"...на фоне Пушкина! И птичка вылетает"

Jul 22, 2016 23:52

В нашем недавнем материале " Награды Николая I в отечественном кино" шла речь о своеобразной неразберихе, связанной с костюмированием "кинообраза" императора Николая I. Вполне понятно, что и другие персонажи кинофильмов на историческую тему могли "получить" награды, не соответствующие историческим реалиям (нас в данном случае интересуют именно ( Read more... )

Пушкин, фалеристика, история, ad usum scholarum, кино, клуб книгопутешествий

Leave a comment

"ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь ну ser_serg July 31 2016, 20:10:00 UTC
называлось на "-изм"
можно предложить "зрительно достоверный историзм"...

С достоверностью лампы в зрительском восприятии как раз все проще: не всегда есть возможность в полном масштабе воспроизвести, например, лампы/свечи в бальных залах при съемках обстановки XVIII-XIX веков. В "Лермонтове" Н. Бурляева (1986) попытались в сценах бала использовать фильтры, но электрические лампы все равно видны (если присматриваться). Если на это не обращать внимания, то и не особо заметно.

С фалеристикой и остальными деталями костюмирования - намного сложнее и здесь, конечно, надо стремиться к достоверности, особенно - при изображении реально существовавших лиц.

С другой стороны, при оперировании с художественным вымыслом и использованием деталей костюма в качестве "играющих" элементов - как, например, здесь



вполне допустима "условность" в форме откровенно гротескной гиперболизации, поскольку в данном конкретном случае она выполняет свою, четко определенную, художественную функцию.

Но в рассматривавшихся мною случаях не заметен даже намек на "стремление к достоверности" - одна сплошная неряшливая "условность" (за исключением, пожалуй, "Звезды пленительного счастья", где к большому кресту "по-умному" добавили звезду, "чтоб было как взаправду"). Вот это-то и огорчает больше всего. Причем я здесь не могу обособить создателей фильма от тех, к кому они обращались за помощью (если обращались), поскольку общий результат все равно получился отрицательным...

Может быть имеет смысл разработать какие-то общеприемлемые правила для киностудий и театров... Но, боюсь, что в современных условиях всё это выльется в создание очередных частных "контор-кормушек", где не всегда будут высококвалифицированные специалисты, но всех "киношников" к ним законодательно обяжут обращаться на конкурсных основаниях (а как же? - прозрачность, декоррумпизация и т.п.).

Как это может выглядеть на практике? Сделает, например, фирма три ошибочно костюмированных фильма - отбираем лицензию и заставляем выплатить штраф съемочной группе "за некачественно предоставленную услугу"! Замечательно! По-рыночному справедливо! "Голосуем ногами!" и "накажем рублем!"...

Вот только сразу вспоминается - из одного хорошо известного фильма: "Тут не курят! - Вы за это подадите на меня в суд?" (цитирую по памяти).

А фильмы-то, уже снятые с ошибочно костюмированными персонажами куда девать? на помойку выбрасывать что-ли? Значит надо ввести еще одну фирму - которая будет отсматривать снятый материал и выносить вердикт: верно прикреплены ордена или нет... Если неправильный костюм - переснимать все эпизоды. Вот и еще одна "кормушка"... Но тут, боюсь, уже постановщики взвоют, потому что на это никаких денег не хватит.

Обязать Эрмитаж или ГИМ консультировать все фильмы (или наоборот - обязать все киностудии консультироваться в Эрмитаже или ГИМе) не получится, потому что один консультант - это монополизация, а по-рыночному - нужен конкурс и тогда при Эрмитаже (или ГИМе) придется создать три фирмочки-близняшечки (насколько я знаю, в ряде случаев так сейчас и делается), которые между собой договариваются и дают нужный "разброс цен" в коммерческих предложениях: для того, чтобы конкурс состоялся. А давать консультацию будет все равно один и тот же человек...

Кроме этого, не исключено, что те же киношники ухватятся за лозунг "свободы творчества" и не позволят принять такую обязаловку.

Значит, выход один - всё остается на совести костюмеров/постановщиков/продюсеров.

Reply

Мне здесь остается только veikko_helminen July 31 2016, 21:25:13 UTC
подписаться под каждым освещенным Вами пунктом!) (Разве что только дополнить - сейчас такое время, когда вообще никого ни к чему не обяжешь! (прописанного закона о детальной достоверности лично я не знаю) Без толку, увы. Да и, наверное, так и должно быть в свободном обществе - издержки времени).
Про лампу - это, как Вы сами понимаете, я привел первое, что на ум пришло))). Пусть была бы не лампа, а... например, шапка Мономаха


Кстати. коллега, в приведенном Вами кадре из фильма (к сожалению этот фильм что-то смутно вспоминается - уж не про "Мальчиша-Кибальчиша" ли), кажется, Сережа Тихонов (сыгравший когда-то "оторви-да-выбрось" "Вождя краснокожих")?

А вариант исправления фалеристических достоверностей вполне осуществим (даже безболезненно) компьютерной графикой)))).

Reply

За подписантов! ser_serg August 1 2016, 07:33:33 UTC
Вы совершенно правы - это знаменитый фильм про Мальчишей и тот самый С. Тихонов.

Компьютерной графикой, наверное, ордена можно и заменить, но ведь и это обойдется ох как дорого... В общем и целом,как мне кажется, - чем больше будут прислушиваться к образованным людям, тем лучше...

Reply

Re: За подписантов! veikko_helminen August 1 2016, 22:48:31 UTC
но ведь и это обойдется ох как дорого...
Пока всем по барабану, то и денег тратить не будут (но ведь это выход?). А вообще-то верно - самый дешёвый материал для кино (даже в Голливуде) - человеческий (я имею в виду не кинозвёзд, а, например, каскадеров - судя по дополнительным материалам к некоторым фильмам, где это открытым текстом говорится).

("Обрадовались тогда буржуины, записали поскорее Мальчиша-Плохиша в своё буржуинство и дали ему целую бочку варенья да целую корзину печенья.

Сидит Мальчиш-Плохиш, жрёт и радуется." - Вот из всего этого фильма, который, похоже, я никогда не видел целиком, мне более всего врезался в память именно этот эпизод).

Тоже, блин, написал я - Серёжа Тихонов, а ведь человек мне в отцы годится. Но, тем не менее, навсегда остался именно Серёжей.

За подписантов!
Вы такое интересное слово придумали, коллега: даже не знаю , кем себя считать - хорошо это или плохо :-) :-) :-)
Ну да, как бы то ни было - пусть будет за них!

Reply

Re: За подписантов! ser_serg August 2 2016, 07:31:10 UTC
Насчет словотворчества - это не я придумал)))

Фильм сделан весьма необычно для тех лет - с открыто пародийной манерой и ярко выраженной "сказочной" гипертрофией. Что-то похожее, как мне кажется, есть и в "Интервенции" (хотя там, насколько я понял, делался упор на своеобразную "театрализацию").

Reply

Да уж! veikko_helminen August 2 2016, 20:28:05 UTC
Лингвист, а вот такого слова не знаю (хотя более возможен такой вариант, что знал, но забыл - знаете ли, "бандитские пули изрешетили меня всего..." ©).
Ну, значитца, приняв Ваш тост в хорошем смысле этого слова, перевожу его как "За единодушие!"


Фильм обязательно посмотрю.

Reply

Re: "ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь veikko_helminen August 1 2016, 01:06:38 UTC
"ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно".
(В песняровском варианте солировал Валерий Дайнеко). Спасибо за реакцию - да еще и, на мой взгляд, самой красивой строкой)))) (на моей памяти только эта песня и вышла за пределы этого концептуального альбома).

Вот только сразу вспоминается - из одного хорошо известного фильма: "Тут не курят! - Вы за это подадите на меня в суд?"
По кадру это несомненно "Основной инстинкт" Пауля Верхувена.

"можно предложить "зрительно достоверный историзм"
Верно сказано! Только, жаль, "в одно слово не вмещается"...
Ну, да ладно - было бы течение, а название всегда найдется.

Reply

За историзм! ser_serg August 2 2016, 07:32:48 UTC
За достоверный историзм!)))

Reply

За достоверизм! veikko_helminen August 2 2016, 20:36:37 UTC
Предварительный однословный термин (коль уж есть "подписант" с исконно русской основой, то почему бы и не?). Можно рассматривать как шуточный.

Reply

Re: За достоверизм! ser_serg August 2 2016, 20:39:02 UTC
Согласен!

Reply

Вот бли-и-и-ин! veikko_helminen August 2 2016, 20:49:15 UTC
И сам не заметил, что "социализм" и "достоверизм" совпадают по количеству слогов (хотя для дольников Маяковского это не всегда уж и важно).

Reply


Leave a comment

Up