Недавно обсуждали с коллегой основополагающие принципы построения нормативно-регламентирующей документации Компании, в частности, системы менеджмента качества в рамках стандарта ISO 9001.
Пришли к выводу, что есть два полярных подхода.
Вариант №1
- Определить цели (начиная с самого верха и протянуть их соответствующим образом до низа). Т.е. Скоммуницировать на все уровни Компании, ЧТО Компания хочет получить, ее ЦЕЛИ и ожидаемый РЕЗУЛЬТАТ. Так, что бы каждый на своей позиции хорошо понял, какой РЕЗУЛЬТАТ компания хочет получить конкретно от от него, от его роли.
- Показать НАПРАВЛЕНИЕ, в котором Компания ожидает продвижение по пути к достижению того, «ЧТО» компания хочет получить (п.1). Честно сказав - мы ТОЧНО не знаем, ЧТО нужно делать. Главное, мы знаем направление...
- При этом не запрещается (а даже крайне рекомендуется) предложить один (а лучше несколько) проверенных практикой методов гарантированного получения ЦЕЛИ (если они известны, конечно). Это нужно как:
- Пример для тех, кто хочет сделать все по-своему, но тем ни менее, хочет посмотреть «как умные люди делают»
- Руководство к действию для тех, кто не созрел до самостоятельности и хочет гарантировано получить РЕЗУЛЬТАТ, пусть и не самым эффективным способом.
- Создать механизм мониторинга, контроля и корректировки. Когда если ты отклонился от НАПРАВЛЕНИЯ в желтую зону, тебе смотрят в глаза и говорят - "внимание, есть риск зафакапить". Если отклонился в красную - смотрят на РЕЗУЛЬТАТ, и если он плохой и не похож на то «ЧТО» хочет Компания, берут за руку, и нежно возвращают в желтую или зеленую зону. Ну а если вы становитесь завсегдатаем красной зоны, а результата нет, то вы и сами понимаете, что с вами дальше будет.
Вариант №2
- Иногда сопровождается постановками ЦЕЛЕЙ, возможно частичной, а иногда и нет. Потому что это не нужно. Потому что Компания строго определяет «КАК» нужно действовать. Ну и действивтельно, зачем тратить время на «ЧТО», если определив «КАК», ты вопрос про «ЧТО» снимаешь. Потому что можно не думать о результате, если ты выполняешь все приказы сверху. ТАМ - умные, они все знают. Наше дело - выполнять. Как в армии.
- Дальше нужно строго проверять, КАК делают. Если не так, как предписано - карать и исправлять.
Как вы понимаете, первая схема позволяет быстро перенастраивать цели и позволяет проявлять больше креативности для их достижения, но требует бОльших усилий на поддержание своей стабильности, вторая - гарантирует достижение определенного результата при выполнении всех «КАК», но вместе с тем гарантирует непоявление рузльтата выше определенного, а также требует существенных трудозатрат на перенастройку в турбулентное время.
Вторая схема - для поддержки определеннго уровня эффективности в условиях стабильного процветания, первая - для максимизации эффективности в быстроизменяющейся среде. Без гарантий.
Какую схему по нынешним временам захотите использовать вы?