"
Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство".
Кто-то в чьей-то шкуре... Кто? И в чьей?
(одна ненаучная загадка)
Согласитесь, уважаемый читатели, что поиск необходимой информации в сфере гуманитарных наук (и, более узко, - в сфере истории как научной дисциплины) - дело весьма и весьма серьезное. Конечно, только для тех, кто ответственно подходит результатам своей деятельности. Ведь именно ответственность за результат предъявляет суровые требования к этому самому поиску: желаемая полнота обзора возможных источников информации, а также, что не столь уж и маловажно, качественность самих источников - адекватность и добросовестность представления в доступных исследователям формах (в основном в публикациях) оригинальных артефактов с целью предотвращения их неверной интерпретации.
Однако, для безответственного человека, пусть даже и именующего себя исследователем, все эти детали не имеют ровным счетом никакого значения: зачем что-то выискивать, когда можно ограничиться первым, что попадется под руку, зачем долго сравнивать и уточнять, когда можно быстро и просто выдать условность за реальность и желаемое за действительное... Как вы уже догадались, речь опять пойдет о чудо-исследованиях псевдоисследователя В. Чудинова.
Одним погожим днем Чудинову вдруг взбрело в голову быстро и громко высказаться по какому-нибудь поводу. И повод не заставил себя долго искать: его внезапно "попросили" сделать рецензию на попавшуюся под руку книгу: А. Е. Тарас Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой в XIV-XVII вв. (М: АСТ; Минск: Харвест, 2008. 800 с.). И Чудинов не сдержался, да, собственно, не очень-то и хотелось сдерживаться... Но, поскольку, как мы помним, он все время куда-то и почему-то торопится, читает он очень быстро, зачастую не улавливая даже и смысла прочитанного, а пишет еще быстрее, не находя досуга даже для проверки орфографии в своей писанине. Вот эта самая скорость его и губит: чудиновский "фастрид" (быстрочитка) совсем не предполагает уделения времени на анализ изложенного материала, на его проверку, на уточнения по "тематическому контексту", другими словами - собственно, на научную работу с текстом. А зачем? Ведь он и так - Чудинов! К тому же - еще и целый доктор не каких-нибудь там, а прямо-таки философских наук, неустанно, поистине с хлестаковским размахом, похваляющийся своими умениями и навыками в "методологии науки", и столь же уверенно проявляющий полную беспомощность в
практическом применении этих самых "умений" (количество
разоблачающих шарлатанские выходки Чудинова материалов постоянно увеличивается).
Поскольку Чудинов торопится, рецензировать всю книгу (напомним - 800 страниц) он не стал, поэтому ограничился снисходительным ответом в виде "
Рецензии на начало книги Тараса о войнах Литвы и Московии". От бдительного ока группы противников чудиновщины сей факт
не ускользнул и по Интернету в очередной раз прокатился громкий смех здравомыслящих людей и по поводу чудо-эволюции "Макошь - Макоша - Микеша - Миша" и по поводу "исторических разъяснений", предложенных Чудиновым в области этнографии: "бритты (бритоголовые, то есть, брахманы, духовное сословие) и скотты (скотоводы, то есть, крестьяне). Имелось у кельтов и воинское сословие - пикты (те, кто имел пики)" (правда, так и осталось неясным, почему бритты брили именно головы, а не какие-нибудь другие части тела, и действительно ли скотты не обязаны своим этнонимом инвективной лексике...). Но самые громкие раскаты хохота, как обычно, пришлись на чудо-чтения "неявных надписей" - в этот раз Чудинов очень даже "к селу и к городу" (как ему показалось) приспособил к своей рецензии
картинку из википедии (восходящую к
иллюстрации № 370 в книге Osc. Montelius
Kulturgeschichte Schwedens von den ältesten Zeiten bis zum elften Jahrhundert nach Christus (Leipzig, 1906.
S. 232)) и сконструировал из увиденных им на
этом рисунке линий русские слова (других он там не видит, потому что других там просто-напросто и быть не может!):
Видно, не пошли ему впрок
предупреждения о линиях (пп. 6, 7) на различных рисунках (или ему
всего этого показалось мало), и он гордо решил продолжить свои "научные" опыты... Для начала, конечно, было бы неплохо ознакомиться с литературой вопроса и, в частности, с имеющейся в том же самом Интернете статьей (в вики-статье, с которой "поработал" Чудинов есть прямая ссылка), посвященной как раз изучению проблемы тех самых, заинтересовавших Чудинова персонажей из достаточно авторитетного сборника "
Древнейшие государства Восточной Европы" (бывш. "Древнейшие государства на территории СССР") за 2003 год "
Германисты в атаке на берсерков" (ДГВЕ. 2003. М., 2005. С. 119-131). Но... Знающие "методы" Чудинова, безо всякого сомнения, смогут очень быстро найти одну из причин, возможно вызвавших полное неприятие и игнорирование этой статьи с его стороны (незнающим рекомендуется ознакомиться с
одним из этих "методов" и попытать счастья вновь). Но в данном случае, дело даже не в этом... Даже - не в том, что можно было бы обратить внимание на не очень-то обычную для "простого медведя" иконографию и попробовать свои силы в выяснении соотношения аргументов в пользу интерпретации "медведь / волк". И даже не в том, что Чудинов со свойственным ему размахом сделал фантастические по уровню глупости "выводы": "Из этой гравюры мы узнали не только название Скандинавии в русское время (Скандия) и ее вхождение в Русь Яра, что лично мне было известно еще во времена написания моей книги [5], но и слово БЕР для обозначения медведя. Я его предполагал, но не мог подкрепить письменным примером. Теперь такое доказательство у меня появилось. И, как оказалось, уже тогда он имел прозвище «Миша»" (выделено мною)... И даже - не в выходящем за всякие рамки приличия и здравого смысла "
чтении" московского герба...
Дело-то в том, что Чудинов в очередной раз наступил на заботливо охраняемые огромным количеством явно написанных предупреждающих надписей (хорошо, что не предупредительными выстрелами?) мирно лежащие грабли и стал "читать" зарисовку на тему рельефных изображений... Даже не желая удостовериться в источнике, к которому восходит подвергнутое им наглой издевательской процедуре "чтения" изображение.
Ну и где они - эти дура..."читанные" линии? (обсуждение содержания изображения безо всякого отношения к чудо-чтениям -
здесь).
Причем на мгновенно рвущийся наружу вопрос "ну и кто он после этого?как такое могло случиться?" Чудинов скромно дает ответ в самом конце своей публикации: "
С тех пор, как была отменена государственная цензура...".
Может быть, не стоит потворствовать столь неуемным стремлениям не углубляться в детали и довольствоваться своей собственной, ни на чем объективно не обоснованной интерпретацией?
Или...
Или все-таки - продолжать жить просто, как, например главные действующие лица
этого ролика...
Ведь, согласитесь, есть доля истины в бытующей поговорке "не все то золото, что блестит"...
И, сколько бы Чудинов не маскировался "шкурой" ученого, глупость и детсадовский лепет (полностью заменяющий ему методологию научного исследования) такого масштаба слишком трудно скрыть... Как тут не вспомнить его эпохальный тезис: "
Пока ни один из экспертов меня не опроверг, поскольку никто из академических учёных и не пытался произвести чтение тех же надписей, которые читал я. Поэтому, пока мои данные не признаны недостоверными, они, в силу презумпции научной чистоплотности, считаются ДОСТОВЕРНЫМИ". Вот такой вот у нас Чудинов "чистоплотный"...
Спасибо за внимание!
ser-serg против чудиновщины