С Торжеством, православные!

Feb 21, 2010 15:39

Сегодня - один из достаточно интересных в церковно-историческом плане дней: празднование Торжества Православия.

Церковнославянский текст богослужения этого дня в современной Постной Триоди (О самой Постной Триоди можно посмотреть статьи А.А. Дмитриевского и Г. Битбунова) в гражданской графике размещен здесь (есть он также, в сопровождении минимума дополнительной информации, и в Библиотеке достопочтенного о. Якова Кротова). Фотокопии страниц современного издания Постной Триоди с этим же текстом выложены здесь.  Для особо любознательных можно предложить тексты более ранние... Так, например, в сети есть фотокопии Триодей конца XIV и XV веков, созданные тщанием насельников Троице-Сергиевой Лавры. Соответственно в первой рукописи нас интересуют лл. 68об.-75, а во второй - лл. 96об.-105. Однако, кроме рукописных Триодей значительный интерес могут представлять и печатные Триоди (дониконовские издания: 1556, 1589, 1607, 1621, 1630, 1635, 1640, 1642, 1650. Последнее из перечисленных изданий не так давно было шикарным образом репринтировано для нужд старообрядческой церкви и при определенной доли везения может попасть в руки счастливых знатоков "рыбных мест". Фотокопии какого-либо из этих изданий обнаружить в сети мне не удалось /зато есть Цветная Триодь 1630 г./, но, для особо-особо интересующихся есть Кормчая, а для общей справки можно заглянуть вот сюда). Сравнительная таблица указанных богослужебных текстов (греч. - ц.-слав. - рус. в пер. о. Амвросия (Тимрота)) приведена здесь. Текст из печатной греческой Триоди (римское издание 1879 г.) приложен здесь. Интересующиеся могут посравнивать перечисленные (и, если добудут - иные) тексты как в лексическом, так и в семантическом планах. Причем, как мне лично кажется, из этого сравнения, при добавлении хорошего исторического обзора, вполне может получится очень даже неплохая курсовая работа - преподношу в качестве подарка будущим защитникам (или - защитницам) Отечества от фоменковщины, чудиновщины и прочей душащей нашу многострадальную культуру глупости и бескультурья.

Информацию об анафематизмах, входивших в специальный чин (Синодик в неделю Православия) можно отыскать здесь. Фотокопии книги Ф.И. Успенского "Синодик в Неделю Православия: Сводный текст с приложениями" (Одесса, 1893). можно найти здесь и здесь (последний из указанных ресурсов - достаточно представителен в плане дореволюционной богословской, богослужебной и церковно-исторической литературы).

Отдельно следует сказать про "историю с анафематствованием Л. Толстого". Полезно ознакомиться с полным текстом «отлучения» (1901) Льва Толстого от православной церкви (не в последнюю очередь из-за маловразумительного «объяснения» Евхаристии в не прошедшей цензуру 39-й главе «Воскресения» (1899), деталями спора с духовенством, предшествовавшего определению Синода и, конечно же, с Ответом Синоду самого Л. Толстого, его "Обращением к духовенству" и Ответом на это обращение со стороны о. Иоанна Кронштадтского (есть этот ответ и в Президентской библиотеке). Ну а те, кому очень повезет, смогут приобрести где-нибудь целую книгу, посвященную этой проблеме (некоторый интерес может представлять и недавнее обращение с просьбой о снятии отлучения). Собственно «провозглашения анафемы» как такового в Неделю Православия, когда зачитываются «анафематизмы» и «многолетия», по всей вероятности так не было. Известна повесть А. Куприна «Анафема» (1913) уже с нарочитым специальным описанием «провозглашения» этой анафемы, но, скорее всего, это - «художественный вымысел».
О различении «проклятия» в нашем современном обиходном понимании и церковного «отлучения от Церкви» на примере Л. Толстого можно посмотреть здесь (более подробно о церковном анафематствовании и личности Л. Толстого в этом аспекте).
С праздниками, соотечественники!

текстология, ad usum scholarum, библиография, торжество Православия

Previous post Next post
Up