ 388 году Тимоѳей Александрійскій. Затѣмъ Кириллъ Александрійскій издалъ новый Каноніо́нъ на 95 лѣтъ (отъ 436 до 531 г.), и такъ продолжалось и въ дальнѣйшемъ.
       Постановленіе Никейскаго Собора о времени празднованія Пасхи, хотя и было Постановленіемъ Вселенскаго Собора, тѣмъ не менѣе не могло заставить всѣ Малоазійская Церкви повиноваться ему, такъ что даже и послѣ этого Собора мы встрѣчаемъ нѣкоторыхъ даже Епископовъ, нарушавшихъ это Постановленіе и продолжавшихъ, какъ и прежде, праздновать Пасху одновре́менно съ Іудеями. Противъ такихъ упорныхъ и издано данное Антіохійское правило, налагающее самыя тяжелыя Церковныя наказанія на всѣхъ тѣхъ, будь то міряни́нъ или духовное лице, кто не пожелаетъ подчиняться опредѣленію Никейскаго Собора; при этомъ міряни́нъ подлежи́тъ отлученію и исключенію изъ Церкви, а духовныя лица на Высшихъ Іерархическихъ степеня́хъ, какъ то: Епископы, пресвитеры и діаконы - изверженію; т.-е. ли́ца эти не только лишаются права священнодѣйствовать, но и самаго́ имени священническаго, которое вычеркивается изъ священническаго каталога, послѣ чего они приравниваются къ міря́намъ. Хотя правило не упоминаетъ клириковъ низшихъ Іерархическихъ степене́й, преступившихъ и́зданное Постановленіе, но таковы́хъ до́лжно подразумѣвать среди преступившихъ это постановленіе міря́нъ, т.-е. они должны быть отлучены и исключены изъ Церкви. Правило подвергаетъ такому наказанію не только лицъ, совершившихъ упомянутое преступленіе, но и тѣхъ, которыя осмѣлятся имѣть духовное общеніе съ такими изверженными уже священными лицами.
       Источникъ: «Правила (Κανόνες) Православной Церкви съ толкованіями Никоди́ма, Епископа Далмати́нско-Истрíйскаго». Томъ II. - Переводъ съ Сербскаго. - Приложеніе къ журналамъ: «Церковный Вѣстникъ» и «Хрiстіанское Чтеніе». - СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1912. - С. 50-57.

Хрiстiанство, Церковная исторiя, Анаѳемы, Выписки..., Священное Преданiе, Посланiя Постановленiя Опредѣленiя

Previous post
Up