Не так давно волею случая затронул тему выбора консультантов (
http://www.training-labs.ru/rapporteurs/detail/724/). Повезло с аудиторией: было много вопросов и замечаний, возникли фоллоуапы (особое БЧС Андрею Вербицкому и Александру Орлову). Короче, тема зацепила, потащила… и требует продолжения.
Так получается, что периодически вступаю со своими коллегами в горячие дискуссии по поводу различий между экспертами и консультантами. Потому что считаю, что между экспертами и консультантами существует огромный разрыв. И часто удивляюсь, как много людей этого не понимают. Или не хотят понимать. Или не хотят принимать. А я хочу видеть вокруг себя консультантов. Ну… или хотя бы тех, кто понимает отличие и стремится его преодолеть. Готов помогать. Ведь сам когда-то преодолел этот путь. Но не все хотят… Что периодически опечаливает.
Так вот, из этих дискуссий родилась некоторая классификация способов “решения задач с привлечением сторонней помощи”. Которая как раз хорошо “укладывается” в тему “выбора правильного консультанта”.
Итак, способы решения задач (или возникающих проблем, как уж кому удобнее это называть):
- Самообучение. Интернет (Wikipedia, специализированные сайты, поисковики, блоги, форумы, user groups, etc.). Книги. Да, да, да. Этот носитель информации еще жив. Причем сейчас многие книги сейчас можно практически мгновенно получить, либо купив (через Amazon, например), либо взяв с сайта электронной библиотеки или торрента. Далее специализированные журналы (этим сам уже давно не пользуюсь, только разве что электронными версиями, да и то, случайно перейдя по ссылки из поисковика). Плюсы очевидно: можно делать самому, в одиночку, когда и сколько угодно, без затрат денег (или с минимальными затратами, если книжки вы все-таки будете покупать). Но… никакой гарантии получения корректного результата в разумные сроки нет. Наоборот, есть довольно большой риск, что потратив время и силы, вы так и не получите сколько-нибудь приемлемого результата.
- Тренинг. Вы идете и слушаете тренинг. Появляется персонификация и эмоционализация. Появляются элементы интерактивности. Если что-то непонятно, вы можете задать вопрос (правда, вы можете либо вообще не получить ответ, либо получить ответ не на ваш вопрос, либо неполный ответ на ваш вопрос, либо не до конца понятный ответ на ваш вопрос, либо… короче, понятно). Однако, вокруг вас есть некоторое количество людей, которые интересуются приблизительно той же самой темой, что и вы. И вот с ними то вы как раз и можете пообщаться вдоволь: поговорить на перерывах тренинга, познакомиться и продолжать общение по e-mail или даже телефону или даже личное… Иногда формат тренинга подразумевает сессию вопросов/ответов в конце, причем иногда на это отводят вполне разумное время, за которое в ходе совместного обсуждения вопросов много чего можно в голове уложить… Иногда формат тренинга подразумевает даже знакомство с тренером и даже (!)… послетренинговое общение. Но это уже переход в следующую категорию. И.. вы опять же не имеете никакой гарантии получить решение вашей задачи. Иногда происходит счастливое совпадение, и вы в ходе тренинга получает необходимое решение. Иногда тренинг вызывает инсайт, который позволяет вам самому найти решение. Но формально у тренинга есть тема и подготовленный по этой теме материал. И тренер имеет полное право не отвлекаться (или минимизировать отвлечение) на дополнительные вопросы. А также отсекать просьбу разобрать или даже прокомментировать ситуацию, которая не является домашней заготовкой, а предлагается участниками тренинга. Только если это не семинар/круглый стол (но это опять уже другой формат).
- Семинар/круглый стол. Фактически - массовая консультация. Смешанный вариант тренинга, экспертизы и консалтинга.
- Эксперт. Вы знаете (или вам рекомендуют, или вы находите) эксперта, который помогает вам искать решение задачи. Идеальный эксперт должен отвечать на любой конкретный корректно поставленный вопрос в области своей компетенции. Но в общем случае эксперт не обязан быть в состоянии решить вашу задачу. Его дело - отвечать на вопросы. Если вы задаете правильные вопросы и искомое решение полностью находится в области компетенции эксперта, то у вас есть очень хорошие шансы очень быстро получить решение. Но это только в этом идеальном случае: решение полностью в области компетенции эксперта, вы задаете корректные вопросы и потом еще их сами правильно интерпретируете, задаете уточняющие вопросы и пр. и пр.
- Консалтинг (консультант). В общем случае предполагается, что консультант заинтересован именно в поиске решения вашей конкретной задачи. Любыми способами. Главные минусы: как правило, существенно дороже всех вышеперечисленных способов. Также велик риск того, что вы не сможете найти консультанта, способного решить вашу задачу. Любо потому что вы не знаете как и где искать такого консультанта, либо, что еще хуже, консультант сделает свою работу, а вы так и не получите решение своей задачи. А получите что-то другое: решение немного не вашей задачи, , частичное решение вашей задачи, решение упрощенной вашей задачи, решение ваше задачи в некоторых предположениях, которые для вас неприемлемы, например, решение вашей задачи, которое не может быть использовано в силу каких-то причин (например, своей дороговизны). Даже если вы получаете полное решение именно вашей задачи, очень часто вам по каким-либо причинам не удается его реализовать. Выясняется, что у вас на его реализацию нет времени, недостаточно экспертизы, нет ресурсов, или что-либо еще. Но результат один: решение есть, а практического результата нет.
- Коучинг (коуч). Это аналог консультанта. Но коуч заинтересован не только в решении вашей задачи, но и может эффективно обучить вас тем навыкам, при помощи которых можно успешно решать подобные задачи. Причем обучить на реальном примере. Прямо вместе с вами решая вашу задачу. Мы с коллегами долго подбирали более русскоязычный аналог термина коучинг. И нам кажется, что НАСТАВНИЧЕСТВО - это очень подходящий термин для описания такого рода помощи и обучения.
Кстати, нельзя утверждать, что коучинг - это всегда лучший способ решение задачи. Нет конечно. Все зависит от конкретной задачи. Если вы строите загородный дом, то вряд ли вы хотите стать специалистом в построении домов и еще менее вероятно, что вы хотите научиться профессионально тесать и укладывать бревна, готовить бетон и класть фундамент, стелить крышу и красить стены и пр. и пр.… Нет конечно, вы просто хотите дом, который соответствует вашим ожиданиям по размерам, архитектуре, дизайну и цене. И для решения этой задачи лучшим вариантом будет привлечь экспертов (хороших строителей) с элементами консалтинга (архитектор/дизайнер/прораб).
Но если вы хотите именно НАУЧИТЬСЯ РЕШАТЬ определенную задачу, то коучинг будет самым лучшим, хотя, возможно, самим дорогим, с т.з. единовременно необходимых денежных инвестиций, способом. Но с точки зрения TCO, уж поверьте на слово, коучинг практически всегда будет самым выгодным вариантом решения такой задачи…
И еще одно “кстати”… В российском языке слово тренер сильно ассоциировано со спортом, в котором тренер = коуч, наставник. В данном посте слово “тренер” употреблялось в значении “тот, кто проводит тренинг”. Т.е. лектор. Преподаватель.