Сначала обещанный F22. Визуально самолет "растолстел" по сравнению с предыдущими поколениями. Форма, конечно, продиктована функцией - малозаметностью на радарах. Отсюда плавность форм и тупые углы, а также внутрненний отсек для навесного вооружения.
Заборы были хитро расставлены таким образом, что сфотографировать зад и сопла не удалось. Самолет с изменяемым вектором тяги (правда только в вертикальной плоскости), так что сопла были особенно интересны. Еще одна особенность - массивный хвост и задние рули.
Забежим вперед и посмотрим на него в небе. Во время выступлений самолет выделывал совершенно немыслимые трюки, за гранью обычной аэродинамики. Развороты почти на месте; медленное движение вперед с задранным носом, без набора высоты; сваливания и т.д. Естественно, без электроники и изменяемого вектора тяги такие фокусы заканчивались бы штопором.
Вот так он выглядит издалека:
А вот так вблизи (кадр смонтирован, самолет был только один):
Эпохи и традиции. P-51 Mustang времен Второй мировой, F-16 времен Холодной, F-22 времен...
Пройдемся по транспортникам и танкерам.
C5 Galaxy. Самый большой американский транспортный самолет. Меньше "Руслана" и "Мрии" и по размерам и по грузоподъемности. Поднимает жалкие 120 тонн против 150-ти и 250-ти.
Под крылом можно разбить лагерь:
А внутри устроить картинную галерею (вид на задние две трети):
Кабина находится под самым потолком, а забраться туда можно только по пожарной лестнице. Управляют всем этим вот такие бравые парни:
C-130 Hercules. Старый (недавно разменял 50 лет на службе) и надежный самолет, основа армейских грузоперевозок.
Этот экземпляр в частности только что прилетел из Африки. На борту из интересного нашлась маленькая печка-духовка, чтобы в дальних перелетах печь пироги, на радость капитану. Кабина была предусмотрительно обклеена лентой от неадекватных посетителей.
C-17 Globemaster. Замена Геркулесам. Как ни странно, довольно дорогой и капризный аппарат.
KC-135 Stratotanker. Воздушний танкер-заправщик. Вмещает в себя 90 тонн топлива. Характерной чертой является твердая заправочная штанга а не несколько шлангов с конусами-воланами на конце.
Вот так выглядит место "бумера" (от английского boom - той самой штанги). Как видно, никаких компьютеров. Камеры на конце мачты, со слов самого бумера, тоже нет. Все контролируется на глаз с борта самого заправщика. Причем именно летчик танкера дает разрешение на перекачку топлива.
А это бумер Итан. Обучение и тренировка такого специалиста стоит более миллиона долларов.
Есть версия заправщика и побольше. KC-10 Extender. Вмещает 160 тонн топлива. Может также использоваться для перевозки грузов.
Бак находится под полом и занимает не более трети по высоте фюзеляжа. Сам бак, причем, представляет из себя герметичный пузырь, который меняет свою форму по мере наполнения. Мне было интересно, подвержен ли самолет с таким количеством жидкости колебаниям свободной поверхности, как этому подвержены морские танкеры. Дело в том, что жидкость своими плесканиями и движением может запросто перевернуть корабль. Для того чтобы ограничить инерционное движение нефти (и сыпучих материалов тоже) внутри корабля, трюм делится на много отсеков, а танкер пытаются наполнить под завязку. Самолеты, как выяснилось, данному явлению не подвержены. Все маневры происходят отностительно плавно, а ускорения небольшие. Так что инерция загруженного самолета чувствуется сразу, но никаких волнений-бултыханий жидкости и самого самолета не происходит. По крайней мере так мне ответственно заявил летчик по имени Баррон.