Наблюдения за графикой древнегреческой буквы "А" (4)

Jun 07, 2016 12:16

Продолжая тему о вариациях графики греческой "альфы" в различных памятниках...


18. В прошлый раз мы рассматривали старинный каталог Milne J.G. Catalogue Général des Antiquités Égyptiennes du Musée du Caire. Greek Inscriptions (Oxford, 1905) и заметили интересную особенность: графика буквы "А" может варьироваться в пределах одной надписи (наряду с тем, что, как правило, надписи выполнены с использованием одного типа "шрифта": в нашем случае это - "А" с v-образным язычком и "А" с горизонтальной/наклонной соединительной линией).

18.1. Основная проблема наблюдений за графикой буквы "А" по этому каталогу заключается в том, что без сравнения помещенных там изображений надписей с фотографией самого памятника нельзя быть совершенно уверенным в точности воспроизведения, хотя, как мы видели, каталог готовился очень тщательно и вариативной графике одних и тех же букв там уделялось особое внимание. Но - всё-таки полностью исключать возможность опечатки при типографском воспроизведении текстов разного объема никак нельзя.

С другой стороны, мы встречали как единичные графические отклонения (что вполне может быть объяснено как раз оплошностью воспроизведения), так и несколько однотипных вариаций одновременно (две - в № 9205 и три - в № 9206 и № 9284). При этом мне хотелось бы обратить особое внимание на то обстоятельство, что в этих надписях "основным" является как раз начертание с "А" v-образным язычком, а отклонение фиксируется в виде "А" с горизонтальной соединительной линией. Казалось бы: если в случае появления одной графически атипичной буквы её проще всего считать простой издательской оплошностью, то уж два, а тем более - три, случая на один текст уже сложнее списать на простую ошибку.

Но и здесь есть одна немаловажная деталь: ведь сама надпись могла иметь дефекты, не позволившие тому, кто готовил её копию, уверенно поставить в том или ином месте v-образный язычок. Дефект надписи (в нашем случае - недостаточно четкая "читаемость") мог быть обусловлен как состоянием обрабатываемой поверхности, так и какими-либо иными (в том числе и "субъективными") факторами, оказавшими влияние на результат работы резчика в данный конкретный момент. И этот самый дефект мог в каких-то случаях дать повод для отображения кажущейся а не действительной графики зарисовываемой буквы.

18.2. Для пояснения этой мысли позволю себе обратиться к авторитетному отечественному изданию "Надписи Ольвии. 1917-1965" (Л., 1968), в котором для подавляющего большинства рассматриваемых надписей приведены не прориси, а фотографии.

В "Надписях Ольвии" есть, в первую очередь, чётко читаемые изображения смешанного (по отношению к интересующей нас вариативности графики буквы "А") характера. Например, такие как:
№№ 91 и 165:




Но, кроме них, есть и такие, в которых встречаются некоторые сложности при классификации, например № 74:


В нижней строке мы видим две буквы "А" (подчеркнуты красным): левая имеет ярко выраженный v-образный язычок, а вторая - еле заметную "ломаную линию" (это уже и не горизонтальная прямая, но еще не v-образный язычок). Обратим при этом внимание на то, что графика язычков в верхней и нижней строках различается: если в верхней (подчеркнута лишь одна из двух букв "А") - чётко читаемый v-образный, то в нижней - столь же чётко читаемый (хотя и намного реже встречаемый) Y-образный.

Но есть и такие, которые невозможно отнести как к первому ("с язычком"), так и ко второму (горизонтальная/наклонная соединительная линия) вариантам графики буквы "А". Например, № 98:


На снимке хорошо видно, что если в начале верхней и нижней строк "А" имеет ровную "дугообразную" соединительную линию, то в середине слова Ἀθηναῖος (нижняя строка) та же самая "дуга", не теряя своего специфического начертания, приобретает какую-то искаженную форму. Конечно, даже и в таком виде её нельзя спутать ни с горизонтальной прямой, ни с "уголком" (v-образный язычок), ни, тем более, отнести к какому-то иному типу графики, тем не менее - дефект налицо...

Однако, есть и "более сложный" случай. Это - № 42:


При внимательном взгляде на эту фотографию можно заметить как многочисленные повреждения поверхности с текстом, так и неровности самой поверхности. Повреждения в большей своей части нанесены уже после появления текста (и за счет этого в нескольких местах текст утрачен или значительно поврежден), но какие-то дефекты поверхность определенно имела еще до начала работы резчика и он должен был это учитывать.

Присмотримся к этой надписи, воспользовавшись реконструированным текстом:


По фотографии памятника хорошо видно, что доминирующим вариантом начертания "А" является графика с горизонтальной соединительной линией. Однако, наряду с ней попадаются "А" с чётко читаемым v-образным язычком (они подчеркнуты красным). Зеленым цветом подчеркнуты те случаи употребления "А", которые с большой долей уверенности могут быть отнесены к типу v-образного язычка, но имеющееся отображение не позволяет это утверждать с той же определенностью, как в первом случае (с красным подчеркиванием).

Кроме этого, отметим, что, например, у "А" в 4-й, 10-й и 20-й (первая слева) строках (подчеркнуты зеленым) соединительная линия больше похожа на уже знакомую нам "дугу" ("промежуточный" тип?), чем на "уголок" (хотя, конечно, фотография с другим направлением освещения, или - сделанная современным цифровым фотоаппаратом с высоким качеством снимка, могут изменить эту ситуацию, но пока мы располагаем только помещенным в данном издании изображением).

Синими рамками обозначены те места текста, где имеются повреждения поверхности, принципиально затрудняющие отнесение данных букв "А" к какому-либо из отмеченных типов.




Другими словами, состояние самой надписи может привести к неоднозначности восприятия того или иного знака и - при использовании ограниченного набора средств для воспроизведения надписей - к  ошибочной трактовке графики.

18.3. Ошибки в воспроизведениях графики случаются по разным причинам. так, например, достаточно сложно понять механизм возникновения ошибки (подчеркнуто красным) в случае с надписью № 433 из капитального "Корпуса Боспорских надписей" (М.-Л., 1965)


Хорошо видно, что в двух других случаях (на первой и второй снизу строках) "А" с v-образным язычком воспроизведена на прориси (в двухтомном фотоальбоме, изданном в 2004 году) адекватно, тогда как точно такая же "А" в конце третьей строки прорисована несколько иначе.

Спорным в этом же отношении можно считать и случай в надписи № 459 (подчеркнуто красным):


И, хотя прорись восходит к знаменитому изданию акад. В.В. Латышева Inscriptiones antiquae orae septentrionalis Ponti Euxini Graecao et latinae (т. 4, № 379), фотоснимок, как представляется, дает основания для воспроизведения первой буквы "А" в том же самом виде, как и остальные буквы данной надписи - с v-образным язычком.

Последний приводимый нами из Корпуса Боспорских надписей пример иллюстрирует возможное влияние дефектов поверхности на достоверность восприятия (и последующего воспроизведения). Перед нами - фрагмент плиты с надписью (№ 70):


В данном случае (третья строка сверху) хорошо видно, что две первые буквы "А" имеют v-образный язычок и третья по счету буква "А" (подчеркнута) тоже "просится" в этот ряд "язычковых". Однако, при внимательном рассмотрении можно заметить, что перед нами - обычная горизонтальная соединительная линия и близко расположенный к ней дефект поверхности, не имеющий отношения к графике буквы:


18.4. Подводя итог этой части наших наблюдений, отметим, что в нашем случае (отслеживания вариаций графики) предпочтительнее всё-таки пользоваться фотоматериалами, хотя, разумеется, не всегда имеется такая возможность. Обратим внимание и на немаловажную деталь в самих надписях: выявлению интересующих нас случаев появления графических отклонений могут мешать своеобразные "мутации" являющегося в данных условиях характеристическим соединительного элемента: линия может быть не только горизонтальной или наклонной (как это было на приводимых нами ранее примерах), но и дугообразной. Да и сам v-образный язычок может в одном и том же тексте выглядеть по-разному (при этом привычный острый угол может "легким движением руки" превращаться в тупой).

В том, что касается варьирования графики "А" в более-менее целостных текстах и в тех случаях, когда таковое варьирование не подлежит никакому сомнению, вопросы остаются прежними: какова закономерность появления в тексте нетипичного начертания? В ольвийской надписи № 42 такие вариации графики "А" вполне очевидны, но, к сожалению, анализ этого текста осложняется случаями ненадёжного (подчеркнуто зеленым) и невозможного (синяя рамка) чтений. С другой стороны, даже в тех случаях, когда текст не имеет повреждений и вполне чётко читается, сложно выявить какую-либо, подчиняющуюся определенным правилам, повторяемость.

Продолжение следует...

эпиграфика, античность, клуб книгопутешествий

Previous post Next post
Up