1. Листая старинный четырехтомник
Н.К. Шильдера "
Император Александр Первый. Его жизнь и царствование" (СПб., 1904-1905),
встретил во втором томе не слишком широко распространенный портрет
этого императора:
Судя по
описанию копии, хранящейся в ГМИИ им. А.С. Пушкина (Инв. ГР-74066), данное изображение восходит к оригинальной картине
А.О. Орловского, датируемой 20-ми годами XIX века.
Интересно и то обстоятельство, что кисти того же самого А.О. Орловского принадлежит весьма схожая по композиции карикатура "
Французский эмигрант Дю Селон" (датируется 1806 г.)
Сравним оба изображения:
Здесь мы видим те же самые элементы: 1) парапет набережной, 2) парусник на Неве, а также 3) Петропавловская крепость (хотя в "Эмигранте" башня слишком приземиста и увенчана флагом, за фигурой "эмигранта" как раз угадывается та же самая Петропавловская крепость). Можно ли назвать такого рода "возвращение к старому сюжету" шалостью художника (учитывая разницу изображенных персонажей)? Почему бы и нет?..
2. Однако, что намного более интересно, точно такой же набор элементов можно встретить ещё на одном - на этот раз уже необычайно широко известном - рисунке, а именно... на пушкинском наброске иллюстрации к XLVIII строфе I главы "Евгения Онегина". Вспомним связанную с ним историю.
В десятых числах ноября (датировка уточнена в четырехтомнике "Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина":
т. 1, с. 456) 1824 года, будучи в Михайловском, поэт пишет письмо брату - Льву Сергеевичу, которому он за несколько дней до этого передал для напечатания рукопись первой главы "Евгения Онегина" - и делает эскиз-набросок предполагаемой иллюстрации. Обратим внимание на текст письма:
(под номером 113 данное письмо публикуется в XIII томе Большого академического Полного Собрания сочинений А.С. Пушкина (М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937-1959; переиздано в 19-ти томах: М.: Воскресенье, 1994-1996. В шеститомнике Сочинений А.С. Пушкина, изданном под редакцией
С.А. Венгерова данное письмо имеет номер 98 и помещено в пятом томе на с. 532 с датировкой "ноябрь 1824 г.". В трехтомном издании
Переписки А.С. Пушкина под ред.
В.И. Саитова (СПб., 1906-1911) это письмо имеет номер 104 и помещено в первом томе на с. 143 с датировкой "Ноябрь, 1824"; в трехтомном - позднее дополненном четвертым томом - издании "Пушкин. Письма" (1926-1935) под редакцией и с обширнейшими примечаниями
Б.Л. Модзалевского и его сына
Л.Б. Модзалевского данное письмо имеет номер 104 и помещено в первом томе (с. 96) с датировкой "начало ноября 1824 г.").
Как хорошо видно по тексту, поэт тщательно описывает необходимые - "...чтоб всё в том же местоположении. Та же сцена, слышишь ли? Это мне нужно непременно" - элементы: парапет набережной ("должен быть опершися на гранит"), лодку (парусник на рисунке) и Петропавловскую крепость. Только в данном случае, на пушкинском рисунке уже не одна фигура (как было на только что рассматривавшихся нами изображениях), а две:
(данное воспроизведение скомбинированного
автографа с пушкинским рисунком и поясняющим текстом взято из "венгеровского" шеститомного издания Сочинений А.С. Пушкина (
переиздано в 2015 г.): т. 3, с. 245).
(данное воспроизведение двух страниц документа взято из репринтного издания Полного собрания сочинений А.С. Пушкина (Т. XIII. М.: Воскресенье, 1996. Помещено между сс. 120 и 121)).
В результате сравнения приведенных выше работ А.О. Орловского (карикатуры и портрета императора) с данным пушкинским эскизом напрашивается гипотеза о том, что Пушкин, узнав об этих изображениях, "захотел пошутить"...
Вполне возможно, что Лев Сергеевич, навещавший высланного из Одессы в село Михайловское опального брата, привез какие-либо книги или журналы, где А.С. Пушкин и смог увидеть репродукцию одной из работ А.О. Орловского (или сделанных другими художниками копий, поскольку работа по чужим оригиналам в те годы была
обычным делом) и в его голове - уже после отъезда Льва с рукописью первой главы - созрела "игривая" мысль: спародировать портрет Александра I (или же - более раннюю карикатуру - с аллюзией к портрету здравствовавшего императора).
3. С другой стороны, тот текст из "Евгения Онегина", который предполагалось иллюстрировать, собственно говоря, включает упоминание о лодке, и о местоположении напротив крепости ("Евгений Онегин", I глава, строфа XLVIII):
(Фрагмент из последнего прижизненного издания "Евгения Онегина". По каталогу "
Пушкин в печати. 1814-1837" (М., 1938, с. 134), подготовленному
Н.А. Синявским и
М.А. Цявловским, это издание - № 1183 - вышло в свет не позднее 19 января 1837-го года).
По приведенному описанию вполне определенно можно представить то место, которое имеется в виду. Персонажи ("...и нас пленяли вдалеке") находятся возле парапета набережной ("...и опершися на гранит"), причем с той же стороны, что и Миллионная улица ("...отдаленный стук / С Мильонной раздавался вдруг"), следовательно -
неподалеку от Миллионной улицы, на Дворцовой набережной, напротив крепости:
А теперь обратим внимание на литографированное изображение,
датируемое 1822-м годом: Справа от шпиля
Петропавловского собора хорошо видно невысокое купольное здание (которое нельзя смешивать с
Великокняжеской усыпальницей, построенной на рубеже XIX-XX веков), увенчанное большим флагом (точно так же, как и на карикатуре А. Орловского). Здесь мы хорошо видим все те же, упоминаемые в письме к Л.С. Пушкину, основные элементы: люди возле парапета, лодка (и весельная и парусная), крепость по ту сторону Невы.
С учетом данного изображения, можем предположить, что именно оно (а не работы А. Орловского) послужило основой для пушкинского эскиза: поэт мог захотеть "вписать" своих героев в реально существующую и известную читателям "Онегина" иллюстрацию (напомним, литография датируется 1822-м годом, а Пушкин отсылает рукопись 1-й главы для печати в начале ноября 1824-го). Конечно, в данном случае наши предположения останутся только предположениями, поскольку каким-либо образом подтвердить их могут лишь собственноручные отметки А.С. Пушкина на соответствующих страницах книг, газет, журналов с воспроизведением работ А. Орловского или же "вида на Петропавловскую крепость". Но, насколько нам известно, таковых отметок при обследовании как рукописного наследия, так и библиотеки А.С. Пушкина не обнаружено.
Как бы то ни было, судьба эскиза волновала А.С. Пушкина и вскоре он опять напоминает брату (в очередном письме) именно об этой самой иллюстрации: "...Будет ли картинка у Онегина?" (письмо, датируемое началом 20-х чисел ноября 1824 года, под номером 117 в Полном собрании сочинений). Однако, по каким-то причинам (достоверных сведений об этом не сохранилось), первая глава "Евгения Онегина" была издана (по уже упоминавшемуся каталогу "
Пушкин в печати. 1814-1837" (М., 1938, с. 28, 60), подготовленному
Н.А. Синявским и
М.А. Цявловским, первое издание главы - № 117 - вышло в свет 18 февраля 1825-го года, второе издание - № 436 - вышло в свет 27-28 марта 1829-го года) без этой иллюстрации...
Н.П. Смирнов-Сокольский в своей замечательной книге "
Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина" отмечает ( М., 1962. С. 106, 117), что тогдашний издатель произведений А.С. Пушкина
П.А. Плетнев "не очень любит иллюстрации".
Но на этом история с персонажами, изображеными на Дворцовой набережной напротив Петропавловской крепости, не заканчивается...
Продолжение следует...