Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие

Sep 27, 2016 22:03

Последнее свидание Фауста и Маргариты - одна из самых трагических и проникновенных страниц мировой поэзии.
В последних сценах этой главы, открывается, высказываемый некоторыми Святыми Отцами, смысл послесмертного искушения дьяволом, как прельщение души призрачными благами, которые имеют своей целью окончательно отторгнуть ее от Бога.

Испившая всё беспредельное унижение публичного позора и страдания от совершенных ею грехов, Маргарита лишилась рассудка. Простоволосая, босая, она поёт в заточении детские песенки и вздрагивает от каждого шороха. При появлении Фауста она не узнает его и съёживается на подстилке. Он в отчаянье слушает её безумные речи. Она лепечет что-то о загубленном младенце, умоляет не вести её под топор.

Наконец она сознаёт, что перед нею Друг. «Ушам поверить я не смею, где он? Скорей к нему на шею! Скорей, скорей к нему на грудь! Сквозь мрак темницы неутешный, сквозь пламя адской тьмы кромешной, и улюлюканье и вой...»

Фауст лихорадочно торопит её покинуть темницу и бежать. Тогда девушка вдруг начинает вспоминать о своих смертных грехах - и безыскусная простота её слов заставляет Фауста холодеть от ужасного предчувствия. «Усыпила я до смерти мать, дочь свою утопила в пруду. Бог думал её нам на счастье дать, а дал на беду». Прерывая возражения Фауста, Маргарита переходит к последнему завету. Он, её желанный, должен обязательно остаться в живых, чтобы выкопать «лопатой три ямы на склоне дня: для матери, для брата и третью для меня. Мою копай сторонкой, невдалеке клади и приложи ребёнка тесней к моей груди». Маргариту опять начинают преследовать образы погибших по её вине - ей мерещится дрожащий младенец, которого она утопила, сонная мать на пригорке... Она говорит Фаусту, что нет хуже участи, чем «шататься с совестью больной», и отказывается покинуть темницу. Фауст порывается остаться с нею, но девушка гонит его. Появившийся в дверях Мефистофель торопит Фауста. Они покидают тюрьму, оставляя Маргариту одну. Перед уходом Мефистофель бросает, что Маргарита осуждена на муки как грешница. Однако голос свыше поправляет его: «СПАСЕНА». Предпочтя мученическую смерть, Божий суд и искреннее раскаяние - побегу, девушка спасла свою душу. Она отказалась от услуг дьявола.

Маргарита, Фауст, Мефистофель

Previous post Next post
Up