Речь, конечно, о пресловутом штампе из Торслунды, который упорно продолжают именовать "изображением Одина". (Я не рассматриваю здесь прочие экзотические интертрепации, которые можно нарыть в Сети, типа "Беовульфа и Гренделя"). Вот она, картинка:
Кто именно запустил идентификацию гражданина в рогатом шлеме как "Одина", мне так и не удалось выяснить. Хронология ссылок у современных авторов заканчивается (в обратном порядке) на "Языческой Скандинавии" Х. Эллис-Дэвидсон, впервые опубликованной в 1967 г. Откуда сама Эллис-Дэвидсон сие почерпнула, неизвестно, так как ссылок у неё нет ("Языческая Скандинавия" по формату чистый научпоп). Допускаю, что это плод воображения каких-то обсмотревшихся постановок Вагнера авторов XIX в. (штампы из Торслунды найдены в 1860-е гг.).
Вокруг этого изображения навыстраивали гору реконструкций "одинических" воинских культов с танцами берсерков (особенно в этом преуспел некий американец Michael Speidel; он, правда, явный маргинал, но подобное попадает и в творения вполне академичных авторов). Никого не смущает, что:
1) ни один источник не упоминает, что Один ходил аж с двумя копьями,
2) ни в одном источнике Один не предстаёт в виде молодого безбородого пехотинца (а не старого бородатого всадника; существуют достоверные изображения Одина на готландских камнях VIII в., и они вполне согласуются с текстами),
3) нет никаких сведений о рогатом шлеме Одина.
Кажется, единственнный повод умозаключить, что это "Один" - видимое "одноглазие" персонажа с Торслундского штампа. Впрочем, у иконографически идетичного персонажа с англосаксонской пряжки из Финглшема -
с глазами явно всё в порядке (как и у других "рогатых" персонажей более позднего времени). Поэтому Дж. Кэмпбелл со товарищи (Campbell J., John E., Wormald P. The Anglo-Saxons. - Penguin Books, 1991. P. 48) осторожно говорят о её связи с "Одиническими культами" (ещё бы, раз два глаза, то обозвать Одином уже проблематично).
Вживую я, конечно, Торслундский штамп не видела, но наиболее качественные фотоснимки заставляют предположить, что "одноглазие" - просто дефект металла. Дефекты могут быть двоякого рода. Первый вариант - скол. Однако технические описания Торслундского штампа не содержат упоминаний о сколах (трудно предположить, что специалисты не заметили бы механического повреждения). Остаётся второй вариант - дефект отливки. При попадании в форму воздушного пузырька мелкие детали изображения могут пострадать именно таким образом (я как-то делала гипсовую отливку, и купидон на барельефе остался без мизинца ноги). Мне кажется, перед нами именно такой дефект.
Ну, а кто же всё-таки изображён на штампе? Вообще я скептично отношусь к возможности интерпретации, но, если уж нужны гипотезы... У меня гипотеза абсолютно тупая и примитивная: это Месяц. Который, как мы помним по Младшей Эдде, убегает от волка. Возможно, перед нами просто-напросто костюмированный ритуал по случаю лунного затмения.
(если кто уже высказывал такую гипотезу раньше, заранее прошу прощения за неосознанный плагиат)