Сегодня - один из достаточно интересных в церковно-историческом плане дней: празднование
Торжества Православия.
Церковнославянский текст богослужения этого дня в современной Постной Триоди (О самой Постной Триоди можно посмотреть статьи
А.А. Дмитриевского и
Г. Битбунова) в гражданской графике размещен
здесь (есть он также, в сопровождении минимума дополнительной информации, и в
Библиотеке достопочтенного о. Якова Кротова). Фотокопии страниц современного издания Постной Триоди с этим же текстом выложены
здесь. Для особо любознательных можно предложить тексты более ранние... Так, например, в сети есть фотокопии Триодей
конца XIV и
XV веков, созданные тщанием насельников Троице-Сергиевой Лавры. Соответственно в первой рукописи нас интересуют лл.
68об.-
75, а во второй - лл.
96об.-
105. Однако, кроме рукописных Триодей значительный интерес могут представлять и печатные Триоди (дониконовские издания:
1556, 1589, 1607, 1621, 1630, 1635, 1640, 1642, 1650. Последнее из перечисленных изданий не так давно было шикарным образом репринтировано для нужд старообрядческой церкви и при определенной доли везения может попасть в руки счастливых знатоков "рыбных мест". Фотокопии какого-либо из этих изданий обнаружить в сети мне не удалось /зато есть
Цветная Триодь 1630 г./, но, для особо-особо интересующихся есть
Кормчая, а для общей справки можно заглянуть вот
сюда). Сравнительная таблица указанных богослужебных текстов (
греч. - ц.-слав. - рус. в пер.
о. Амвросия (Тимрота)) приведена
здесь. Текст из печатной греческой Триоди (римское издание 1879 г.) приложен
здесь. Интересующиеся могут посравнивать перечисленные (и, если добудут - иные) тексты как в лексическом, так и в семантическом планах. Причем, как мне лично кажется, из этого сравнения, при добавлении хорошего исторического обзора, вполне может получится очень даже неплохая курсовая работа - преподношу в качестве подарка будущим защитникам (или - защитницам) Отечества от фоменковщины, чудиновщины и прочей душащей нашу многострадальную культуру глупости и бескультурья.
Информацию об анафематизмах, входивших в специальный чин (Синодик в неделю Православия) можно отыскать
здесь. Фотокопии книги Ф.И. Успенского "Синодик в Неделю Православия: Сводный текст с приложениями" (Одесса, 1893). можно найти
здесь и
здесь (последний из указанных ресурсов - достаточно представителен в плане дореволюционной богословской, богослужебной и церковно-исторической литературы).
Отдельно следует сказать про "историю с анафематствованием Л. Толстого". Полезно ознакомиться с полным текстом «отлучения» (1901) Льва Толстого от православной церкви (не в последнюю очередь из-за маловразумительного «объяснения» Евхаристии в
не прошедшей цензуру 39-й главе «Воскресения» (1899), деталями
спора с духовенством, предшествовавшего определению Синода и, конечно же, с
Ответом Синоду самого Л. Толстого, его "
Обращением к духовенству" и
Ответом на это обращение со стороны о. Иоанна Кронштадтского (есть этот ответ и в
Президентской библиотеке). Ну а те, кому очень повезет, смогут приобрести где-нибудь
целую книгу, посвященную этой проблеме (некоторый интерес может представлять и недавнее
обращение с просьбой о снятии отлучения). Собственно «провозглашения анафемы» как такового в Неделю Православия, когда зачитываются «анафематизмы» и «многолетия», по всей вероятности так не было. Известна повесть А. Куприна «
Анафема» (1913) уже с нарочитым
специальным описанием «провозглашения» этой анафемы, но, скорее всего, это - «художественный вымысел».
О различении «проклятия» в нашем современном обиходном понимании и церковного «отлучения от Церкви» на примере Л. Толстого можно посмотреть
здесь (более
подробно о церковном анафематствовании и личности Л. Толстого в этом аспекте).
С праздниками,
соотечественники!